КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКАОбщественно-политическая обстановка в Казахстане во второй половине XIX века характеризуется важнейшими исто¬рическими событиями, явлениями, изменениями в экономическом, социальном, политическом и культурном отношениях.

Если в прошлом казахское общество, раздираемое внутренними феодальными междоусобицами и подвергавшееся постоянным набегам иноземных захватчиков, в течение многих веков оставалось в состоянии социально-экономической слабости и в определенной степени изолированности, то в связи с присоединением Казахстана к России, начавшемся во второй четверти XVIII века и завершившемся в 60-х годах прошлого столетия, произошли значительные изменения. В обществе создались условия для экономического сдвига и мобилизации материального и духовного потенциала. Была возвращена часть исконно казахских земель, отторгнутых в результате набегов, началось проникновение в степь капиталистических товарно-денежных отношений, что вело к разложению патриархально-феодальных устоев. Население частично стало переходить к оседлости, стали развиваться земледелие, промышленность, началось формирование национальных кадров рабочего класса, что способствовало сближению казахского и русского народов. Царское правительство построило несколько военных укреплений, одно из них в урочише Алматы (1854) получило название Верный. Удобное географическое положение способствовало превращению его в административный центр Семиречья и узел оживленной торговли России с Казахстаном, Средней Азией и Китаем. При советской власти Верный был переименован в Алма-Ату и город стал столицей Казахстана (ныне Алматы).

Несмотря на колониальную политику русского царизма, присоединение Казахстана к России способствовало также и расширению культурного общения с русскими. Следует отметить, что русско-казахские литературные связи начали развиваться еще в первой половине XIX века. В 1833 году в казахской степи в Оренбурге и Уральске побывал А. С. Пушкин. Он интересовался участием казахов в пугачевском восстании. Для него был записан сюжет казахской лироэпической поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Жизнью и бытом казахов интересовались и другие прогрессивно настроенные русские писатели. В. И. Даль, работавший в 1833—1841 годах в Оренбурге и Уральске, написал реалистическую повесть «Бикей и Маулен», писатель В. А. Ушаков создал повесть «Киргиз-Кайсак».

Во второй половине XIX века в связи с тем, что казахская земля была превращена царизмом в место политической ссылки, сюда были сосланы ученые, писатели. Отбывали здесь ссылку поэт-петрашевец С. Ф. Дуров, писатель Ф. М. Достоевский, они были друзьями первого казахского ученого-просветителя Шокана Уалиханова. В Казахстан был сослан революционный поэт-демократ Т. Г. Шевченко, он пробыл зэесь 10 лет. Он видел угнетенное положение и тяжелую жизнь казахского народа, и в своих произведениях «Сатрап и дервиш», «Топор был за дверью у господа бога», «Думы мои, думы, самые родные» выражал ему сочувствие и уважение.

В Казахстан были сосланы польские революционеры, поэт Зелинский, художник Залесский. На казахскую тематику Зелинский написал поэмы «Казах», «Степь». Залесский составил альбомы рисунков «Жизнь казахских степей». Отбывали ссылку и участники революционного народничества 60-х годов Е. П. Михаэлис и Н. И. Долгополов, с которыми дружил великий казахский поэт Абай Кунанбаев. Ссылая передовых людей в степной край, царское самодержавие рассчитывало на полное отстранение их от деятельности, но эти люди продолжали нести прогрессивные идеи передовой русской общественной культуры.

Историческая обстановка в Казахстане во второй половине XIX века способствовала активному развитию духовных сил казахского народа, ярко выразившемуся в формировании интеллигенции, в возникновении демократических и просветительских идей.

Как у многих народов, просветительство в Казахстане появилось и развивалось в условиях социального и национального неравенства, в условиях борьбы передовой части народа за рост национального самосознания, за самобытную культуру и литературу, против феодального и религиозного гнета. Казахские просветители закладывали основы национальной культуры и литературы.

Развитие прогрессивной демократической казахской культуры и литературы XIX века шло не гладко, а в условиях сложной борьбы с феодальной идеологией господствующего класса. Сложность исторической обстановки, новизна и необычность процесса ломки привычного экономического, социального и бытового уклада, патриархально-феодальных отношений, надвигающиеся все новые и новые события и явления рождали в казахском обществе разные реакции. Так. у некоторой части казахских акынов появились растерянность и страх перед сложной исторической ситуацией, новшествами, и они «уходили» в прошлое, идеализируя устои отжившей патриархально-феодальной старины В условиях, когда все старое было поколеблено, а новое еше не определилось, они испытывали глубокое разочарование. Относясь отрицательно к новым явлениям и событиям, вызванным к жизни присоединением Казахстана к России, проникновением капиталистических отношений, они называли этот период «время скорби» («зар заман»). Характерными представителями этого периода являются поэты Дулат Бабатаев (1802-1871), Шортанбай Канаев (1818-1881). В их творчестве немало произведений, в которых остро критикуются негативные явления социальной и общественной жизни своего времени, обличается алчность, жадность, корыстолюбие, бесчеловечность баев, духовенства и царских чиновников, они остались носителями и защитниками патриархально-феодальной старины. Передовая же часть казахского общества выступала против старых феодальных устоев за прогрессивное развитие края. Обеспокоенные перспективами национального развития, они искали пути действий и призывали народ к просвещению, культуре. При их активном участии происходило оживление духовной, литературной жизни казахского народа, создавалась реалистическая литература, шлифовался казахский литературный язык, художественное слово стало иметь большое значение и влияние в развитии общества.

Последнее обновление 06.02.12 15:48

Развитие городов Казахстана в колониальный период