Культурное развитие Казахстана в XIX веке

Культурное развитие Казахстана в XIX веке9.1 Развитие системы народного образования в Казахстане

Присоединение Казахстана к России не только повлияло на социально-экономическое развитие края, но и вызвало расширение сферы образования. Развитие новой системы образования в начале XIX в. связано с открытием школ с русским языком обучения. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для административного аппарата в Казахском крае. Так, в конце XVIII в. началась организация в прилинейных районах. В 1789 г. в Омске открылась. готовившая переводчиков и писарей, в 1813 г. — военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус, в 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус. Все эти учебные заведения должны были

В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. В 1850 г. в Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила В программе ее предусматривалось изучение русского и татарского языков, география, арифметика, мусульманское вероученье, составление деловых бумаг на русском и татарском языках.

Распространению образования местного населения способствовали также мусульманские мектебы, организованные еще в эпоху средневековья. В начале XIX в. в мусульманских мектебах в основном обучали. т. е. правилу мусульманской религии и 1/7 часть Корана. При этом мальчиков и девочек казахских семей до 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы. Учебный план медресе включал также грамматику, арифметику, арабскую филологию, религиозное право, религиозную философию. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.

С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в. приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма.

Организатором народного образования второй половина XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.). Тяга к изучению истории и современное состояния русской педагогики позволило ему стать просветителем казахского народа. В январе 1884 г. при его содействии была открыта казахская школа в Торгае, в 1888 г. в Иргизе, в 1884 г. в Костанае. С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане, а также открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разработка дидактических принципов обучения и воспитания детей, создание учебных и методических пособий.

9.2 Наука Казахстана XIX века

В первой половине XIX в. многие представители русской культуры уделяли определенное внимание жизни и истории казахского народа. В. И. Даль — в 1833-1841 гг. находясь при Оренбургском военном губернаторе чиновником особых поручений, собрал записи и образцы устного творчества тюркскоязычных народов. О жизни казахов Оренбургского края написал повесть. Исторические исследования А. И. Левшина. И. Завалишина и других также повлияли на научное изучение Казахстана.

Заметную роль в культурной жизни Казахстана и России второй половины XIX в. начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции был Ш. Ч. Уалиханов.

В 1856 г. участвуя в Иссык-кульской экспедиции, Шокан осуществляет съемку бассейна Иссык-куля, исследует историю и культуру кыргызского народа, и пишет. Знакомится с Семеновым-Тянь-Шанским. Впервые им был записан большой отрывок из эпоса. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества. Его работы были переведены на немецкий, английский, французский языки.

Среди крупных исследователей нашего края стоит имя известное всему миру ученого — П. П. Семенова-Тянь-Шанского. Под его руководством была подготовлена серия. два объемных тома этой серии — и описывают природу и род занятий населения нашей республики.

В конце XIX в. в Оренбургском крае жил и работал казахский этнограф Ходжа Мухаммед-Салык Бабаджанов (1834-1893 гг.) уроженец Внутренней Орды, который также оказал влияние на научно-исследовательскую работу Казахстана. В 1861 г. Совет общества по представлению Отделения этнографии избрал его своим членом-сотрудником, а через год наградил серебряной медалью. Бабаджанов был первым казахом, получившим официальную награду за научные труды.

Потребности капиталистической России диктовали необходимость более глубокого научного изучения национальных окраин. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ России. В 1867 г. был создан Оренбургский отдел ИРГО, который проводил научные изучения западной и северной части Казахстана. Освоение восточных районов страны в первую очередь Сибири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела ИРГО который занимался изучением Западной Сибири и Казахстана в географическом, естественно-историческом и этнографическом отношениях.

В феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества. Одной из основных задач отдел считал географические исследования новой территории России. Однако некоторые члены отдела не ограничивались изучением природных условий Средней Азии. Их перу принадлежат большое количество статей и заметок по истории, социально-экономическому положению Южного Казахстана и Средней Азии.

Для создания фундаментальных трудов по социально-экономической истории по отдельным регионам России возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление в 29 губерниях России ученых архивных комиссий. В декабре 1887 г. была создана Оренбургская ученая архивная комиссия. Цель комиссии — приведение в порядок и подготовка для научных изысканий архивных документов, находящихся в канцелярии генерал-губернаторов.

Южную часть Казахстана в археологическом отношении успешно изучало единственное историко-научное учреждение в Средней Азии Туркестанский кружок любителей археологии, открытие которого состоялось в декабре 1895 г. Цели и задачи кружка были ясно сформулированы во втором параграфе Устава кружка: выявление, учет, изучение и популяризация памятников истории и культуры Южного Казахстана и Средней Азии. Члены Туркестанского кружка любителей археологии на юге Казахстана проводили археологические раскопки и публиковали их результаты в научных изданиях. Находки и открытия членов кружка заинтересовали виднейших русских востоковедов и археологов, которые использовали их в своих трудах, обогативших отечественное востоковедение. Кружок издавал свой печатный орган, который выходил ежегодно.

В 1868 г. в Туркестане и в 1878 г. в Семипалатинске были созданы Областные статистические комитеты, которые распространяли среди казахов науку и знание, основы грамотности, собрали огромный материал по статистике, истории, этнографии и материальной культуре казахов.

Изучением Казахстана занимались и научные учреждения центра страны. Казахская проблематика занимает видное место, особенно в конце XIX в. в деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Большой вклад в изучение культуры, быта и происхождения казахов внесли русские востоковеды, объединившиеся в середине XIX в. в Восточное отделение Русского Археологического общества. До сих пор не потеряли своего значения многие труды русских востоковедов по истории Казахстана. В конце ХIХ-начале XX вв. почти в каждом номере и отделения помещались статьи, заметки критико-библиографические очерки по истории и этнографии казахского народа, фольклорные материалы.

Известную роль в изучении истории, культуры и быта казахского народа сыграли столичные этнографические музеи, которые в конце XIX — начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Так, музей антропологии и этнографии Академии наук в 30-х гг. XIX в. имел постоянную экспозицию казахских этнографических предметов. Казахские этнографические коллекции имелись в Петербургском Русском музее, основанном в 1895 г. по инициативе Русского Географического общества, в музее археологического общества, в Дашковском этнографическом музее в Москве, в музеях Верного, Екатеринбурга, Казани, Омска, Оренбурга, Саратова, Семипалатинска, Ташкента. Они привлекали внимание общественности к культуре и быту казахского народа, способствовали распространению достоверных сведений о жизни казахов. В музеях сохранились весьма ценные предметы дореволюционного казахского быта, не потерявшие своего научного значения и в настоящее время.

9.3 Особенности развития казахской литературы в XIX веке

Казахская литература первой половине XIX в. развивалась в двух идейных направлениях: защита интересов простого народа и защита интересов господствующего класса. Так, в 20-60-х гг. XIX в. развитие казахской литературы было тесно связано с освободительной борьбой против колониальной экспансии Российской империи. В этот период получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы, а также возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события: борьбу казахов против набегов казачьих отрядов, кокандских и хивинских феодалов. Так, поэма посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов. О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывают поэмы и. а руководители освободительной борьбы казахов 1837-1847 гг. стали героями эпоса .

Видное место в казахской поэзии занимает творчество Шернияз Жарылгасулы (1807 — 1867 гг.). Шернияз активно участвовал в восстании Исатая Тайманова, после поражения скрывался в аулах и воспевал героические подвиги Махамбета и Исатая. Его заслуга в литературе — совершенствовал искусство поэтической импровизации.

Известным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770 — 1856 гг.). Свои песни он сопровождал на кобызе. Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы.

В казахской литературе во второй половине XIX в. появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим) Кунанбайулы (1845 — 1904 гг.). С 1886 г. Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру.

Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление ( ). Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818 — 1881 гг.). В своем произведении он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай — поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религозные обряды.

Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Бабатайулы (1802 — 1874 гг.). В своих нравоучительных стихах он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате. Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье народа.

Видным представителем религиозной мусульманской казахской литературы был Аубакир Кердери Шоканулы (1858 — 1903 гг.). В своих произведениях уделил большое внимание религиозным вопросам, хотя не отрицал проблемы светской жизни. Он признавал России. В его произведениях нет антирусских мотивов, наоборот, он считал, что заботится обо всех народах страны. Аубакир пропагандировал царские указы в степи, положительно относился к реформам 1867 — 1868 гг. По его взгляду, передовая экономическая жизнь России окажет позитивное влияние на хозяйство казахов. Призывал соотечественников к светскому знанию, технике и искусству.

9.4 Развитие музыкального искусства

Большое место в духовной культуре и общественно-социальной жизни казахского общества занимает музыкальное искусство. В этот период развитие получает инструментальная музыка, преимущественно бомбровая.

XIX в. представлен выдающимися композиторами, создавшими немеркнувшие классические музыкальные произведения. Ярким представителем этого периода является Курмангазы Сагырбай-улы (1818 — 1889 гг.) — гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. С юных лет он проявлял музыкальное дарование, первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем — кюйши Узак. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению и вера в будущее.

Великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке — Даулеткерей Шыгай-улы (1820 — 1887 гг.) происходил из аристократических кругов казахского общества. Даулеткерею принадлежат такие кюи, как, где он создал тонкие психологические женские портреты. Душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях. Всего известно около 40 кюев Даулеткерея.

Видное место в музыкальном искусстве занимал выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классического домбрового творчества, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе Таттимбет Казангап-улы (1815 — 1862 гг.). Он сочинил классические образцы традиционных кюев, Кюи Таттимбета, относятся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки.

Вторая половина XIX в. известна такими именами как Биржан сал Кожагул-улы (1834 — 1897 гг.), Акан-сери Корамса-улы (1843 — 1913 гг.). Выдающийся композитор, певец и поэт Биржан затрагивает в своих произведениях социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. К замечательным его творениям относятся и др. Другим замечательным представителем казахского песенного искусства являлся Акан сери Корамсаулы. Первые его стихотворения написаны с подражанием восточным поэтам. Он — поэт, лирик, композитор, создавший около 50 песен, среди которых можно выделить и другие.

Таким образом, культура казахского народа XIX в. преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем новые явления в политическом, экономическом положении и социальной структуре казахского общества оказывали заметное влияние на развитие культурной жизни в целом.

Культурное развитие Казахстана в 20-30 годы