Стратегия развития Казахстана-2020 как следующий этап на пути к благосостоянию и процветанию страны в свете Послания Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана

Стратегия развития Казахстана-2020 как следующий этап на пути к благосостоянию и процветанию страны в свете Послания Президента Н. А. Назарбаева народу КазахстанаЕжегодные послания Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана имеют огромное значение в политической жизни казахстанского общества, так как в них главой государства подводятся основные итоги, достижения страны за определенный промежуток времени и намечаются задачи перед государственными органами по дальнейшему социально-экономическому развитию государства.

Особенностью Послания Президента РК Н. А. Назарбаева «Новое десятилетие – Новый экономи­ческий подъем – Новые возможности Казахстана» явилось то, что одновременно подводя итоги реализации стратегического плана развития Казахстана до 2010 года, глава страны определил стратегию нового экономического десятилетия.

В Послании развиваются основные идеи казахстанской модели экономического развития до 2030 года по реформированию национальной экономики в соответствии со Стратегией «Казахстан-2030» и, в то же время, впервые ставятся цели и определяются новые экономические приоритеты развития Казахстана «на десятилетие вперед».

Говоря о сегодняшнем дне, Президент указал, что мировой финансово-экономический кризис повлиял на темпы роста экономики Казахстана, но не остановил его развитие. Благодаря эффективным и смелым действиям правительства, которое осуществляло свою деятельность под контролем Президента, Казахстан оказался в «группе прорыва» стран с положи­тельными темпами роста. Благодаря этому глава государства вполне ответственно заявил, что в трудное время мирового кризиса Казахстан выстоял.

Эти достижения стали тем фундаментом, на котором Казахстан может приступить к новому этапу своего поступательного развития на основе Стратегии развития до 2020 года. Изложению основных моментов Стратегии развития Казахстана до 2020 года посвящена основная часть послания 2010 года. В этом смысле, нынешнее послание напоминает послания предыдущих лет. Однако размах и перспективы задач поставленных Президентом страны перед казахстанским обществом, ставят данное послание на особое место.

Стратегия развития Казахстана призвана определить цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития нашей страны в современном мире. Выбор стратегических направлений государственной политики может быть основан только на результатах анализа и прогнозе средне — и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни Республики Казахстан, выявленных на основании анализа официальных отчетов и документов. Кроме того, стратегия государственной политики должна учитывать и предвосхищать изменения, происходящие в сфере организации жизнедеятельности казахстанского общества и государства. Стратегический план развития Казахстана до 2020 года рассчитан на десять лет и является промежуточным этапом реализации Стратегии «Казахстан-2030».

Несомненным плюсом Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года является его эволюционный характер. Президент Н. А. Назарбаев вновь подтвердил принципиальную позицию: он – противник революционных, спонтанных, эмоциональных, сиюминутных настроений и подходов в политике. Наоборот, предложенная им программа строительства независимого, процветающего, политически стабильного Казахстана деталь­но просчитана и обеспечена необходимыми финансовыми ресурсами.

В послании народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана Президентом Н. А. Назарбаевым поставлены задачи, которые должны вывести Казахстан на новые рубежи своего исторического развития. Новый стратегический план своего рода «казахстанский путь к лидерству». Стратегический план развития Казахстана до 2020 предусматривает пять ключевых направлений: подготовка к посткризисному развитию; обеспечение устойчивости роста экономики за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры; инвестиции в будущее – повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического

роста, процветания и социального благополучия казахстанцев; обеспечение населения социальными и жилищно-коммунальными услугами; укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений. По каждому из направлений обозначен ряд конкретных целей. Всего насчитывается 31 стратегическая цель, которую необходимо достигнуть к 2020 году.

В настоящее время в соответствии с вышеуказанными стратегиями Казахстан реализует форсированное индустриально-инновационное развитие на ближайшие пять лет, основными задачами которого являются обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза; повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности; создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости; стимулирование создания наукоёмких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств; диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества; развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Как мы видим, Казахстан достаточно подробно и четко обозначил свои стратегические цели в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Стратегия национального развития страны неотделима от результатов глобального развития – постепенно стираются грани между экономическими границами государств, свободно перемещаются и перераспределяются трудовые, финансовые, инвестиционные потоки (ресурсы). В свою очередь экономические границы, это не что иное, как условные, как правило, несовпадающие с государственными границами, экономико-функциональные пределы влияния стран, мировых транснационализирующихся структур, выступающих как «стыки межанклавного разделения труда» 1. Соответ ­ ственно, в мировом хозяйственном обороте намечаются экономические границы, не совпадающие с государственными. Все это определенным образом влияет на развитие стратегических объектов экономики, некоторая часть которых находится в руках иностранных инвесторов.

Подробно раскрыв каждый из пунктов Стратегического плана – 2020, глава государства заключил, что всего запланированного мы сумеем достигнуть, только если обеспечим единство, мир и согласие в нашем доме. Поэтому трудно не согласиться со словами Лидера нации Н. А. Назарбаева, что «никто, кроме нас самих, не будет оберегать наше государство, наш внутренний мир и согласие, нашу стабильность, нашу безопасность. Мы, народ Казахстана, сами ответственны за наше будущее и настоящее» 2.

Весь смысл и пафос Стратегии – ясен и лаконичен: перед каждым казахстанцем, каждой семьей Стратегия развития открывает новые возможности. Для каждой казахстанской семьи доступным станет качественное образование – от детского сада до университета; существенно улучшится качество жилищно-коммунальных услуг; будут надежно защищены пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи; каждый казахстанец получит доступ к качественным медицинским услугам. Таким образом, Стратегический план развития Казахстана до 2020 года выполняет задачу объединяющей национальной стратегии, и поэтому может рассматриваться как важная часть общенациональной идеи Казахстана.

Стратегия развития Казахстана до 2020 года находится в системной связи со Стратегической программой «Казахстан-2030» и стратегией вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств мира. Эти стратегии оценены экспертами как консолидирующие казахстанский социум. Поэтому Стратегия развития Казахстана до 2020 года также обладает консолидирующим потенциалом, что является важнейшей характеристикой общенациональной

  1. 1 Кочетков Э. Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства: Учеб­ник для ВУЗов. – М, 2010.
  2. 2 Назарбаев Н. А. Выступление на встрече с представителями творческой интеллигенции страны – Алматы, 3 февраля 2010 г. // www. akorda. kz

идеи. Как указал в завершающей части своего послания Президент РК Н. А. Назарбаев: «Сплотившись во имя достижения наших стратегических целей, определенных Стратегией развития до 2030 года, мы с успехом выполняем свою миссию – строим независимый, процветающий, политически стабильный Казахстан» 3.

  1. 3 Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» // www. akorda. kz

Мамираимов Т. К. вице-президент

Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры,

Байдаров Е. У. ученый секретарь

Института философии и политологии МОН РК

Развитие Казахстана после распада ссср