Содержание
Введение
1. Внешние пути торговли Республики Казахстан
1.1 Вопросы пограничного вектора
1.2 Евроазиатский транзитный мост
2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан
2.1 Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана
2.2 Внешнеторговый режим США, наивысшая степень либерализации
2.3 Укрепление нормативно-правовой основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности
3. Оценка макроэкономической, институциональной и правовой среды Республики Казахстан, как приоритетных направлений повышения национальной конкурентоспособности
3.1 Конкурентоспособность национальной экономики
3.2 Макроэкономическая ситуация в Казахстане
3.2.1 Институциональная среда
3.3 Правовая среда
4. Всемирный экономический форум
4.1 Финансовое развитие
4.2 Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде
Заключение
Литература
Введение
Самая старая форма международных отношений — это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.
Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.
На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.
В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.
В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ
Важнейшей задачей Казахстана во внешнеэкономической сфере остается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Также по согласованию с МИДом проводится реорганизация.
Проводится отказ от малоэффективных торговых представительств. Их функции передаются посольствам.
Формирование современного экономического мышления немыслимо без овладения системным переходом к рыночным явлениям и процессам. Его важнейшей составляющей является проектность, т. е целестное исчисление факторов хозяйственной деятельности и прогнозирование тенденций экономического развития. В свою очередь овладевание проектным мышлением становится предпосылкой принятия оптимальных решений и оптимальных экономических преобразований в условиях ограниченности ресурсов. Основные категории экономической науки с позиции различных школ и подходов, их концептуальной совместимости накопленное богатство инструментария экономического анализа.
Введение в экономическую теорию – МАКРОЭКОНОМИКУ-не является случайным. Учитывая, что казахстанская экономика как объект изучения является трансформирующейся, т. е еще не обладает системным качеством, выявление особенностей механизма действия экономических законов в этих условиях должно стать предметом особого внимания будущих экономистов.
Макроэкономика представляет собой сложную социально-экономическую систему. Макроэкономические показатели позволяют оценить состояние экономики страны, что весьма важно для разработки управленческих решений и государственной экономической политики. Объём производимых в стране благ и услуг измеряется макроэкономическими показателями: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный продукт (НП). Их изменения характеризует экономический рост, который может быть положительным, нулевым, отрицательным.
1. Внешние пути торговли Республики Казахстан
Вопросы пограничного вектора
Главная цель торговой политики Республики Казахстан — это формирование эффективной и оперативной системы защиты и продвижения экономических и политических интересов, а также обеспечение доступа на внешние рынки, развитие инфраструктуры внутренней торговли и устранение недобросовестной конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Понимая тот факт, что экономика Казахстана имеет сырьевую направленность, государству необходимо создать систему, позволяющую развивать производство товаров с высокой добавленной стоимостью, с целью их дальнейшего продвижения на зарубежные рынки. При этом усилия государства должны быть реализованы по трем векторам: внутреннему, пограничному и внешнему. Их реализация должна обеспечить условия, стимулирующие экспортную ориентацию, снижение операционных затрат, а также содействие продвижению экспорта на внешних рынках.
Основными направлениями реализации вопросов внутреннего вектора должны быть совершенствование законодательной базы, развитие сети поддержки торговли, содействие развитию компетенции кадров, обеспечение качества, обеспечение торговой информацией, торговому финансированию, развитию прочих услуг сети поддержки торговли.
Для реализации вопросов пограничного вектора необходимо провести анализ и оптимизацию процедур, необходимых для проведения экспортно-импортных операций с целью сокращения времени и числа процедур, создать систему регулярного мониторинга реализации соглашений между соседними странами о содействии торговле с целью оперативного реагирования на возникающие препятствия и проработать вопрос о механизмах преференциального отвода земельных участков экспортерам несырьевой продукции.
Внешний вектор будет включать: комплекс мер по созданию торгово-экономических зон продвижения торговли с приграничными странами, содействие открытию представительств казахстанских бизнес-структур за рубежом, повышение эффективности деятельности торговых представительств страны, изучение потребности, механизмов и источников финансирования создания торговых домов и складов за рубежом [1].
В целях подъема экономики приграничных территорий, как составной части социально-экономического развития регионов и страны в целом, в этом случае необходимо сделать основной упор выхода казахстанских товаров на рынки — России, Кыргызстана и Узбекистана. Эти аспекты определяют необходимость изменения отношения к приграничному сотрудничеству в Республике Казахстан.
В настоящее время потенциал республики не в полной мере задействован в системе международных грузопотоков, в приграничной торговле, экспорта казахстанских товаров, до конца не сформирована специализация основных международных транспортных коридоров. Требуется повысить уровень сервисных услуг и качество транспортных путей в соответствии с международными стандартами, призванных обеспечить полноценное формирование транзитных грузопотоков по территории страны. Одним из факторов является развитие транспортных коридоров на приграничных зонах, только за счет этого возможно привлечь наибольшее количество представителей международного бизнеса, транснациональных компаний, отечественных и зарубежных инвесторов, прежде всего своими либеральными условиями ведения бизнеса, создание свободно экономических зон, минимизацией рыночных издержек, особенно необходимых для успешного развития среднего и малого предпринимательства страны [2].
Как известно, для стран Центральной Азии развитие транспортных коридоров — одно из наиболее конкурентных стратегических направлений и Казахстан не стал исключением.
В рамках реализации ряда Соглашений между Правительствами Казахстана и Китая о создании и регулировании деятельности Центра, а также поручений Главы государства Н. А.Назарбаева, озвученных им в ежегодном Послании народу Казахстана Правительством Республики Казахстан с 2005 года на участке казахстанско-китайской границы в районе одноименного поселка Хоргос ведутся работы по созданию Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» (далее — Центр). Центр находится на транспортном коридоре и является ответом нашей страны на действия китайского правительства на казахстанско-китайской границе, где сейчас создана и интенсивно осваивается зона свободной торговли города-порта Хоргос. На сегодняшний день Центр заявлен, как зона международного сотрудничества и приграничной торговли с Китаем.
Идея создания Международного центра приграничного сотрудничества на границе с Китайской Народной Республикой, была впервые озвучена во время официального визита Главы государства в КНР в декабре 2004 года. На тот момент речь шла о создании трансграничной территории для ведения торговых операций.
Центр будет представлять собой современный международный транспортно-торговый узел с торгово-ярмарочными территориями, центром оптово-розничной торговли и демонстрационными залами. Также, будут телекоммуникационные услуги, информационно-логистический центр, пункты общественного питания, санитарно-карантинные пункты, специализированные автоматизированные складские помещения для хранения и обработки грузов, центры сертификации, транспортно-экспедиционные и брокерские фирмы, страховые компании, туристические фирмы и т. д.
Эффективная реализация проекта должна не только обеспечить развитие приграничной торговли, привлечь внимание крупнейших международных инвесторов, но и повысить благосостояние приграничного населения, создать условия для улучшения работы перерабатывающих предприятий и организаций сферы услуг.
Кроме того, планируется построить новые помещения для государственно-контрольных служб, административно-деловой центр, культурный и гостинично-бытовой центр, куда будут входить бизнес-центр, офисы банков и страховых компаний, административные помещения и простые офисы, торговые и туристские представительства, культурный блок, включая этнографический парк и гостиничный блок.
Являясь крупным транспортно-логистическим узлом международного значения, пункт перехода «Хоргос» будет функционировать в перспективе как «сухой порт» по направлению «Восток-Запад» и как крупный транспортно-логистический и торгово-промышленный центр международного значения. Этот торгово-транспортный трансграничный коридор обеспечивает выход Китая и других государств Юго-Восточной Азии в страны Европы и Ближнего Востока через Казахстан и способствует дальнейшему развитию торговли и грузопотоков по направлению «Восток-Запад». Соответственно, в перспективе Центр также будет обладать всеми вышеперечисленными преимуществами и потенциалом.
Общая стоимость проекта составила 385 млрд. 658 млн. тенге, в том числе 311 млрд. 930 млн. тенге за счет капиталовложений инвесторов и 73 млрд. 728 млн. тенге за счет средств республиканского бюджета. То есть, на один тенге выделяемых бюджетных денег привлекается 4,2 тенге инвестиционных средств. Кроме того, на территории Центра будет создано более 5 тыс. рабочих мест, и ежедневный поток людей только с казахстанской части составит 20 тыс. посетителей [3].
1.2 Евроазиатский транзитный мост
Создание Центра на казахстанско-китайской границе и дальнейшее его развитие, как главного опорного пункта нового Евроазиатского транзитного моста, открывает новые возможности для расширения международной торговли и предполагает формирование территории безвизового посещения граждан двух государств — Китая и Казахстана, а также третьих стран, для проведения деловых встреч, презентации продукции, производимой в Казахстане, Китае, в странах СНГ и других сопредельных странах, ведения торговых сделок и проведения досуга на территории 528 га.
Принцип, заложенный в создании Центра – свободное перемещение в пределах его границ граждан Казахстана и Китая, а также граждан третьих государств, официально находящихся в стране пребывания сроком до 30 суток на основании действительных документов. Cтроящийся Центр позволит улучшить и упорядочить взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с Китайской Народной Республикой и увеличит динамику роста внешнеторгового оборота между двумя странами.
Правительство должно реализовать свои преимущества перед реально существующей конкуренцией между пограничными с Китаем автомобильными переходами соседних стран по обеспечению устойчивых внешнеторговых, финансовых, промышленных и других форм двустороннего сотрудничества с КНР путем созданного Центра.
Сегодня складываются благоприятные экономические и политические условия для развития приграничного сотрудничества и транзитного потенциала Казахстана, которые формируют основные территории и инфраструктурные оси для размещения новых конкурентоспособных производств и услуг. Также появляется реальная возможность применения эффективно развивающихся в современной мировой экономике принципов производственной и транспортной логистики в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
Развитие логистики как базового механизма определения экономической идентичности страны в международном экономическом пространстве, для Казахстана, сравнимо, например, с Германией, находящейся на пересечении транспортных коридоров и имеющей самый мощный транзитный потенциал в Европе. Сегодня Германия является крупнейшим логистером на международных рынках и занимает пятое место в мире среди стран-экспортеров. Казахстан, реализуя свой транзитный потенциал, может занять такую же лидирующую позицию в Содружестве независимых государств (далее — СНГ) и Центрально-азиатском регионе, создав реальные условия для развития своего экспортного потенциала к 2012 году. Этому способствует расширение условий экономического сотрудничества с Китаем, а также формирование позитивных сдвигов для развития общего экономического пространства между Казахстаном и Россией [4].
В настоящее время в целях развития приграничной торговли в Республике Казахстан Министерством индустрии и торговли совместно с Социально-предпринимательскими корпорациями ведется работа по созданию на приграничных регионах с Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном торгово-экономических зон (торгово-логистических центров).
Особое внимание будет уделено формированию и развитию зон приграничной торговли в приграничных с Россией, Китаем и Узбекистаном регионах [1].
Так, в настоящее время ведется работа по созданию торгово-логистического центра в районе перехода через государственную границу «Таскала» (Западно-Казахстанская область) и «Озинки» (Саратовская область РФ).
По предложению Министерства индустрии и торговли на V Форуме приграничных регионов Казахстана и России, который прошел в Актобе в период с 22 по 24 сентября 2008 года, были подписаны соглашения:
— между Акиматом Западно-Казахстанской области Республики Казахстан и Правительством Саратовской области Российской Федерации о сотрудничестве по созданию торгово-логистического центра «Таскала» и торгового, выставочного и транспортно-логистического центра «Озинки» (прилагается);
— соглашение между АО «СПК «Батыс» и ООО «Транспортный Логистический Центр Саратовской области» по содействию развитию инфраструктуры, экономической интеграции, расширению взаимной торговли и экономическому росту Республики Казахстан и Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время Министерством индустрии и торговли разработана концепция по созданию торгово-экономических зон (торгово-логистических центров) с сопредельными государствами, которая уже предварительно одобрена на заседании Рабочей группы по разработке предложений по вопросам развития приграничного сотрудничества Казахстана с сопредельными странами, созданного распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан Масимова К. К. от 14 июля 2008 года № 186-р.
Принимая, во внимание, что Казахстан и Россия находятся в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией, задача Правительства.
Республики Казахстан целе-направленно использовать это уникальное геополитическое положение.
По прогнозам Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, в случае создания указанного маршрута, доставка будущих грузопотоков из портов Японии, Южной Кореи и Китая в Европу увеличится в десятки раз. В связи с этим, станция «Таскала» является географически выгодным пунктом хранения грузов, в том числе и в плане доставки грузов из этой точки автотранспортом на расстоянии до 3 000 км (Европа).
До настоящего времени Министерством индустрии и торговли велась работа по созданию центров приграничного сотрудничества с Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан, но ввиду наличия возникших проблем по идеологии создания с уполномоченными органами сопредельных стран названных центров, работа в данном направлении неоправданно затягивается.
Рамочное соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о создании Международных центров приграничного со-трудничества «Аухатты — Кен-Булун» и «Айша биби — Чон-Капка», подписанное в городе Бишкек 26 апреля 2007 года в ходе официального визита Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. в Кыргызскую Республику, утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2008 года № 122 и вступило в силу в апреле 2008 года.
В этой связи, по аналогии с Российской Федерацией Министерством индустрии и торговли Акимату Жамбылской области и СПК «Онтустик» предложено приступить к реализации данного вопроса путем создания торгово-логистического центра (далее — ТЛЦ) на границе с Кыргызской Республикой.
Кроме того, Министерство предлагает вместо двух создаваемых МЦПС создать один ТЛЦ, который позволит упростить торговые операции, вопросы оформления грузов, создать благоприятные условия для насыщения внутреннего рынка плодоовощной продукцией.
В этой связи, необходимо отметить, что существующие и создаваемые специальные экономические зоны, индустриальные зоны, торгово-логистические и транспортно-логистические центры всецело направлены на создание эффективной торговой, логистической, промышленной и транспортной инфраструктуры, которые начнут развивать приграничную торговлю и транзитный потенциал республики, обеспечат потребность экономики и населения в качественных услугах.
Создание и развитие торгово-логистических центров предполагает достижение следующих результатов:
— развитие индустриально-инновационной инфраструктуры приграничных территорий Казахстана;
— развитие специальных технопарковых зон вдоль транспортного коридора, на основе геоэкономических ресурсов городов Алматы, Тараза, Шымкента, Кызылорды, Актюбинска и Уральска;
— создание благоприятных условий для привлечения мировых брендов и транснациональных корпораций, в целях продвижения казахстанского участка трансконтинентального азиатского коридора в число активно действующих международных транспортных коридоров;
— модернизация структуры промышленности Казахстана путем привлечения современных наукоемких технологий производства через организацию систем субконтрактации, промышленного аутсорсинга с производителями развитых и индустриально развивающихся стран;
— рост экспорта казахстанских промышленных товаров;
— дальнейшее развитие и укрепление международных связей Республики Казахстан с другими странами, в частности с Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, странами Содружества Независимых Государств, Азии и Европы на уровне государственных органов и бизнес сообществ;
— способствование развитию туристской отрасли, повышение объемов въездного туризма;
— увеличение бюджетных поступлений за счет роста объемов грузопотоков через территорию Республики Казахстан;
— вхождение Республики Казахстан в международную систему разделения труда, развитие внешнеэкономической деятельности;
— формирование новых рабочих мест, повышение профессионального уровня населения страны, занятого в процессе отечественного товаропроизводства.
2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан
2.1 Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана
Нарастающиеся глобальные тенденции в экономике требуют от Казахстана реформиро-вание внешнеторговой деятельности. Достижение достойного места Казахстаном в мировом экономическом пространстве возможно только при поддержании внешнеторговой стратегии, ориентированной на инновационный тип экономического развития страны. Для определения оптимальной внешнеторговой деятельности представляется целесообразным использование мирового опыта.
В экономической литературе в основном выделяют 2 модели развития внешнеторговой деятельности: экспортоориентированную и импортоориентированную.
В основу первой модели развития внешней торговли зарубежных стран ставится экспорт определенных товаров и соответствующей международной специализации. За счет прямых иностранных инвестиций и импорта приобретается технология. Задачей первостепенной важности для государства становится переход к экспорту технически более сложных товаров. Развитие производства, технический прогресс, расширение номенклатуры произво-димых товаров, повышение квалификации рабочей силы – все это направляется на изменение международной специализации.
Вторая же ставит во главу угла международную промышленную специализацию и кооперацию, с развитием которых связываются надежды и на насыщение внутреннего рынка, и на его структурирование [1, с.103].
Большой интерес вызывает китайский путь развития внешней торговли. «Китайской» модели присуща большая жесткость в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и постепенность в открытии экономики. Она играет важную роль в экономическом развитии страны и всецело подчинена внутренней экономике. Развитие внешнеэкономической деятельности представляет типичный пример страны, идущей по пути «догоняющего развития».
Характерной особенностью проводимой политики Китая явилось осуществление мер внешнеэкономической либерализации лишь в той степени, в которой они отвечают национальным интересам.
Наступательная тактика внешней торговли в Китае в значительной степени повысила эффективность использования и распределения материальных ресурсов страны, существенно стимулировала непрерывный рост экономики. Одними из основополагающих причин роста китайской внешней торговли является децентрализация и ослабление условий торговли. На сегодняшний день около 4000 компаний обладают правом осуществления внешнеторговых операций.
Довольно длительное время китайское правительство осуществляло поддержку и защиту отечественному производству. До вступления Китая в ВТО, их импортные пошлины считались наиболее высокими в мире. Действовали различные административные требования по соответствию достаточного уровня качества товара, недопущению загрязнения окружающей среды и т. д.
В экспортной политике Китая существовал своеобразный механизм государственной поддержки всей цепочки экспортного производства. Прежде всего, предусматривались крупные льготы и государственное кредитование.
В Китае осуществлялась политика всяческого стимулирования экспорта. В данном направлении предпринимались следующие меры:
предоставление внешнеторговым организациям финансовой самостоятельности;
осуществление поддержки и выдача кредитов предприятиям, занимающихся производством экспортной продукции;
выделение материальных ресурсов для производства экспортной продукции;
освобождение от таможенных пошлин;
поощрение различных форм торговли готовой продукцией.
Таким образом, экспорт в Китае является основным источником развития национальной экономики. Либерализация внешней торговли осуществлялась в первую очередь в системе государственных интересов внутренней экономики.
Для «канадско-австралийской» модели развития внешней торговли характерно использование экспорта природных ресурсов, а также сельскохозяйственного сырья для оплаты импорта передовых технологий.
Важно подчеркнуть, что Канада достаточно быстро наращивает промышленный потенциал и меняет структуру своего экспорта в сторону увеличения доли готовых изделий, в том числе машин и оборудования.
В целях интенсивного развития внешнеторговой деятельности страны правительством Канады принята Программа продвижения товаров и Программа развития экспортных рынков [1].