Социально-экономическое развитие Казахстана в 70-80 гг

Социально-экономическое развитие Казахстана в 70-80 ггВ середине 60-х годов были проведены хозяйственные реформы, предполагавшие новые принципы управления экономикой. К 1970 году более 80 % промышленных предприятий Казахстана были переведены на хозрасчет. Значительно выросла рентабельность и производительность труда, быстрыми темпами развивались почти все отрасли промышленности. За период с 1970 по 1985 гг. общий объем промышленной продукции увеличился вдвое. Бурное развитие получила производственная инфраструктура. В 1976 — 1980 гг. число построенных и введенных в действие крупных промышленных предприятий достигло 117 единиц, в 1981 — 1985 гг. – 60. Однако с начала 70-х годов реформы стали сворачиваться, наступает период застоя. По мнению ученого Абылхожина Ж. Б в нарастаний кризисных явлений в 70-80-е гг. виновата была прежде всего командно-административная система. Экстенсивная и антинародная по своей сути экономика КПСС в эти годы полностью исчерпала себя и нуждалась в коренной ломке системы.

Это сегодня широко развивается бизнес и предпринимательство. Сегодня каждый может придумать свой товар, зарегистрировать фирму и предлагать услуги широкой общественности. Достаточно прийти к профессионалу, который знает, что такое контекстная реклама от Google или Яндекс и который может настроить рекламную кампанию. И все, этого достаточно, чтобы бизнес получал новые заказы. Раньше таких легких путей не было.

При жесткой централизации управления экономикой неизменной сохранялась отраслевая структура промышленности, характеризующаяся сырьевой направленностью, которая в конечном счете привела к тому, что в 70 –80-е гг. оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Около 60 % непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.

В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Около 50 % промышленности Казахстана находилось в ведении союзных министерств, игнорировавших интересы республики, развитие ее социальной сферы, охраны окружающей среды. Так, примерами экологических катастроф могут служить Семипалатинский атомный полигон, который насчитывал около 200 штолен. За 40 лет (с 1949 г.) на полигоне было проведено 470 (из 715 проведенных в СССР) ядерных взрывов, 17 подземных ядерных взрывов было проведено на полигоне Азгир в Прикаспийской низменности, еще 21 взрыв – в других местах республики. В Казахстане выявлено около 100 мест складирования ядерных отходов. Ясно, что ядерная инфраструктура приводила к радиоактивному заражению огромных территорий, к многочисленным заболеваниям населения.

Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Несмотря на постоянное наращивание капитальных вложений, двукратный рост его энергетических мощностей, объемы валовой продукции не только не возросли, но, напротив, обнаружили устойчивую тенденцию к убыванию. Так, если в самые благополучные 1966 — 1970 гг. среднегодовые темпы роста были зафиксированы на уровне 28 %, то в 1971 — 1975 гг. – 15 %, а в 1981 – 1985 гг. – 0,1 %, когда фактически не произошло прироста валовой продукции. Посевные площади в республике были огромные, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га. но в 1981 — 985гг. стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. Не улучшило положение колхозов и совхозов повышение цен на продаваемую государству сельскохозяйственную продукцию. Цены были увеличены почти вдвое, а на промышленную продукцию для сельского хозяйства они поднялись в 2-5 раз. Предприятия вынуждали колхозы и совхозы брать ненужную технику, которая чуть ли не сразу шла в ремонт.

Катастрофические провалы в народном хозяйстве немедленно отразились на уровне жизни населения. В 70-80-е гг. произошло резкое снижение реальных доходов населения. Нарастал дефицит товаров народного потребления. Явным проявлением инфляции были длинные очереди в магазинах. В 1985 г. в СССР в очередях было потеряно рабочего времени, равного годовому фонду 35 млн. человек, занятых в народном хозяйстве.

Деформации и ошибки в социально-экономической политике партии и правительства сказались и на национальных отношениях, где проблемы нарастали быстрее, чем решались. Неверное понимание интернационализма привело к тому, что языковую политику в Казахстане сводили лишь к поддержке языка межнационального общения, умалчивая о национальном языке.

Таким образом, кризисные явления в 70-80 гг. нарастали во всех сферах жизни.

В 1985 г. в СССР был провозглашен курс на «перестройку», «гласность», «ускорение» и «общественное обновление» как признаки демократизации общества. В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни – политика «гласности». Однако уже декабрьские события в Алма-Ате в 1986 г. со всей очевидность показали, что идея не может быть реализована в рамках административно-командной системы.

Развитие Казахстана в 21 веке