Политическая система Казахстана выступает базовой основой в реализации политических технологий в государственном управлении, а также конкурентоспособности общества. В глобальном рейтинговом измерении всемирного экономического форума (Давоса) за 2008-2009 годы Казахстан занимает 66-е место среди 134 рассмотренных государств. Базой для данного измерения являются 12 слагающих дисциплин: от развития институтов, инфраструктуры до инноваций, раскрывающих и усиливающих эффективность национальной экономики. По итогам совокупного индекса, первые пять мест распределились следующим образом: США — 5,74 балла, Швейцария — 5,61, Дания — 5,58, Швеция — 5,53, Сингапур — 5,53, Финляндия — 5,50, Германия — 5,46, Голландия — 5,41.
Анализ рейтинговых составляющих указанных стран свидетельствует о том, что в конкурентной борьбе они выиграли за счет быстрого и качественного производства, новых знаний и технологий, в минимальные сроки воплотившихся в конечный продукт. Все они имеют хорошо развитую инфраструктуру, качественное образование, прозрачную и качественную систему общественных институтов, благоприятную среду для развития бизнеса. В целом для» их политики и экономик характерны ориентация на знания и генерирование идей. Казахстан, набрав 4,11 балла, занял вполне достойное 66-е место в центре рейтинговой таблицы, опередив все страны СНГ, за исключением России, занявшей 51-е место с суммой 4,31 балла, 50-е место заняла Индия (4,33 балла). В этой связи Казахстану необходимы политическая и экономическая модернизация, целостный подход к реформам государственных, политических и общественных институтов. Суть данного подхода — дальнейшая демократизация Казахстана в соответствии с принципами демократии и опытом ведущих государств планеты, с учетом традиций многонационального и мно-гокопфессионального казахстанского народа. В Послании Президента страны народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» отмечается: «Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества». В этой связи именно политическая модернизация Республики Казахстан выступает реальностью внутреннего и внешнего изменения в соответствии с тенденциями развития мирового сообщества. Политическая модернизация — сложный и непрерывный процесс совершенствования всей совокупности видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практических политических отношений. Необходимость процесса политической модернизации усиливается тенденциями трансформации современной политической системы, демократизации общественных процессов, участием народа в управлении государством, а также социально-политическими преобразованиями в формировании гражданского общества, глобализацией международных отношений. Многие страны встали на путь демократизации политической системы и находятся на различных стадияк ее обновления. Ественно каждая страна имеет свою политическую историю, свои традиции, политическую культуру и национальные особенности. Казахстан не исключение, и ему предстоит длительный путь политической модернизации и преобразований общественных отношений. Накопленный опыт трансформации политических систем позволит внимательно проанализировать правильность проводимых преобразований политической системы. Следует заметить, что Конституция Республики Казахстан с изменениями и дополнениями в целом отвечает процесс и динамике политической модернизации, развитию современного казахстанского общества.
Вместе с тем демократическое правление требует не простого умения повиноваться, а обучения особой культуре политического поведения, которое делает человека способным формировать демократию и жить в ее условиях. Поэтому процесс модернизации самой Конституции неизбежен, так как динамизм современных политических процессов является доминирующей тенденцией общественного развития и прогресса казахстанского общества.
Динамика современных политических технологий во многом обусловливается существенной ролью формирования современных лидеров. В условиях интеграции и глобализации международных отношений проявляются весьма новые тенденции в развитии лидерства в мире. Национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы, они должны рассматривать свою внутреннюю политик)’ как составную часть общемирового, глобального процесса. Возрастает роль и влияние неформальных лидеров, а также усиливается концентрация активности лидеров на решении политических, экономических и социальных проблем. Сокращаются границы власти политического лидерства за счет совершенствования системы разделения властей и расширения границ гражданского общества. Маргарет Тэтчер в своей работе «Искусство управления государством» отмечает, что «государственный деятель сегодняшнего дня должен принимать во внимание три аксиомы.
Во-первых, установление демократии во всех странах и на всех континентах остается фундаментальным аспектом разумной внеш ней политики. Существует множество практических оснований для этого: демократические государства обычно не воюют друг с другом: демократия, как правило, способствует приходу хорошего правительства; демократия в большинстве случаев неразрывна с процветанием. Во-вторых, разумный и стабильный международный порядок может строиться лишь на уважении к нациям и национальным государствам. Национализм, национальная гордость и национальные институты, несмотря на присущие им недостатки, формируют наилучшую основу для действующей демократии. Попытки подавить национальные различия или объединить различные нации с четко выраженными традициями в искусственные государственные образования очень часто заканчиваются провалом, а иногда кровопролитием. Мудрый государственный деятель воспевает национальный статус и пользуется им. В-трстьих, какие бы уловки международной дипломатии ни использовались для сохранения мира, окончательным мерилом мастерства управления государством является решение вопроса, что делать перед лицом войны. Умение сдержать войну и выиграть навязанную войну — две стороны одной монеты: и то, и другое требует непрерывного вложения средств в оборону и постоянной, несгибаемой решимости противостоять агрессии. В нынешние времена даже сама мысль о войне предана анафеме. Но несмотря на это, на земле то тут, то там вспыхивают вооруженные конфликты разной интенсивности».
Отмеченные аксиомы заслуживают серьезного исследования и, безусловно, имеют важное, принципиальное положение и значение при формировании личности государственного деятеля. Самое главное и важное, чтобы система подготовки политических лидеров формировалась исторически и обладала устоявшимися принципами демократии и нормами международного права, а также традициями и обычаями государств,
Политический смысл и содержание понятия государственный деятель должны и быть емко и четко выражены принципом «Правление народа и для народа». Безусловно, такая модель предполагает равенство прав и возможностей всех граждан в формировании политической власти, доступа к ней, распоряжения ею, извлечения из нее пользы. Развитие современных политических процессов казахстанского общества предъявляет прежде всего повышенные требования к системе и организации государственной власти. Функции государственной власти должны, в первую очередь, определяться необходимостью обеспечения национальной безопасности общества и развития демократических процессов. Сильная государственная власть при определенных ситуациях может легко превратиться в диктатуру (авторитарную или тоталитарную). Единственный выход — реальное участие граждан в управлении обществом, создание экономических, правовых, социальных и идеологических основ для действенного контроля государственной власти.
Процесс демократизации государственной власти предусматривает движение к модернизированной политической системе, которое различно в разных странах. Мировой опыт движения к модернизированной системе позволяет вооружить обновляющееся общество знанием, которое значительно облегчает теоретическую и практическую его деятельность. Не все типы общества оказались способны сформировать демократические политические системы, ибо невозможно произвольно переноситься из общества одного типа в общество другой социальной природы, с иной культурой и другими политическими традициями. Поэтому не может быть однородным и равномерным демократический процесс в различных странах. При этом политическая система Республики Казахстан не может быть полноценной, если она избирательна, допускается только в одних сферах общественной жизни, но не в государственных структурах. Политическая система, как показывает мировой опыт, гарантируется самим обществом, демократическими порядками и институтами, а также политической властью, нормами культуры и морали.
Учитывая исторический опыт целых цивилизаций, переход к политической модернизации следует постоянно, рационально и целенаправленно ускорять, вводя многие оправдавшие себя демократические нормы, процедуры и принципы. Политическая модернизация не каприз моды, а неизбежная историческая необходимость, для реализации которой обновляется общество. Процесс политического обновления должен сопровождаться формированием правового государства и гражданского общества, реальным равенством перед законом всех его граждан и органов управления, защитой общества и граждан от коррупционных правонарушений.
Вместе с тем прогресс любого государства, как отмечено выше, обусловливается прежде всего модернизированной Конституцией, насколько она отвечает мировым демократическим процессам и реалиям. Естественно, модернизированная Конституция должна быть востребована новой эпохой и соответствовать национальным интересам страны, отвечать нуждам общества и интересам всего казахстанского народа.
Известно, что политический строй отражает закрепленное в современной науке обозначение политической системы общества и политического режима. В наиболее общем виде политический строй определяется и обусловливается политической системой общества. Исследуя процессы развития политического строя, можно выделить четыре основные уровня.