Развитие культуры Казахстана в 20-30-е гг. ХХ века

Развитие культуры Казахстана в 20-30-е гг. ХХ векаТерритория рекламы

Развитие Образования — одно из достижений советского режима. В 1918г. принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе» (провозглашались основные принципы советской образоват. системы — бесплатность, совместное обуч. мальчиков и девочек, исключ. из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания). Школы делились на две ступени: первую (дети 8-13 лет), вторую (дети 13-17 лет). Работа по преобразованию медресе, мектебов, рус-каз. школ в советские. Большинство школ работало в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ не имело зданий, единых учеб. программ не было, почти не было учебников. Для казахских детей, детей батраков, сирот устраивали школы-коммуны, школы-интернаты. Кол-венный рост школ в тяжелейшей эконом. ситуации привел к падению кач-венного сост. образования. В 1927г только 1,5% каз. аульных школ и 28% рус. школ имели помещения. В 1930г введен переход к обязат. начальному обучению, в 1931г введено обязат. семилетнее образование. В 1925г в казахстанских школах установлен единый образец аттестатов, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул.

Один из важнейших компонентов образования — ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

В 1935 г. обучением в Каз-не было охвачено 91% детей школьного возраста, но лишь треть из них училась в семилетних и средних школах, казахских средних школ вообще не существовало.

Удар по образованию нанес переход каз. языка в 1929г с арабской графики на латинскую. Сотням тысяч казахов, умеющим читать на основе арабской графики, пришлось осваивать новый алфавит. В Каз-не развивалась система ВУЗов. В 1926г в Ташкентском высшем педагогическом институте образован казахский факультет. В 1928г он переведен в Алма-Ату, преобразован в Казахский гос-венный универ. 2 года спустя он переименован в Казахский педагог. институт, в 1935г получил имя Кунанбаева. В Алма-Ате были открыты зооветеринарный институт, сельскохоз-венный, медицинский (первый). В 1934г в столице состоялось открытие 2 новых вузов — Горно-металлургического института и Казахского гос-венного университета им. С. Кирова. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске и др. Развивается система заочного обучения.

Работа по ликвидации неграмотности, проводившаяся в 20х-30х гг, начала давать свои результаты. По переписи 1939г среди населения было 76,3% грамотных. Наука. Начинается постепенное возрождение науки Каз-на. Процесс осложнялся отсутствием сложившейся структуры научно-исследовательских организаций, нехваткой средств и подготовленных научных кадров. В 1918г в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, в 1919г — историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции, позже добавлена археологическая.

В 20-х годах в Каз-не появляются первые научно-исследоват. учреждения. Химико-биологическая лаборатория, Краевая станция защиты растений, Санитарно-бактериологический институт и др.

В 30гг налаживается академическая структура науки, в 1932г образована Казахстанская база АН СССР.

Росли научные кадры Каз-на. Численность ученых-казахов была невелика. Так, из 42 преподавателей КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов. Такая же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских институтах.

Литература. В начале 20 в казахская литература была на достаточно высоком уровне.

Популярностью пользовались произвед. классиков казахской лит-ры — А. Байтурсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, придерживавшихся в своих произвед. общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. Появляется плеяда молодых литераторов, представителей «пролетарской» лит-ры — С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова.

Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прилагают огромные усилия по созданию казахского «социалистического реализма». Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих «пролетарских» писателей и поэтов. С этой целью в 1926г создается Каз. ассоциация пролетарских писателей, имевшая свой печатный орган «Кус жолы». Этот альманах стал основным орудием критики «буржуазных» и «националистических» литераторов. К началу 30-х гг в Каз-не устанавливается жесткий контроль над лит-рой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным, дальнейшее развитие казахской лит-ры происходит вопреки политике властей.

Музыкальное и театральное искусство как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти было объектом пристального внимания партии большевиков. В 1919г в Верном проведен слет акынов Семиреченской области. После гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа.

В 1925г известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд «1000 песен казахского народа» — плод многолетней работы по сбору и систематизации музык. произвед. казахов. В 1931г опубликовал «500 казахских песен и кюев». В целях популяриз. нар. музыки и песенного искусства в крупных городах производились концерты казахских исполнителей. С начала 30х гг в Каз-не бурно развивается музыкально-драматич. искусство. В 1933г на основе Постановления Казкрайкома ВКП(б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате.

Стратегия развития Казахстана до 2050 года