Культура в 20-30-е годы в Казахстане

Культура в 20-30-е годы в КазахстанеПосле Октябрьской революции 1917 года в области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию. Общая грамотность населения Казахстана в 1917 году составляла только 8,2 % (у казахов -2%,лишь единицы казашек были грамотными). На начало 1917 года в республике действовало 2389 школ и 600 русско-казахских училищ. Культурное строительство же было немыслимо без развития народного образования, создания широкой сети общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Уже в первые месяцы советской власти государство полностью взяло на себя материальное обеспечение учащихся. 26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. В 1920 г. создается Казахстанская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью (Казграмчека). Одновременно подобные полномочные органы возникают и на местах. Организуются также первые курсы по ликвидации неграмотности для мусульманок <женщин местной национальности). Борьба с неграмотностью с каждым годом давала все — более ощутимые результаты. Если в 1921/22 учебном году в Казахстане было обучено неграмотных и малограмотных 0,7 тыс. то в 1922/23—4,1 тыс. в 1923/24—15,8 тыс. и в 1924/25 учебном году—21,9 тыс, человек. За парты сели бывшие беспризорники, дети беднейших дехкан, рабочих, кустарей и военнослужащих, погибших в борьбе с контрреволюцией. Под школы-интернаты приспосабливались здания, национализированные у эксплуататорских элементов. Обучение и воспитание велось по новым учебным планам и программам. Расходы на жилье, питание, одежду и обувь, обучение и воспитание детей, зачисленных в школу-интернат, производились за счет государства. За образец начальных школ с обучением на родном языке принималась единая трудовая советская школа с бесплатным четырехлетним сроком обучения. Советская политика в области народного просвещения встречала ожесточенное сопротивление реакционного мусульманского духовенства. Стремясь сохранить свое влияние на подрастающее поколение, муллы и другие служители культа, выступая против советской школы, использовали не только ложь, клевету, но и запугивание родителей. Басмаческие банды разрушали школьные здания, уничтожали оборудование, беспощадно расправлялись с учителями. Но ничто не могло сломить волю, настойчивость и самоотверженность работников народного просвещения. Одним из серьезных препятствий в развитии народного просвещения служила разветвленная сеть конфессиональных школ — мактабов и медресе, возглавляемых в основном реакционной частью мусульманского духовенства.

Вокруг вопросов школьного строительства в 20-х годах развернулась острая идеологическая, классовая борьба. Баи, муллы, реакционная интеллигенция стремились сохранять и развивать влияние религии, шариата. Хотя в Казахстане была проделана определенная работа по развитию народного образования, общеобразовательные школы находились в крайне тяжелом положении. Наблюдались резкие различия в уровне культурного развития внутри отдельных административно-территориальных единиц-областей. Различия выражались прежде всего в неравномерности роста сети школ и распространения грамотности среди населения.

Эти трудности были преодолены только в 30-х годах после национально — территориального размежевания республик Средней Азии, образования национальных республик и областей и организации в них наркоматов просвещения и их органов на местах сложились более благоприятные условия для упрочения советской системы народного образования. Успехи в восстановлении народного хозяйства, первые шаги культурных преобразований создали объективные предпосылки для всестороннего развития народного образования во второй половине 30-х годов.

В Казахстане широкое распространение получили так называемые школы-коммуны, которые создавались среди кочевого и полукочевого населения. К октябрю 1920 г. в Казахской АССР уже функционировало 2410 школ, в которых обучалось 144 тыс, учащихся, в том числе казахов — 15470. По сравнению с 1914/15 учебным годом сеть школ возросла на 40%, численность учащихся—на 36%, а учащихся — казахов — в 2 раза. Ускоренными темпами ведется подготовка учительских кадров. Так, в 1919-1920 годах были организованы 4 месячные курсы по подготовке преподавателей для казахских школ Семипалатинска, Торгая, Иргиза, Уральска, на которых прошли обучение свыше 1 тысячи учителей. В 1920-1921 учебном году в республике было около б тысяч учителей. Однако органы народного образования Казахстана в первые годы восстановительного периода после гражданской войны (до середины 1923 г.) переживали чрезвычайные трудности. Вследствие ряда объективных и субъективных причин (общего ухудшения экономического и финансового положения, сокращения государственных расходов на просвещение и перевода сельских школ на неустойчивый местный бюджет, активизации остатков басмаческих банд, влияния старометодной мусульманской школы, появления значительного числа частных школ нэпманов и враждебной деятельности замаскированных врагов народа — буржуазных националистов) в Туркестанской и Казахской АССР до 1923 г. наблюдалось резкое уменьшение школьного строительства и сокращение сети всех учреждений культуры. В Казахской АССР многие школьные работники были переведены на натуральное пайковое содержание. Школам, детдомам, интернатам выделялись огороды, сады; усиливалась помощь школе со стороны предприятий; широко привлекались трудящиеся к строительству и ремонту школьных помещений методами воскресников. Значительные средства собирались во время агиткампаний — недель просвещения, месячников помощи школе. Подобные необходимые и своевременно принятые меры, а также мобилизация широких трудящихся масс на оказание всемерной помощи народному просвещению помогли советской школе буквально выжить в трудные годы голода и разрухи. В 1923/24 учебном году почти треть школ Казахстана содержалась на договорных началах, т. е. в основном за счет населения.

Большую роль в борьбе с неграмотностью взрослого населения сыграло организованное в 1924 г. добровольное, общество «долой неграмотность», Его члены создавали школы и пункты ликвидации неграмотности, выступали перед населением с лекциями и беседами на хозяйственные, культурные и политические темы, выпускали стенные газеты, проводили громкие читки. Уже в 1924 г. в обществе состояло 3917 членов, В Казахстане, как и во всей стране, в ряде населенных пунктов создавались курсы элементарной грамоты, проводились лектории на общественных началах.

Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета.

Благодаря повышению грамотности населения коренным образом изменилось и состояние библиотечного дела в годы. Библиотеки стали народным достоянием, орудием просвещения масс. Огромная политическая и социальная активность трудящихся, их тяга к знаниям и культуре вызвала рост массовых, специальных библиотек, изб-читален и других культурно-просветительных учреждений. В начале 1921 был образован Главлолитпросвет при Наркомпросе Киргизской (Казахской) АССР. На местах были созданы губернские и уездные политпросветы. 19 апреля 1921 года Совет Народных комиссаров КАССР принял декрет о централизации библиотечного дела, Все библиотеки системы Наркомпроса, а также библиотеки всех других ведомств, учреждений и военных организаций связывались в единую сеть республики и передавались в ведение Главполитпросвета и его органов на местах. Для обслуживания казахского населения книгами на родном языке организовывались специальные библиотеки, В то же время эта работа шла чрезвычайно •медленно, главным образом, из-за ограниченного количества литературы на казахском языке. На 1 января 1922г. в республике имелось только 30 стационарных и передвижных библиотек с книгами на казахском языке.

Однако с каждым годом положение библиотек улучшалось. К началу первой пятилетки уже в сети Наркомпроса действовало 237 библиотек, в том числе 8 губернских,- 31 уездных, 55 районных, 61 волостная и 82 передвижных. В 1931 создаются две крупные библиотеки в Алма-Ате: Государственная публичная (ныне Национальная библиотека Республики) с фондом в 330 тыс, томов, ставшая одновременно государственным книгохранилищем и научно-исследовательским учреждением 8 области библиотековедения и библиографии, крупным методическим центром стала и центральная городская с фондом в 25 тыс. томов (ныне центральная городская библиотека им. А. П. Чехова).

В начале XX века одним из характерных направлений культурного развития была задача сохранения и развития народного творчества. В этих целях уже в 1918—1919 гг. организуются слеты народных акынов, ведутся записи фольклора народного эпоса. В мае 1919 года в г. Верном состоялся первый слет акынов, руководил которым У. Жандосов. Среди состязавшихся 19 акынов были популярные в народе Ж. Жабаев, У. Карибаев, Е. Кандеков, А. Сареков и др. В республике продолжалось работа по упрочению давних народных традиции песенно-поэтических состязаний. Большую роль в этой работе сыграло Общество изучения Казахстана, созданное в 20-х годах по инициативе и при непосредственном участии известных исследователей казахской культуры А. Адиваева, А. Л. Мелкова, С. Н. Петрова, А. П. Чулошникова и др. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т. п. В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд «1000 песен казахского народа» — плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В последствии (1931 г.) он опубликовал «500 казахских песен и кюев». В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кашаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К. Азербаев, И. Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, 0,Шилин.

В эти годы в Казахстане начинает складываться широкая сеть очагов культуры, которые проводили среди населения культурно-просветительную работу. Под термином «Культурно-просветительная работа» (далее-КПР) понималась деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, музеев, кинотеатров, парков культуры и отдыха, способствующая культурному росту человека. КПР имела следующие основные направления: формирование идеологического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание, организация художественной

самодеятельности, отдыха и развлечений — Формы КПР постоянно развивались и совершенствовались. Наряду с такими традиционными формами, как беседы, лекции, доклады, спектакли, концерты, в клубных учреждениях всё шире проводятся тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, создаются народные университеты кинолектории, любительские объединения по интересам и т.» п. Большое место в КПР занимала художественная самодеятельность. Деятельность культурно-просветительных учреждений (далее — КПУ) составляла неотъемлемую часть идеологической работы Советского государства ‘ в массах, формирования социалистического сознания трудящихся.

Их деятельностью в этот период руководили органы образования (Наркомпросы). В дальнейшем по мере роста и совершенствования КПР, развития многообразной сети культурно-просветительных учреждений механизм руководства КПР соответственно изменялся. В наркомпросах (позднее министерствах просвещения союзных республик) создаются управления изб-читален и домов культуры, управления библиотек и т. п. С 1945 руководство КПР передаётся в специально созданные комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик, а с 1953 в министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик. Место в роль КПУ при строительстве социализма была четко определена и строилась в тесной связи с политикой партии, с пропагандой идей коммун и зма[26].

Задачи КПР в Казахстане в 20-30-е годы были важными и ответственными и в то же время более сложными, что социалистическое строительство здесь осуществлялось в обстановке острой классовой борьбы, которая исключительно ощутимо проявлялась в области идеологии. Важнейшей задачей всех культурно-просветительных учреждений в этих условиях являлось воспитание классового самосознания трудящихся — рабочих и крестьян, раскрытие сущности политики направленной на построение нового общества. Одновременно с этим они призваны были приобщить широкие трудящиеся массы к достижениям художественной культуры, способствовать их эстетическому воспитанию, рациональной организации их культурного досуга.)

Все эти задачи встали перед создаваемыми в Казахстане культурно-просветительными учреждениями — клубами, домами культуры, библиотеками, красными уголками, избами-читальнями и т. д. Советская власть поставила на службу трудящимся массам существовавшие до революции очаги культуры, а также использовала в культурно-просветительных целях конфискованные у богачей дворцы, особняки и другие помещения. Особое внимание обращалось на создание культурных учреждений, действующих на родном языке населения, в тех районах, где до революции они отсутствовали или были крайне малочисленными. Широкое распространение в те годы получили такие просветительные учреждения, как избы-читальни, сочетавшие в себе функции библиотек и клубов.

Уже в 1925 году в республике функционировало 335 изб-читален, 154 клуба, 92 народных дома, около 300 библиотек, В целях полного охвата культурно-просветительной работой всего населения в 20-30-х годах в республике стали создаваться передвижные библиотеки, красные юрты.

В клубах, народных домах организовывали антирелигиозные диспуты, концерты коллективов художественной самодеятельности, выставки произведений прикладного искусства, проводились айтысы акынов, конкурсы чтецов, работали научные и культурно-просветительские кружки, секции по ликвидации безграмотности, музыкальные, драматические кружки.

Специфической формой организации культурного и политического просвещения кочевого населения Казахстана в этот период явились передвижные агитпункты-красные юрты и красные караваны, которые переезжали от аула к аулу. Красные юрты (кызыл отау) просуществовали в кочевых аулах до завершения оседания, а позднее сохранились на отгонных пастбищах. Одной из таких удачных форм явились красные караваны (кызыл керуен). Первый караван во главе с А. Джангильдиным, организованный ЦИКом Казахской АССР летом 1922 г. прошел более 300 километров, объехав 26 казахских волостей. Караван вез с собой мануфактуру и другие предметы первой необходимости, которые распределялись среди беднейших кочевников, В составе экспедиции были представители государственных советских органов, медицинские работники. Они провели 126 митингов и 420 бесед о политике государства, международном положении, сущности нэпа, раскрепощении женщин.

Кроме того, в отряде А. Джангильдина был создан драматический кружок под руководством Серке Кржамкулова, впоследствии выдающегося мастера казахской сцены, народного артиста СССР, Героя Социалистическое Труда. Этот самодеятельный коллектив находился в тесной творческой связи с труппой «Красный караван» и вскоре слился с ним. Постепенно труппа «Красный караван превратилась в сильный творческий коллектив. Репертуар ее вначале состоял из одноактных пьес, написанных участниками труппы, народных песен, кюйев, литературных м о нтажей, инсценировок. Затем была поставлена пьеса М. Ауэзова «Енлик-Кебек». В этом передвижном театре играли также Елюбай Умурзаков, Капан Бадыров, ставшие впоследствии основа-теля ми казахского профессионального драматического театра. В этот период в республике большая культурно-просветительная работа проводилась на собиравшихся в разных районах республики ежегодных ярмарках. В октябре 1926.г. Плавполитпросвет принял специальное «Положение об агитпунктах на ярмарках».

Для повышения активности масс практиковались дни, недели, месячники советской пропаганды. Основную культурно-просветительную работу проводили рабочие клубы, избы-читальни, дома крестьянина и скотовода, кружки политграмоты, массовой художественной самодеятельности. Но незаменимой формой просвещения в кочевом ауле долгое время были универсальные культурно-просветительные учреждения — красные юрты и красные уголки, выполнявшие одновременно функции клуба, библиотеки, лектория, консультации по разным вопросам.

Важное значение государство придавало шефству рабочего класса над деревней, в задачи которого входило разъяснение крестьянам цели социалистического строительства, оказание помощи в ликвидации неграмотности, содействие в ремонте и строительстве школьных зданий, укрепление кооперации, подготовка докладов на политические темы, снабжение изб-читален книгами и газетами. С укреплением материальной базы учреждений совершенствовалась их деятельность. В 1929 в республике действовали 494 избы-читальни, 23 красных чайханы, 74 красны юрты, 64 клуба, 37 кинотеатров, 170 кинопередвижек, 9 музеев. В годы массовой коллективизации и перехода казахского кочевого и полукочевого населения на оседлый образ жизни постепенно происходила реорганизация передвижных культпросветучреждений в стационарные — В колхозных и совхозных поселках строились клубы, почти круглый год работали пункты ликбеза, читались лекции на политические и естественно-научные темы, давались юридические и медицинские консультации.

Росла сеть научных учреждений. За годы довоенных пятилеток в Казахстане сеть научных учреждений увеличилась до 46, в которых в: 1940 году работали 1,7 тыс. научных сотрудников. В 30-х годах; казахские ученые внесли весомый вклад в развитие науки, среди них; историк, профессор С. Д.Асфандиаров, химик А. Бектуров, геолог К. И. Сатпаев, обосновавший необходимость промышленного освоения медных руд Джезказгана, философ М. В. Тулепов, лингвист, профессор К. К. Жубанов и др. В 1938 г. Казахстанский научный центр был преобразован в филиал Казахской академии наук СССР. К 30-м годам относится также время создания высших учебных заведений Казахстана. Перед войной в Казахстане работало 19 вузов и 120 техникумов. 20-30-е годы — это сложное время в истории культуры Казахстана, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства.

Экономическое развитие Казахстана в 06.дек веках