Развитие культуры Казахстана в XIV — первой половине XV века

Развитие культуры Казахстана в XIV — первой половине XV векаШвецова Инна Геннадьевна учитель музыки КГУ «Дубровинская СШ им. С. Г. Гуденко », село Дубровное, Мамлютский район, СКО

Цель урока: Формирование представления о духовной и материальной культуре

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с особенностями развития материальной культуры в XIV — первой половине XV вв. на территории Казахстана. Дать сведения о духовной культуре казахского народа и ее роли в сохранении исторической памяти народа. Показать на сколько разнообразно музыкальное искусство дошедшее до наших времён. Рассказать учащимся о традиционных верованиях и религиозных представлениях казахского народа в позднее средневековье.

Развивающая: В ходе рассказа о культуре народов, проживающих на территории Казахстана в средние века, развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, способности самостоятельно формулировать свои мысли, уметь их сопоставлять и делать выводы.

Воспитательная: Научить ценить культурные достижения, культурные ценности. Воспитывать уважительное отношение к богатому наследию материальной и духовной культуры.

Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, музыкальные инструменты, религиозные верования, ислам, шаманство и другие.

Тип урока: Комбинированный, интегрированный.

  • Метод изложения учителя: проблемно-диалогический, монологический
  • Метод организации самостоятельной работы: эвристический (частично-поисковый)

Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, музыкальное искусство, религиозные верования.

Оборудование: мультимедийная доска, карта Казахстана в XVI-XVII вв. наглядности, раздаточный материал, технологические карты.

Ход урока

1. Мотивационно-побудительный:

— Приветствие!

— Сообщение темы и цели урока.

2. Объяснение новой темы:

1. Общая характеристика культуры

Звучит кюй «Сарыарка». Учитель истории под музыку читает стихотворение

«Әр адамда өз анасынан басқа құдіретті төрт ана болу керек:

туған жері — түп қазығы, айбыны;

туған тілі — сатылмайтын байлығы;

туған дәстүр, салт-санасы тірегі, өміріне шуақ шашар үнемі;

ал туған тарихымыз қаншалықты еске алуға ауыр болса да, біз өз тарихымызды ұмытпай, еске алуымыз керек»

Учитель: Ребята как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?

Ученики: отвечают «Культура Казахстана»

Урок начинается с объяснения значения термина «культура»:

Учитель истории: ребята, существует много разных определений понятию «культура». Давайте сейчас найдём в интернете, что означает слово «культура».

Ученики зачитывают информацию.

Учитель истории делает вывод:

  • во-первых, культура в переводе с латинского — обозначает возделывание, воспитание, почитание), т. е. развитие и сохранение главных ценностей.
  • во-вторых, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений человека («культурный человек»)
  • в-третьих, культура является маркером и основой обществ, наций, стран, и цивилизаций.

Учитель на доске пишет слово «Культура», ученики должны в тетради и на доске написать

2. Материальная культура

Далее познакомить учащихся с развитием материальной культуры.

Учитель: Материальная культура каждого народа тесно связана с его хозяйством. В 14-15 вв. в хозяйстве казахских ханств, преобладало скотоводство. Поэтому материальные блага на территории Казахстана создавались преимущественно с использованием животноводческого сырья.

Однако различие видов хозяйств на огромной территории Казахстана привело к появлению некоторых особенностей развития культуры. Покажете на карте региональное разделение хозяйственной деятельности?

Ученик: На юге и юго-востоке развивалось оседлое и полуоседлое скотоводство, в западных и центральных регионах — кочевое скотоводство. На юге Казахстана одновременно со скотоводством развивалось и земледелие.

Учитель: Преобладающая роль кочевого скотоводства вызвала необходимость переносных жилищ — юрт, приспособленных к кочевой жизни. Поэтому современная юрта считается конечным продуктом, развивающиеся, испокон веков материальной культуры Казахстана.

Выход в интернет: найдите описание казахской юрты, куйме, одежда.

Учитель: По сведениям письменных источников 13 века помимо юрт существовали и передвижные жилища — куйме, поставленные на повозки. Их перевозили один или несколько быков или верблюдов. В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились постоянные жилища.

Одежда средневекового населения в основном изготовлялась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Из шкур шили верхнюю одежду, а из шерсти вязали рубашки, платья и белье. В позднее средневековье одежда уже шилась из тканей разных видов и цветов, связано это было с прохождением через казахские земли Великого Шелкового пути.

Какую возможность для развития материальной культуры давало пролегание Великого Шелкового пути через территорию Казахстана?

Ученики: Они обменивали свою продукцию на металлические деньги или различные товары Запада и Востока.

Учитель: Одним из основных показателей Материальной культуры является пища. Основной едой скотоводов были продукты животноводческого производства.

Ученики: Мясо, молоко, из молока получали масло, готовили курт, кумыс, кислый молочный напиток — айран.

Учитель: Вместе с тем блюда готовили также из муки, проса, ячменя и пшеницы. Какие блюда национальной кухни казахов вы знаете?

Ученики: Беспармак, наурыз-коже, бауырсаки, куырдак, плов, манты .

Учитель: Любое хозяйство немыслимо без изделий ремесленного производства. Назовите предметы, которые использовались в хозяйстве средневековых скотоводов и земледельцев.

Ученики: Это конские сбруи, куруки (длинные шесты для ловли лошадей), арканы, привязи: жели (для лошадей), когены (для овец и коз), кисены (железные путы). Для обработки земли земледельцы применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты. Для получения муки использовали водяные и ручные мельницы, для перемалывания просо — ступку.

Учитель: А, какими видами оружия население пользовалось во время войны и для охраны дома?

Ученики: Лук со стрелами, копье, сабля, шокпар (дубина с утолщенным концом).

Таким образом, в ХШ – начале XV вв. развитие материальной культуры казахских племен получило продолжение и новый импульс в виде появление оседлых поселений, предмет быта.

3. Духовная культура

Задания по группам по теме — Духовная культура

Перед началом урока класс поделен на 2 группы:

Индустриальное развитие Казахстана в 20-40 гг