КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКАКАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Казахстан в конце XVIII — начале XIX вв. превращается в узел острейших внутриполитических н религиозных противоречий. Будучи страной феодальной, с отсталыми формами экономики, преимущественно с полукочевым населением, он подвергся колониальной политике царского самодержавия. В результате беднейшая часть населения оказалась пол двойным гнетом — царских чиновников и местной феодальной байской знати. Тяжким бременем на трудящихся ложились налоги и поборы, взимавшиеся ханами, султанами, волостными правителями, царскими наместниками. Вместе с тем, Казахстан все больше втягивался в общероссийский рынок, в капиталистические отношения. Это усиливало противоречия между отсталыми формами хозяйствования и новыми отношениями.

Круг социальных, национальных и политических противоречий ширился. В народе зрело недовольство, усиливалась ненависть к местной власти, поддерживаемой царским правительством. Все это привело к тому, что 1836—1837 годах в Западном Казахстане в Букеевской Орде вспыхнуло антифеодальное и антиколониальное крестьянское восстание под предводительством Исатая Тайманова и поэта Махамбета Утемисова. Действия повстанцев становились все более решительными, восставшие нападали на аулы феодалов, баев, султанов и угрожали ставке хана Жангира. «Вся степь в ужасном волнении и все привлечены к Исатаю,— доносили полковник Геке Оренбургскому генерал-губернатору,— только самые деятельные и строгие меры могут остановить эти беспорядки и пора к ним приступить.»

Применяя артиллерию, царские карательные отряды разгромили повстанцев. С небольшой группой повстанцев Исатаю и Махамбету удалось переправиться на левый берег реки Яик (Урал). Собрав силы, они вновь поднимаются на борьбу, однако в 1838 году повстанцы терпят окончательное поражение. Это было крупное выступление народных масс против казахских феодалов и царской администрации. Хотя народно-освободительное восстание потерпело поражение, оно оставило глубокий след в сознании масс, нашло отражение в истории и литературе казахского народа, способствовало утверждению в ней общественных, гражданских и патриотических мотивов. В первой половине XIX века, в период накала классовых противоречий и антиколониальной борьбы выразителями интересов и чаяний народа выступили поэты Махамбет Утемисов, Шернияз Жарылгасов. поэтесса Алма-жан Азаматова, Суюнбай Аронов и другие акыны демократического направления.

Особое место в истории казахской литературы принадлежит выдающемуся самобытному поэту Махамбету Утемисову (1804—1846), идеологу и глашатаю освободительной борьбы казахских крестьян. Отличившегося в юношеские годы умом, талантом, знающего наизусть стихи многих жырау, владеющего арабским и русским языками молодого Махамбета хан Буке-евской Орды Жангир решил держать ближе к своей ставке, сделал его наставником-воспитателем своего сына-наследника. Впоследствии хан хотел сделать его одним из советников и придворным поэтом. Однако этого не случилось. Нахождение в ханской среде дало возможность Махамбету узнать, что многие бедствия исходят от ханского всевластия, только на вид благочестивого, а на самом деле жесточайшего угнетателя Жангира и его приближенных султанов. Махамбет отказывается служить хану и импровизирует сатирическое стихотворение, где дает ему убийственную характеристику —«полон ты злого духа», «свистящая гадюка», «хамелеон», «двухвостый скорпион». Поэта заточили в крепость, но ему удалось бежать. Смелыми песнями он продолжает разоблачать злодеяния власть имущих, призывает народ не терпеть более унижения и притеснения, встряхнуться и выступить за свои человеческие права. Вместе с Исатаем Тай-мановым Махамбет становится одним из вождей повстанцев, идейным вдохновителем этого движения. После разгрома восстания Махамбет не складывает оружия, намеревается поднять новое восстание. В изгнании он продолжает слагать песни, пол-ные глубокой горечи, сожаления по поводу неудачи народного движения, жажды новой борьбы:

Одного прошу у судьбы: Схватки новой, жаркой борьбы! О. если б еще бой. Захлебнулся б кровью враг!

(Перевод В. Антонова.)

Махамбет погиб от рук наемных убийц, они разорили его дом, а голову доставили в ханскую ставку.

Известный русский путешественник и писатель Е. П. Кова¬левский, встречавшийся в 1839 году с Махамбетом и беседовавший с ним, писал: «Я понял его как человека чрезвычайно замечательного в кругу своего нарола. самозабвенно ему преданного, весьма образованного, хорошо владеющего русским языком, как натуру героического склада, подлинного патриота, страстно ищущей души и большого обаяния, как на редкость увлекательного собеседника».

Произведения М. Утемисова представляютсовершенно новую для казахской литературы идейно-художественную систему. В его творчестве отразились чаяния и мечты народа, его думы и настроения в драматический момент истории. Он утвердил в казахской литературе гражданскую лирику, высокий патриотический дух, идею борьбы. Творчество Утемисова теснейшим образом связано с общественно-социальной жизнью своего времени. Все в нем от жизни неспокойной, бурлящей, полной борьбы против гнета и насилия.

Центральной темой творчества поэта было вооруженное восстание трудового населения против ханской и колониальной власти. В стихах Махамбета нашли отражение все основные моменты, этапы восстания, от начала до подавления. В агитационных стихотворениях «Пока скакуна не смиришь ты, ездок», «Беркут мой», «Битва Исатая» поэт воодушевляет бойцов, взявших в руки оружие, описывает их готовность к борьбе, цель борьбы — разрушить ханский дворец, «заселить народом берега и долины рек и озер», заполнить пастбища скотом, вернуть казахским шаруа исконные земли, «уравнять сыновей простых казахов с ханскими сыновьями», «отрубить головы толстопузым биям и султанам»; восхваляет подвиги боевых дружин, когда «перед ними, почуя страх, хан взмолился своим богам». В произведениях «Призыв к походу», «На наше дело нужен черный нар» поэт призывает повстанцев не страшиться временных неудач, бороться до победы. Поражения повстанцев, гибель руководителя восстания Исатая Тайманова, жестокая расправа врагов с пленными отражены в стихах «Аргамак настигнут стрелой», «Мглистый день», «Отставший лебедь», «Нарын».

После разгрома восстания Махамбет Утемисов создает ряд песен —«Песня в изгнании», «Великая мечта», «Чибис», «Острым мечом я был», где он вспоминает о боевом прошлом, о храбрых батырах, их доблестных делах. Болью и горечью про — никнуты его стихи, где говорится о том, что были допущены промахи, ошибки, имея в виду двухнедельные переговоры хана и подполковника Геке с повстанцами, чтобы выиграть время для подхода царских карательных отрядов. Но поэт не теряет надежды на повторение восстания и мечтает о том, что Щрист ли он. тот счасхзпшлЛ лень. Котла взовьется восстания таг —

Унряч и горд полосатый стяг. Прилет ли он, этот счастливый лень. Кто. столкнувшись в поле с врагами. Метким встретит его свинцом!

(Перевод А. Никольской)

Впервые в истории казахской литературы Махамбет создал художественный образ положительного героя-борца, образ современной поэту исторической личности. В стихах Махамбета «Отважный герой», «Беркут мой», «Сын Таймана, Исатай», «Битва Исатая» Исатай — обладатель замечательных человеческих качеств, его отличает высокая нравственность, душевное благородство, преданность народу. Восстание — это проявление духа народа, народного гнева, ненависть к эксплуататорам. На борьбу способен не каждый, а люди исключительной смелости и отваги, готовые идти за интересы народа на любые трудности.

Как был ты вынослив, могуч и тверд, В борьбе беспощадной настойчив, горд! Орел мой. твой голос вольный гремел. Бесстрашен ты был, упорен и смел. Глубок, словно море, ты был умом Спокоен и прям на пути своем. Заботой о народе обуян, Ты был подпругой крепкой для него, И не жалел себя ты самого.

В традициях идейно-поэтического творчества Махамбет описывает Исатая в стиле эпических богатырей, применяя изобразительные средства («Исатай поистине был львом», «Над высью гор парящий беркут мой», «Любого пущенная вдаль стрела от Яика до Волги бы дошла, и стрелы твои, частые, как град, все кровью на пути кропят»). Махамбет-поэт стоял на стыке фольклора и письменной литературы, поэтому в его стихах об Исатае традиционное фольклорное изображение героя-борца включает в себя и реалистические черты и детали. Воспевая восстание Исатая, поэт не забывает говорить и о неудачах, о роковой ошибке, которую он допустил при осаде ханской ставки. Умирающий батыр Исатай так говорит Махамбету:

Ты был прав, мой друг, ты был прав! Вел меня мой упрямый нрав, Мне ничей совет был не люб. Как поверить врагу я мог? Десять дней я назначил срок И своих распустил бойцов. Разлучен с народом моим. Гибну я, полон горьких дум.

Махамбет Утемисов — создатель гражданской политической лирики. Стихи его, полные пафоса, оптимизма, ненависти к деспотизму, идей борьбы, близки по стилю героическому романтизму. Его творчество своим негодующим протестом, беспощадной критикой угнетателей, простотой и мужественностью стиля предопределяло появление последующей демократической литературы второй половины XIX века. Влияние поэзии Махамбета ощущалось в произведениях ряда поэтов и писателей — Шернияза Жарылгасова (181

—1881). который в молодости участвовал в восстании Исатая Тайманова, поэтессы Алмажан Азаматовой, дочери одного ез погибших участников восстания.

Определенные следы оставили в казахской литературе события, связанные с антиколониальным восстанием 1846—1847 годов под руководством Кенесары Касымова. Поэты Дулат Ба-батаев (1802-1871), Шортанбай Канаев (1818-1881) и Мурат Мункеулы (1843—1906) обогатили литературу в тематическом и жанровом отношении, усилив ее критическое и лирическое начала. Общим для них было реалистическое изображение трудного положения казахского народа, страдавшего от двойного гнета — царских чиновников и местных феодалов. В их творчестве в мрачных тонах показана экспансия иаризма, которая, по их мнению, принесла беды казахскому народу: лишение земель, вековых устоев, быта, морали, веры, языка, традиций. Отсюда в их творчестве превалируют мотивы безысходности, растерянности, неустроенности, тревоги за будущее.

Значительный прогресс достигнут казахской общественно-демократической мыслью в середине XIX века в развитии просветительского движения. Эти идеи стали ведущими в казахской литературе второй половины XIX века. Выразителем насущных потребностей эпохи стала творческая и общественно-педагогическая деятельность казахских просветителей, демократа-ученого Ш. Ш. Уалиханова (1835—1865), поэта-педагога Ыбрая Алтынсарина (1841—1889) и основоположника казахской реалистической литературы и литературного языка поэта Абая Кунанбаева (\845—\904). Их объединяло стремление разрешить острые и жгучие вопросы, стоящие перед казахским обществом. Верно и глубоко изображая казахскую действительность, пути ее преобразования просветители-демократы видели в просвещении, культуре, приобщении казахского народа к передовой культуре русского и других европейских народов, освоении демократических традиций европейского общественного движения. Творчество казахских просветителей определило пути дальнейшего роста и развития всей духовной культуры казахского народа.

Развитие Казахстана в 60-80 годы