Политическая система Казахстана

Политическая система КазахстанаПолитическая система Казахстана выступает базовой основой в реализации политических технологий в государственном уп­равлении, а также конкурентоспособности общества. В глобаль­ном рейтинговом измерении всемирного экономического форума (Давоса) за 2008-2009 годы Казахстан занимает 66-е место среди 134 рассмотренных государств. Базой для данного измерения являются 12 слагающих дис­циплин: от развития институтов, инфраструктуры до инноваций, раскрывающих и усиливающих эффективность национальной экономики. По итогам совокупного индекса, первые пять мест распределились следующим образом: США — 5,74 балла, Швейца­рия — 5,61, Дания — 5,58, Швеция — 5,53, Сингапур — 5,53, Финлян­дия — 5,50, Германия — 5,46, Голландия — 5,41.

Анализ рейтинговых составляющих указанных стран свиде­тельствует о том, что в конкурентной борьбе они выиграли за счет быстрого и качественного производства, новых знаний и техноло­гий, в минимальные сроки воплотившихся в конечный продукт. Все они имеют хорошо развитую инфраструктуру, качественное образование, прозрачную и качественную систему общественных институтов, благоприятную среду для развития бизнеса. В целом для» их политики и экономик характерны ориентация на знания и генерирование идей. Казахстан, набрав 4,11 балла, занял вполне достойное 66-е мес­то в центре рейтинговой таблицы, опередив все страны СНГ, за исключением России, занявшей 51-е место с суммой 4,31 балла, 50-е место заняла Индия (4,33 балла). В этой связи Казахстану необходимы политическая и эконо­мическая модернизация, целостный подход к реформам госу­дарственных, политических и общественных институтов. Суть данного подхода — дальнейшая демократизация Казахстана в со­ответствии с принципами демократии и опытом ведущих госу­дарств планеты, с учетом традиций многонационального и мно-гокопфессионального казахстанского народа. В Послании Президента страны народу Казахстана «Повыше­ние благосостояния граждан Казахстана — главная цель государ­ственной политики» отмечается: «Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные законо­мерности демократического развития и традиции нашего обще­ства». В этой связи именно политическая модернизация Республики Казахстан выступает реальностью внутреннего и внешнего измене­ния в соответствии с тенденциями развития мирового сообщества. Политическая модернизация — сложный и непрерывный про­цесс совершенствования всей совокупности видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практических политических отношений. Необходимость процесса политической модернизации усилива­ется тенденциями трансформации современной политической сис­темы, демократизации общественных процессов, участием народа в управлении государством, а также социально-политическими преобразованиями в формировании гражданского общества, гло­бализацией международных отношений. Многие страны встали на путь демократизации политической системы и находятся на раз­личных стадияк ее обновления. Ественно каждая страна имеет свою политическую историю, свои традиции, политическую куль­туру и национальные особенности. Казахстан не исключение, и ему предстоит длительный путь политической модернизации и преобразований общественных от­ношений. Накопленный опыт трансформации политических сис­тем позволит внимательно проанализировать правильность прово­димых преобразований политической системы. Следует заметить, что Конституция Республики Казахстан с из­менениями и дополнениями в целом отвечает процесс и динамике политической модернизации, развитию современного казахстан­ского общества.

Вместе с тем демократическое правление требует не просто­го умения повиноваться, а обучения особой культуре политиче­ского поведения, которое делает человека способным формировать демократию и жить в ее условиях. Поэтому процесс модернизации самой Конституции неизбежен, так как динамизм современных по­литических процессов является доминирующей тенденцией обще­ственного развития и прогресса казахстанского общества.

Динамика современных политических технологий во многом обусловливается существенной ролью формирования современ­ных лидеров. В условиях интеграции и глобализации международ­ных отношений проявляются весьма новые тенденции в развитии лидерства в мире. Национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы, они должны рассматривать свою внутрен­нюю политик)’ как составную часть общемирового, глобального процесса. Возрастает роль и влияние неформальных лидеров, а также усиливается концентрация активности лидеров на решении политических, экономических и социальных проблем. Сокраща­ются границы власти политического лидерства за счет совершен­ствования системы разделения властей и расширения границ граж­данского общества. Маргарет Тэтчер в своей работе «Искусство управления госу­дарством» отмечает, что «государственный деятель сегодняшнего дня должен принимать во внимание три аксиомы.

Во-первых, установление демократии во всех странах и на всех континентах остается фундаментальным аспектом разумной внеш ней политики. Существует множество практических оснований для этого: демократические государства обычно не воюют друг с другом: демократия, как правило, способствует приходу хороше­го правительства; демократия в большинстве случаев неразрывна с процветанием. Во-вторых, разумный и стабильный международный порядок может строиться лишь на уважении к нациям и национальным государствам. Национализм, национальная гордость и националь­ные институты, несмотря на присущие им недостатки, формируют наилучшую основу для действующей демократии. Попытки по­давить национальные различия или объединить различные нации с четко выраженными традициями в искусственные государствен­ные образования очень часто заканчиваются провалом, а иногда кровопролитием. Мудрый государственный деятель воспевает национальный статус и пользуется им. В-трстьих, какие бы уловки международной дипломатии ни использовались для сохранения мира, окончательным мерилом мастерства управления государством является решение вопро­са, что делать перед лицом войны. Умение сдержать войну и вы­играть навязанную войну — две стороны одной монеты: и то, и другое требует непрерывного вложения средств в оборону и пос­тоянной, несгибаемой решимости противостоять агрессии. В ны­нешние времена даже сама мысль о войне предана анафеме. Но несмотря на это, на земле то тут, то там вспыхивают вооруженные конфликты разной интенсивности».

Отмеченные аксиомы заслуживают серьезного исследования и, безусловно, имеют важное, принципиальное положение и значе­ние при формировании личности государственного деятеля. Самое главное и важное, чтобы система подготовки политических лиде­ров формировалась исторически и обладала устоявшимися прин­ципами демократии и нормами международного права, а также традициями и обычаями государств,

Политический смысл и содержание понятия государственный деятель должны и быть емко и четко выражены принципом «Прав­ление народа и для народа». Безусловно, такая модель предполага­ет равенство прав и возможностей всех граждан в формировании политической власти, доступа к ней, распоряжения ею, извлечения из нее пользы. Развитие современных политических процессов казахстанско­го общества предъявляет прежде всего повышенные требования к системе и организации государственной власти. Функции госу­дарственной власти должны, в первую очередь, определяться не­обходимостью обеспечения национальной безопасности общества и развития демократических процессов. Сильная государственная власть при определенных ситуаци­ях может легко превратиться в диктатуру (авторитарную или то­талитарную). Единственный выход — реальное участие граждан в управлении обществом, создание экономических, правовых, соци­альных и идеологических основ для действенного контроля госу­дарственной власти.

Процесс демократизации государственной власти предусмат­ривает движение к модернизированной политической системе, которое различно в разных странах. Мировой опыт движения к модернизированной системе позволяет вооружить обновляющее­ся общество знанием, которое значительно облегчает теоретиче­скую и практическую его деятельность. Не все типы общества ока­зались способны сформировать демократические политические системы, ибо невозможно произвольно переноситься из общества одного типа в общество другой социальной природы, с иной куль­турой и другими политическими традициями. Поэтому не может быть однородным и равномерным демократический процесс в различных странах. При этом политическая система Республики Казахстан не мо­жет быть полноценной, если она избирательна, допускается толь­ко в одних сферах общественной жизни, но не в государственных структурах. Политическая система, как показывает мировой опыт, гарантируется самим обществом, демократическими порядками и институтами, а также политической властью, нормами культуры и морали.

Учитывая исторический опыт целых цивилизаций, переход к политической модернизации следует постоянно, рационально и целенаправленно ускорять, вводя многие оправдавшие себя демократические нормы, процедуры и принципы. Политическая модернизация не каприз моды, а неизбежная историческая необ­ходимость, для реализации которой обновляется общество. Про­цесс политического обновления должен сопровождаться формиро­ванием правового государства и гражданского общества, реальным равенством перед законом всех его граждан и органов управления, защитой общества и граждан от коррупционных правонарушений.

Вместе с тем прогресс любого государства, как отмечено выше, обусловливается прежде всего модернизированной Конституцией, насколько она отвечает мировым демократическим процессам и реалиям. Естественно, модернизированная Конституция должна быть востребована новой эпохой и соответствовать национальным интересам страны, отвечать нуждам общества и интересам всего казахстанского народа.

Известно, что политический строй отражает закрепленное в сов­ременной науке обозначение политической системы общества и по­литического режима. В наиболее общем виде политический строй определяется и обусловливается политической системой общества. Исследуя процессы развития политического строя, можно вы­делить четыре основные уровня.

Развитие культуры Казахстана в послевоенные годы