Сегодня активно ведется работа по формированию эффективной транспортно-логистической страны. Для этого проводится масштабная модернизация транспортной инфраструктуры в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы, что позволит увеличить грузооборота в 1,6 раз и объемов перевозки транзитных грузов в два раза к 2020 году .
В целом госпрограммой предусмотрена реализация 15 инфраструктурных проектов транспортной отрасли, из них:
11 проектов автодорожной отрасли,
3 проекта сфере железнодорожного транспорта и
1 проект в отрасли гражданской авиации.
В целом реализация всех проектов ведется согласно графику.
Говоря об инфраструктурныхпроектов автодорожной отрасли необходимо отметить, что в целом к 2020 году будут реконструировано и построено более 7 тыс. км с общей стоимостью 2,4 трлн. тенге, из них 1 трлн. тенге составят займы международных финансовых институтов.
В рамках Программы «Нурлы жол» на всех автодорожных проектах, включая смежные отрасли, будет привлечено порядка 200 тыс. человек.
В настоящее время продолжается реализация проекта Западная Европа — Западный Китай, начата реализация автодорожных проектов «Центр-Юг» (Астана – Алматы), «Центр-Восток» (Астана – Усть-Каменогорск), «Центр-Запад» (Астана – Актобе – Атырау – Актау), Алматы – Усть-Каменогорск, Караганды-Жезказган-Кызылорда и Атырау-Астрахань.
В 2015 году на реализацию вышеуказанных проектов выделено 269,3 млрд. тенге, в т. ч. из НФ – 178 млрд. тенге. На 1 июня 2015 года освоено 85,4 млрд. тенге (в том числе из НФ — 44 млрд. тенге) или 32 %.
На сегодняшний день всего на проектах задействованы 33 подрядных организаций и 64 субподрядных организаций, создано 27 тыс. рабочих мест и задействовано более 5 тыс. единиц дорожно-строительной техники.
Самым крупным проектом в автодорожной отрасли является трансконтинентальный автомобильный коридор «Западная Европа – Западный Китай», протяженность которого составляет 2 787 км.
За период реализации 2009-2014 г. г. было открыто движение от границы Российской Федерации до г. Шымкент протяженностью 1 884 км, по Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областям.
Работы продолжаются на 569 км участков Ташкент-Шымкент-гр. Жамбылской области, Обход г. Тараз и Алматы-Хоргос.
По итогам 2015 года планируется открыть движение на участке Шымкент – Тараз, включая обход г. Тараз протяженностью 183 км. Полное завершение работ по участкам Шымкент-Ташкент и Алматы-Хоргос предусмотрено в 2016 году и будет полностью открыто движение по транзитному коридору.
Следующий проект «Центр-Юг» (Астана-Алматы), протяженность которого составляет 1 282 км.
На сегодняшний день работы продолжаются на участках Астана-Темиртау (159 км) и Алматы-Капшагай (94 км), на данных участках устроено 40 км покрытия из цементобетона.
По итогам 2015 года планируется открыть движение на 72 км (Астана-Темиртау – 10 км, Алматы-Капшагай – 62 км) с полным завершением данных участков в 2016 году.
Финансирование работ по реконструкции участка Караганды-Балхаш-Бурылбайтал–Курты предусмотрено за счет займов Всемирного банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития (в мае 2015 года по участку Бурылбайтал – Курты начата разработка технико-экономического обоснования и объявлен конкурс на разработку технико-экономического обоснования участка Караганды-Балхаш-Бурылбайтал).
До конца 2015 года планируется подписать соглашения о займе, после чего будет объявлен конкурс. Начало строительных работ предусмотрено в апреле 2016 года с завершением в 2019 году.
Третий проект это «Центр-Восток» (Астана-Усть-Каменогорск), реализуемый с 2013 года и протяженностью 1 018 км.
Общая стоимость составляет 431 млрд. тенге. В 2015 году на реализацию проекта выделено 85,9 млрд. тенге (НФ – 77 млрд. тенге, РБ – 8,9 млрд. тенге).
Работы ведутся на участке Астана-Павлодар-Семей, общей протяженностью 509 км. По итогам 2015 года планируется открыть движение на 100 км: Астана-Павлодар (47 км) и Павлодар-Семей (53 км).
На участках Павлодар-Семей-Калабатау и Калбатау – Усть-Каменогорск ведется разработка проектно-сметной документации на 404 км. Работы по данным участка планируется начать в 2016 году.
По проекту «Центр-Запад» (Астана-Актобе-Атырау-Астрахань) работы ведутся на участке Бейнеу-Актау протяженностью 470 км, где в 2014 году открыто движение на 200 км. Общая протяженность коридора составляет 2 720 км, из них подлежит реконструкции 1 290 км.
В 2015 году на реализацию проекта выделено 19,5 млрд. тенге (НФ – 3 млрд. тенге, Займ/РБ – 16,5 млрд. тенге). Работы продолжены на 270 км участка Бейнеу-Актау.
Стоимость проекта составляет 540 млрд. тенге. В настоящее время для привлечения займов МФИ на участки Астана-Карабутак (844 км), Актобе-Макат (459 км) и Атырау-Астрахань (277 км) ведется разработка технико-экономического обоснования. В целом до конца 2015 года планируется подписать соглашения о займе.
Начало строительных работ предусмотрено в апреле 2016 года с завершением в 2019 году.
По проекту Алматы – Усть-Каменогорск протяженность составляет 851 км.
Общая стоимость составляет 243 млрд. тенге. В 2015 году выделено 22,3 млрд. тенге (НФ – 16,2 млрд. тенге, РБ – 6,1 млрд. тенге). Реализация проекта ведется с 2013 года.
На сегодня строительные работы ведутся на участке Капшагай-Талдыкорган с обходом г. Сарканд протяженностью 157 км. По итогам 2015 года планируется завершить работы на 84 км. Оставшиеся 73 км будут завершены в 2016 году.
По автомобильной дороге Астана – Петропавловск работы продолжаются на 106 км участка Кокшетау-Петропавловск по Северо-Казахстанской области. Также начата реконструкция обхода г. Петропавловск протяженностью 11 км.
По итогам года планируется сдать в эксплуатацию 55 км, в 2016 году – 51 км.
В 2015 году выделено 14,3 млрд. тенге (НФ – 13,8 млрд. тенге, РБ – 0,7 млрд. тенге).
По проекту Уральск-Каменка подписан договор и начаты работы по мобилизации.
В 2015 году выделено 3 млрд. тенге из Национального фонда. За счет выделенных средств реконструкцией будет охвачено 100 км.
В целом реализация автодорожных проектов ведется согласно графику.