Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года)

Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года)Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 28.12.2015 № 148 .

Подлежит опубликованию в Собрании

актов Президента и Правительства

Республики Казахстан

В соответствии с пунктом 26 Положения об Ассамблее народа Казахстана, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 7 сентября 2011 года № 149 «О Положении об Ассамблее народа Казахстана», в целях обеспечения развития Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочную перспективу ПОСТАНОВЛЯЮ :

1. Паспорт

Наименование: Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года) (далее — Концепция).

Основной разработчик: Администрация Президента Республики Казахстан.

Основной исполнитель: Секретариат Ассамблеи народа Казахстана (далее — Ассамблея).

2. Введение

Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», Указом Президента Республики Казахстан от 7 сентября 2011 года № 149 «О Положении об Ассамблее народа Казахстана», Доктриной национального единства Казахстана (далее — Доктрина), Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», поручениями Президента Республики Казахстан, данными на XIX сессии Ассамблеи о доработке и принятии Стратегии развития Ассамблеи до 2020 года с учетом подходов, обозначенных на XIX сессии Ассамблеи.

Доктрина выступает основой для создания целостной системы правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развитие демократии, диалога культур и цивилизаций.

В настоящее время Стратегия Ассамблеи на среднесрочный период (до 2011 года) (далее — Стратегия Ассамблеи), утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856 «О Стратегии Ассамблеи народа Казахстана и Положении об Ассамблее народа Казахстана» реализована, основные целевые показатели достигнуты.

3. Анализ ситуации

XXI век остро обозначил проблемы контактов культур и цивилизаций Запада и Востока, межэтнических отношений во всем мире, выработки новых подходов к интеграции полиэтничных обществ.

Эта ситуация содержит в себе признаки системного общецивилизационного кризиса, включающего в себя, помимо мирового финансового кризиса, признаки энергетического, экологического, продовольственного, социального кризисов.

Во многих странах мира вновь актуализировались проблемы межэтнических и межрелигиозных отношений. Отмечается нарастающий конфликтный потенциал между традиционными системами ценностей в Европе и культурой быстро растущих этнических сообществ из азиатских и африканских государств. Все более острой становится проблема интеграции национальных диаспор в общество страны пребывания. Мир подошел к такому моменту развития, когда культурная полифония все более заявляет о себе как самостоятельное глобальное явление. Становится ясным, что невозможно унифицировать образ жизни, традиции, культуру, этническую картину разных регионов мира и отдельных государств. В противном случае вероятным становится нарастание глобального социального, культурного, религиозного противостояния.

Сегодня во всем мире приходит понимание того, что острейшие проблемы современности могут быть решены только коллективными усилиями и на основе консенсуса.

В Казахстане, для которого полиэтничность и поликонфессиональность являются неотъемлемыми чертами, приверженность идеям общественного согласия, толерантности, интеграции полиэтничного общества, межкультурного и межцивилизационного диалога — это аксиома.

***

В первые годы построения суверенного государства перед Казахстаном стояла задача развития демократических механизмов обеспечения прав и свобод граждан страны. Сегодня, после 22-летнего развития в условиях независимости Казахстана, во всем мире признан «казахстанский путь развития», неотъемлемой частью которого является казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия.

1995 год стал годом коренных реформ политической системы страны, годом создания по инициативе Президента страны Н. А. Назарбаева Ассамблеи народа Казахстана на базе этнокультурных центров республики. На всенародном референдуме была принята новая Конституция. благодаря которой политика в сфере межэтнических отношений обрела последовательно демократичный характер. Равенство всех граждан, независимо от этнической принадлежности и вероисповедания, стало основным принципом общественного согласия.

После принятия новой Конституции государством в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества проделана значительная работа по практическому воплощению идеи мира и общественного согласия в повседневную жизнь казахстанцев.

Ее ключевые этапы — это Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан, Концепция языковой политики, Государственная программа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом.

Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан», Государственная программа развития и функционирования языков до 2010 года, Стратегия «Казахстан-2030», Концепция «Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана» позволили сформировать необходимый запас общественной прочности, нарастить ресурс толерантности.

С 2002 года эта работа строилась на основе Стратегии Ассамблеи .

Реализация положений Стратегии Ассамблеи осуществлялась на базе планов мероприятий по выполнению поручений Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, озвученных на ежегодных сессиях Ассамблеи.

В итоге реализации Стратегии Ассамблеи достигнуты основная цель — повышение роли Ассамблеи в реализации задач Стратегии «Казахстан-2030», а также следующие результаты:

1. На основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли государственного языка и культуры казахского народа достигнуто устойчивое формирование в массовом общественном сознании установок о национально-государственной идентичности;

утверждены принципы и нормы межэтнической и межконфессиональной толерантности;

усилено взаимодействие государственных органов с этнокультурными организациями;

мониторинг межэтнической ситуации на системной основе позволил своевременно определить очаги социальной напряженности и предпринять упреждающие меры по их устранению;

в научно-теоретическом и институционально-практическом плане сформирована и действует казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия.

2. Обеспечено эффективное взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества. Реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2006 года № 593. На реализацию программы было выделено 948 млн. тенге из республиканского бюджета и 414 млн. тенге из местных бюджетов.

С 2009 года реализация Стратегии Ассамблеи осуществляется в рамках 2-го и 4-го стратегических направлений: «Создание толерантной языковой среды как фактора единения народа Казахстана» и «Дальнейшее укрепление государственности, единства народа и обеспечение консолидации общества для стабильного развития нации» стратегического плана центрального исполнительного органа в области культуры, информации, межэтнического согласия, развития языков на 2009-2011 гг. 2011-2014 гг. и на 2011-2015 гг.

3. Обеспечена интеграция усилий этнокультурных объединений в достижении целей и задач Ассамблеи. Ассамблея координирует работу более 820 этнокультурных объединений, в том числе 28 республиканских, 324 из которых зарегистрированы в органах юстиции, остальные являются их филиалами и находятся на учетной регистрации в местных исполнительных органах.

Созданы условия для их развития, в Астане работает Дворец мира и согласия, в регионах — дома дружбы, в которых располагаются офисы этнокультурных объединений. Работа проводится на плановой основе, сформирована база данных о работе этнокультурных объединений.

Для координации работы этнокультурных объединений проводятся ежегодные семинары-совещания с руководителями республиканских этнокультурных объединений, а также городов Астаны и Алматы, областей. В регионах регулярно проводятся заседания советов ассамблей по вопросам участия этнокультурных объединений в решении задач, обозначенных Главой государства на сессиях Ассамблеи и в ежегодных посланиях народу Казахстана, разрабатываются соответствующие методические рекомендации.

Для консультативной и методической помощи государственным органам Секретариатом Ассамблеи совместно с уполномоченным государственным органом в области культуры, информации, межэтнического согласия, развития языков ежегодно разрабатываются справочники, методические рекомендации и пособия по работе с этнокультурными объединениями, аналогичная работа проводится в регионах. Работа по разрешению проблем различных этносов и конкретных этнокультурных объединений позволила консолидировать их для достижения цели и задач Ассамблеи.

4. В сфере формирования системы упреждающих механизмов по профилактике негативных тенденций в области межэтнических отношений и нейтрализации возможных угроз, недопущения политизации этнического фактора достигнуто усиление системы мониторинга межэтнической ситуации.

Уполномоченными государственными органами осуществляются мониторинги: межэтнических отношений (в ежеквартальном режиме), в том числе путем социологических замеров; мониторинг обеспечения конституционных прав граждан, выявление и устранение их нарушений в сфере языковой политики; мониторинг средств массовой информации на предмет выявления материалов, ущемляющих права граждан по этническим, религиозным, языковым мотивам.

Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан ежегодно готовит ряд исследований по актуальным проблемам межэтнических отношений.

5. В отношении совершенствования деятельности Ассамблеи и повышения ее роли в демократизации политической системы, решении актуальных задач общественного развития достигнуто значительное институциональное укрепление Ассамблеи.

Сформирована нормативная правовая база по регулированию сферы межэтнических отношений. Ее основу заложила Конституция Республики Казахстан 1995 года, в которой отражены гарантии создания равных возможностей для всех граждан страны вне зависимости от этнического происхождения, социальной, религиозной или иной принадлежности, а также механизмы государственного регулирования межэтнических отношений, гражданско-политическая модель общности. Основной закон признает неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие.

Указанные конституционные принципы получили свое дальнейшее развитие в Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан 1996 года, Концепции языковой политики 1996 года, Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом.

Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» в правовом поле разрешил вопрос о статусе государственного казахского и официально употребляемого русского языков.

Совершенствовалась нормативная правовая база Ассамблеи. Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года № 2066 «Об образовании Ассамблеи народов Казахстана» она была создана как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, утверждено ее Положение и созвана первая сессия.

Указом Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1998 года № 3913 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года № 2066 «Об образовании Ассамблеи народов Казахстана» организация работы по обеспечению деятельности Ассамблеи была возложена на Министерство информации и общественного согласия, исполнительный секретариат Ассамблеи определен структурным подразделением Министерства.

Указом Президента Республики Казахстан от 3 октября 2000 года № 450 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года № 2066 «Об образовании Ассамблеи народов Казахстана», в связи с принятием Конституционного закона «О Первом Президенте Республики Казахстан» и в целях повышения статуса Ассамблеи, на нее возложена межведомственная координация деятельности по развитию и укреплению межэтнических отношений и общественно-правовая экспертиза законопроектов по вопросам национальной политики. Рабочий орган Ассамблеи — Исполнительный секретариат включен в состав структурного подразделения Администрации Президента, а исполнительные секретариаты региональных ассамблей — в состав аппаратов акимов городов Астаны и Алматы, областей.

Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856 «О Стратегии Ассамблеи народа Казахстана и Положении об Ассамблее народа Казахстана» была принята Стратегия Ассамблеи на среднесрочный период.

Указ Президента Республики Казахстан от 23 апреля 2005 года № 1561 «Об укреплении института Ассамблеи народа Казахстана» определил Секретариат Ассамблеи в качестве самостоятельного структурного подразделения Администрации Президента, а ее секретариаты на местах — в качестве самостоятельных подразделений аппаратов акимов городов Астаны и Алматы, областей. Введена процедура согласования кандидатур заведующих секретариатами региональных ассамблей с Секретариатом Ассамблеи. Правительству Республики Казахстан было поручено рассмотреть вопрос о создании исследовательского центра по проблемам межэтнических отношений и принять необходимые меры по дальнейшей реализации Стратегии Ассамблеи.

Конституционная реформа 2007 года закрепила Ассамблею в качестве конституционного органа. Казахстанским этносам обеспечено гарантированное парламентское представительство. 9 депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей, стали выразителями всей совокупности интересов этнических групп Казахстана.

26 июля 2007 года в связи с конституционной реформой издан Указ Президента Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856», согласно которому Ассамблея народов Казахстана была переименована в Ассамблею народа Казахстана. Указом также определено, что Ассамблея является учреждением без образования юридического лица. В октябре 2008 года принят Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», который обозначил политическое признание и роль Ассамблеи в укреплении мира и согласия, обеспечил нормативно-правовое регулирование ее деятельности, единство институциональной вертикали в центре и регионах.

Создан новый институт заместителей Председателя Ассамблеи от республиканских этнокультурных объединений, которые подлежат ежегодной ротации на сессиях Ассамблеи. В Закон включены нормы, отражающие ее конституционное право избирать 9 депутатов в Мажилис Парламента.

20 апреля 2010 года Глава государства одобрил Доктрину национального единства Казахстана. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2010 года № 468 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Доктрины национального единства Казахстана на 2010 год» принят соответствующий план мероприятий. 25 мая 2011 года принято постановление Правительства Республики Казахстан № 576 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Доктрины национального единства Казахстана на 2011-2014 годы».

7 сентября 2011 года Указом Президента Республики Казахстан № 149 утверждено Положение об Ассамблее народа Казахстана, в котором обозначены статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана и ее консультативно-совещательных структур, а также особенности организации ее взаимодействия с государственными органами и общественными организациями, порядок участия в разработке и реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений.

Законодательные нормы по этническим отношениям имеются в ряде законодательных актов Республики Казахстан, в том числе об общественных объединениях. избирательном законодательстве. законодательстве о политических партиях .

Казахстан присоединился к основополагающим международным правовым документам в сфере прав человека.

Таким образом, государственная этнополитика обеспечивает все необходимые политико-правовые условия для реализации этнических потребностей и интересов граждан.

Проведено кардинальное укрепление инфраструктуры Ассамблеи, ее интеграция в систему гражданского общества и государственной власти. При Ассамблее работают общественные фонды, развивается многофункциональный веб-портал, выпускается журнал «Достық — Дружба», в Национальной академической библиотеке создан официальный депозитарий Ассамблеи по межэтнической теме.

В 2011 году в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан создан Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений. Для государственных служащих и представителей этнокультурных объединений разработан обучающий проект «Государственная этнополитика Казахстана: новые тренды», специально подготовлено и выпущено на казахском и русском языках методическое пособие.

Научно-экспертный совет при Ассамблее стал универсальной площадкой для обсуждения и решения вопросов межэтнических отношений. Во всех регионах на базе крупных вузов созданы научно-экспертные группы.

Создан Клуб ведущих журналистов-экспертов по вопросам межэтнических отношений. На региональном уровне созданы аналогичные структуры, которые активно работают в сфере укрепления межэтнической толерантности и обеспечения информационной работы.

Ассамблея работает в тесном контакте с государственными органами. Эта работа охватывает информационные, образовательно-воспитательные, правоохранительные, правовые, а также международные аспекты обеспечения межэтнического согласия в стране. Планы совместных действий реализованы с уполномоченными государственными органами в области культуры, информации, межэтнического согласия, развития языков, образования и науки, а также внутренних дел.

Все эти коренные изменения в Ассамблее основаны на целенаправленной политике по обеспечению единства народа.

В результате, сформированы следующие сильные стороны этнополитики Казахстана:

Во-первых. наличие политической воли руководства страны, в результате которой созданы и на системной основе совершенствуются действенные механизмы реализации гражданского равноправия, независимо от этнической и религиозной принадлежности.

Во-вторых. казахстанская модель сформирована «снизу» на основе гражданской инициативы, конструктивного диалога институтов гражданского общества и государства и органично включена в общественно-политическую систему страны.

В-третьих. уникальной особенностью Казахстана стал статус этнических групп, который является чрезвычайно высоким в гражданско-правовом и общественном отношении. В нашем обществе принадлежность гражданина к любому этносу, к его традициям, языку и культуре пользуется неизменным уважением и доверием.

В-четвертых, представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи является Президент страны — гарант Конституции. и этим подчеркивается ее чрезвычайно высокий статус.

Решения высшего органа Ассамблеи — ежегодной сессии — обязательны к рассмотрению всеми государственными органами.

В-пятых. непосредственное гарантированное представительство этнических групп в Парламенте страны обеспечивается избранием Ассамблеей 9 депутатов Мажилиса, которые представляют в Парламенте совокупность интересов всех этносов.

В-шестых. в казахстанской модели заложен консолидирующий принцип — «Единство — через многообразие». Стремлению этносов к развитию языка, традиций и культуры оказывается целевая поддержка государства по созданию всех необходимых условий.

В-седьмых. принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что использование этнических вопросов в политических целях недопустимо.

Для политики Казахстана в сфере межэтнических отношений характерны все общепризнанные нормы в рамках основных международных стандартов по защите прав этнических меньшинств.

Очередным шагом в усилении этнополитики государства стала Доктрина, в которой определены очередные основные цели дальнейшей консолидации казахстанского общества и поставлена задача достижения новой степени интеграции полиэтничного общества — национального единства. Ее положения учтены в Стратегии развития Казахстана до 2020 года, в стратегических планах на 2011-2015 годы центральных и местных исполнительных органов.

Доктрина является органичным развитием положений Конституции. Одновременно она содержит ряд творческих инноваций в сфере межэтнических отношений. Обозначен и ряд экономических и социальных предпосылок обеспечения национального единения. Доктрина полностью отвечает целям и задачам форсированного индустриально-инновационного развития страны.

Принципиальным вкладом Доктрины в международный опыт обеспечения прав этнических меньшинств и интеграции полиэтничных обществ является то, что она основана на интегрированных стандартах ОБСЕ в сфере обеспечения и защиты прав этнических меньшинств, а международные рекомендации и стандарты реализованы не на уровне отдельных законов, а определены в качестве стратегических приоритетов развития страны.

В целом в результате осуществления государственной политики в сфере межэтнических отношений и общественного согласия сформировалась эффективная политико-правовая, институционально-управленческая основа обеспечения межэтнических отношений и общественного согласия.

***

Вместе с тем, имеется ряд объективных факторов, которые необходимо учитывать:

обострение социальных вопросов в результате действия факторов глобального характера (мировой финансово-экономический кризис, распространение социальной и военно-политической нестабильности в регионе и в мире, рост экстремистских и террористических проявлений);

вопросы социального расслоения, безработица и наличие преступности, низкая правовая культура;

усиление процессов миграции и характер миграционных потоков, а также этнодемографическая динамика.

Потенциально субъективными факторами, не способствующими укреплению межэтнического согласия и формированию национального единства, могут стать:

слабое владение представителями отдельных этносов государственным языком, являющимся фактором единения народа, залогом социальной мобильности и конкурентоспособности каждого гражданина;

мировоззренческая аморфность части общества, размывание механизмов укрепления национально-государственной идентичности и национального единства;

попытки политизации межэтнических отношений.

Внешними факторами, влияющими на состояние межэтнических отношений, являются:

геополитические интересы ведущих международных субъектов в центрально-азиатском регионе;

наличие в регионе факторов военно-политической и этнической нестабильности в том числе в непосредственной близости от границ Казахстана;

нарастание противоправной деятельности экстремистских, террористических и радикальных групп под прикрытием религиозных идей;

нарастание конфликтного потенциала в различных частях света между традиционными системами ценностей и культурой быстро растущих национальных и культурно-исторических общностей;

снижение порога терпимости в отношении мигрантов и толерантности массового сознания;

рост зарубежных информационных потоков, способных повлиять на казахстанские идеалы и ценности, мировоззрение, менталитет;

деятельность религиозных объединений и течений, не соблюдающих законодательство страны;

диаспоральная политика зарубежных государств;

рост транснациональной преступности;

политизация конфессий и этноориентированных организаций.

Указанные факторы могут оказать влияние на состояние межэтнических отношений, межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан, процесс формирования национального единства.

От казахстанского общества требуется гражданская консолидация, основанная на коренной социальной модернизации общества, осознании своего единства перед вызовами изменяющегося мира.

Поэтому государственным органам, Ассамблее необходимо проводить последовательную, целенаправленную и упреждающую работу по:

обеспечению социальной модернизации общества, усилению активности граждан, раскрытию их трудового, творческого потенциала для формирования Общества Всеобщего Труда;

дальнейшему укреплению национального единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов;

овладению государственным языком всеми гражданами, как необходимым условием единения народа и залогом обеспечения социальной и общественной мобильности, личной конкурентоспособности;

укреплению механизмов формирования национального единства, национально-государственной идентичности, патриотизма, духовно-культурного взаимодействия и гармонизации межэтнических отношений;

сохранению и укреплению традиций, духовных и нравственных ценностей и мировоззренческих устоев, нацеленных на обеспечение сплоченности нации, укрепление государства, общества и семьи;

нейтрализации воздействия внешних угроз и влияний.

В перспективе Ассамблея станет не только механизмом обеспечения межэтнической толерантности, но и как конституционный орган, главной диалоговой площадкой общественного согласия для институтов гражданского общества, а также механизмом гражданского сотрудничества.

Необходим новый концептуальный подход к определению места и роли Ассамблеи в обществе и государстве, совершенствованию всех механизмов в межэтнической сфере, их адаптации к глобальным и внутренним изменениям, нацеленности на решение задач Стратегии «Казахстан — 2050», Доктрины, Закона Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана».

4. Цель и задачи Концепции

Настоящая Концепция представляет системную совокупность базовых ориентиров, нацеленных на реализацию государственной этнополитики, формирование национального единства, обеспечение общественного согласия и стабильности, повышение динамики взаимодействия государственных и гражданских институтов в сфере межэтнических отношений и совершенствование механизмов этого взаимодействия, прежде всего, посредством института Ассамблеи.

Концепция в стратегическом отношении отвечает также целям социальной модернизации казахстанского общества, а именно:

подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики и Общества Всеобщего Труда;

найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ;

укрепить социальные отношения, основанные на принципах права, справедливости и социальной ответственности.

Концепция построена на следующих принципах:

1) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2) приоритета интересов народа и государства;

3) национального единства, суверенитета и целостности Казахстана;

4) равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам;

5) равноправия и персональной ответственности членов Ассамблеи за деятельность в ее составе;

6) транспарентности.

Приоритетные направления Концепции определяются Конституцией. Законом Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», Доктриной. форматом казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, конституционными принципами гражданского равноправия.

Базовыми основами этой политики являются:

незыблемость неуклонного укрепления независимости и государственности страны, толерантности и ответственности общества;

единство народа Казахстана;

этническое, конфессиональное, культурное и языковое многообразие;

консолидирующая роль казахского народа;

создание всех необходимых условий для развития культуры, языков и традиций для всех этносов.

Целью Концепции является дальнейшее развитие института Ассамблеи и повышение ее роли в укреплении Независимости и государственности страны, обеспечение общественного согласия, национального единства на основе патриотизма, общих ценностей при консолидирующей роли казахского народа и государственного языка.

Основными задачами Концепции являются:

1) гармонизация межэтнических отношений и укрепление общественного согласия как эффективного ресурса реализации Стратегии «Казахстан-2050», построения Общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей Всеобщего Труда;

2) создание благоприятных условий для формирования национального единства, укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе через обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений;

3) интеграция этнокультурных и иных общественных объединений для достижения общественного согласия и национального единства на основе дальнейшего развития этнических культур, языков и традиций народа Казахстана;

4) формирование системы общественных ценностей казахстанского общества, развитие политико-правовой и социально-нравственной культуры граждан, опирающейся на исторический опыт и демократические нормы;

5) развитие этнических культур, языков и традиций народа Казахстана;

6) поддержка казахской диаспоры за рубежом в вопросах сохранения и развития языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной;

7) расширение интеграционных связей с международными организациями и институтами гражданского общества зарубежных стран.

Реализация данных задач осуществляется на основе Стратегии «Казахстан-2050», ежегодных Посланий Президента народу Казахстана.

Ключевое направление работы Ассамблеи в реализации Стратегии «Казахстан-2050» связано с седьмым приоритетом «Новый казахстанский патриотизм — основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества». Эта работа будет включать:

формирование нового казахстанского патриотизма;

обеспечение равенства прав всех граждан, независимо от их этнического происхождения и вероисповедания;

развитие культуры, сохранение традиций и самобытности всех этносов Казахстана;

развитие казахского языка как фактора национального единства и духовного стержня общества, триединства языков;

повышение роли национальной интеллигенции в укреплении общенациональных ценностей, в формировании исторического сознания нации на основе всеказахстанской идентичности;

неприятие любых форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма.

Концепция ориентирована на решение задач, поставленных в программной работе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». и направлена на:

создание четких правовых норм предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций в межэтнической сфере, функционирования модели межэтнической толерантности и общественного согласия;

укрепление ценностных установок толерантности в межэтнических отношениях;

закрепление в общественном сознании казахстанских этносов ценностей Общества Всеобщего Труда;

развитие самоорганизующих систем в жизни общества, в том числе органов местного самоуправления, модернизацию институтов гражданского общества с целью реализации социальных инициатив граждан в области формирования национального единства;

усиление информационной составляющей казахстанского общества, расширение интернет-технологий в вопросах информирования граждан и укрепление постоянной «обратной связи» государства и населения по вопросам межэтничесих отношений;

содействие созданию условий для роста среднего класса, как движущей силы инновационной экономики и основы национального единства с использованием потенциала этнокультурных объединений;

совершенствование эффективной государственной системы управления социальными процессами в межэтнической сфере, выстроенной «вертикально» и «горизонтально», с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти, развитие института медиации.

Концепция основана на фундаментальных принципах миропорядка в XXI веке, обозначенных Главой государства, «Великий мир» — G-GLOBAL :

1. Эволюция, а не революция. Путь реформ — это единственный путь прогресса в XXI веке.

2. Справедливость, равенство, консенсус. Переход к новой парадигме глобального социального развития, основанной на социальном партнерстве и ответственности.

3. Глобальная толерантность и доверие. В XXI веке толерантность становится важным фактором экономического роста. Толерантными должны быть отношения между государствами, вне зависимости от их геополитического веса и влияния, исторического опыта, уровня развития экономики и общества. Без толерантности не может быть глобального доверия.

4. Глобальная транспарентность. Мир в формате G-GLOBAL — это транспарентное сообщество наций, в котором не должно быть «двойных стандартов», унижающих достоинство наций — и больших, и средних, и малых.

5. Конструктивная многополярность — это тренд глобального развития в XXI веке. Необходима сбалансированная система геополитических сдержек и противовесов, в которой должны мирно сосуществовать и тесно взаимодействовать мощные интеграционные объединения. Только в условиях конструктивной многополярности мир решит насущные проблемы глобальной экономики и обретет устойчивость развития.

5. Основные направления деятельности Ассамблеи народа

Казахстана по формированию и реализации

государственной этнополитики

Приоритетами деятельности Ассамблеи по участию в формировании и реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений на предстоящий период определены:

5.1. В области формирования национального единства

Обеспечение национального единства является важным условием становления демократического, светского, правового и социального государства. Экономический рост, социальный прогресс и демократическое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства общества. Укрепление государства, имеющего полиэтническую и поликонфессиональную структуру, невозможно без единого гражданского сообщества, сформированного вокруг казахского народа. Необходимо, чтобы каждый этнос, храня и развивая свои традиции, язык, культуру, в то же время интегрировался по принципу «одна страна — одна судьба».

Такая консолидация должна идти осознанно, в целях поддержания общего правового и экономического пространства, единого социума и совместной защиты общих интересов на международной арене.

Необходимо содействовать формированию общих гражданских и национальных ценностей, основанных на укреплении Независимости, государственности, общности судеб граждан Казахстана, через :

последовательное культивирование идей Независимости и свободы, государственности и суверенитета Казахстана, Общества Всеобщего Труда как главных условий благополучия и процветания его народа, соблюдения прав, свобод и интересов его граждан;

укрепление в обществе атмосферы уважения к государственным символам, воспитание бережного отношения к нашим главным богатствам — Независимости, земле, единству и духовности;

обеспечение дальнейшей консолидации вокруг казахского народа всех граждан, направленной на укрепление Независимости государства;

разработку комплекса мер по воспитанию у представителей этносов Казахстана чувства единства, гражданства и принадлежности его Родине — Республике Казахстан;

формирование позитивного образа будущего Казахстана и перспектив национального единства;

поиск и выработку новых форм содействия со стороны граждан и общества укреплению государственности, Независимости и территориальной целостности Казахстана;

вовлечение этнокультурных объединений в проведение мероприятий патриотической направленности, межэтнического и межкультурного диалога, направленных на формирование чувства гражданской общности.

Содействовать укреплению нового казахстанского патриотизма, национально-государственной идентичности и национального единства путем :

участия в формировании единой системы воспитания граждан в духе патриотизма, равноправия и ответственности, толерантности и национального единства, доверия к государству, гордости за свою страну и ее достижения;

взаимодействия с этнокультурными объединениями в целях обеспечения дальнейшего развития культуры, традиций и языков этнических групп Казахстана, направленного на формирование общего социокультурного пространства и доверия к государству;

приоритетной поддержки проектов и деятельности этнокультурных объединений, направленных на формирование нового казахстанского патриотизма, общегражданских ценностей, укрепление и распространение идей духовного единства, межэтнического согласия;

поддержки научно-исследовательских проектов в области прикладных исследований по укреплению идентичности, патриотических настроений, национального единства в Казахстане;

обеспечения выработки новых концептов в сфере информационного сопровождения вопросов гарантии качества жизни, безопасности, равных возможностей и перспектив, воспитания патриотизма и укрепления идентичности;

содействия формированию отечественной кино — и телеиндустрии, литературы и искусства, конкурентоспособности их продукции на рынке, соответствующей целям и задачам формирования патриотизма и идентичности;

выработки предложений по внедрению в системе образования и средствах массовой информации стандартов, направленных на формирование патриотического сознания и национально-государственной идентичности;

разработки и внедрения специальных требований к мигрантам, переселяющимся на постоянное место жительства в Казахстан, предусматривающих безусловное признание казахстанских ценностей, знание истории, норм толерантности.

Содействовать расширению сферы употребления государственного языка и повышению его общественной значимости, а также дальнейшему развитию языков казахстанских этносов, путем :

развертывания широкой информационной работы Ассамблеи среди этносов по овладению государственным языком как фактором укрепления национального единства;

усиления роли Ассамблеи в расширении среды применения государственного языка, интеграции его во все сферы жизнедеятельности общества, в формировании языковой среды;

организации работы по популяризации широкого применения государственного языка среди этносов, повышению престижа употребления государственного языка через механизм государственного социального заказа;

содействия расширению инфраструктуры обучения государственному языку и языкам этнических групп Казахстана, системы специальных центров, созданию при этнокультурных объединениях структур по изучению государственного языка, участию в создании системы внешкольного обучения государственному языку (летние лагеря, кружки при детских досуговых учреждениях и др.);

привлечения Ассамблеей этнокультурных объединений к организации и проведению Дня языков народа Казахстана с широким участием общественности, деятелей культуры и искусства, средств массовой информации, этносов Казахстана;

привлечения научно-экспертного потенциала Ассамблеи к аналитической работе по превентивному выявлению негативных стереотипов в сфере употребления и применения государственного языка, этнических языков и организации специальной работы Ассамблеи по их нейтрализации, усилению работы по повышению культуры языка в обществе;

увеличения количества и обеспечения качества материалов в этнических средствах массовой информации по формированию позитивного образа носителей государственного языка, а также доли казахоязычного контента;

совершенствования методов работы Ассамблеи по созданию толерантной языковой среды, в том числе путем обеспечения принципов транспарентности, учета общественного мнения, широкого привлечения этнокультурных объединений, институтов гражданского общества и средств массовой информации к работе ономастических комиссий;

участия в оказании государственной поддержки в изучении казахского и других языков всем заинтересованным лицам и поддержка в социально значимых проектах, направленных на решение задач популяризации государственного языка;

содействие созданию системы государственно-частного партнерства в организации процесса обучения казахскому языку и мониторинга процесса обучения государственному языку в этнических группах;

участия во внедрении единой системы современных инновационных методик и форм овладения государственным языком, адаптированных к лингвистическим особенностям этносов, а также с учетом возрастных групп и сфер социокоммуникативных функций государственного языка;

внесения предложения об установлении теста на знание истории и культуры Казахстана, а также специальных требований по овладению государственным языком для иммигрантов, желающих обрести гражданство Республики Казахстан, создание для них системы языковой подготовки.

Содействовать закреплению в обществе понимания исторической миссии казахского народа — стать консолидирующим ядром общества, а также роли казахстанских этносов через :

распространение знаний об истории и культуре казахского народа, его государственности, месте и роли в истории Евразии, сохранение исторического наследия Великой Степи и дальнейшее знакомство этносов с казахскими традициями и национальной самобытностью;

популяризацию исторических достижений Казахстана, исторических личностей;

распространение знаний об истории формирования полиэтничного населения Казахстана на исконной казахской земле и роли толерантности казахского народа;

обоснование главных концептов, объективно отражающих консолидирующую роль казахского народа, его функции интегратора, исторического ядра национального единства народа Казахстана;

раскрытие истории и роли этносов Казахстана в укреплении Независимости, их вкладе в формирование современного общества и государства;

участие Ассамблеи в обосновании тезиса о высокой и ответственной миссии казахского народа и всех этносов в формировании национального единства, обеспечении и воплощении важнейших конституционных норм, обеспечивающих единство народа Казахстана: межэтнический мир, общественное согласие и стабильность, социально-экономическое развитие на благо всего общества;

формирование у этнических групп уважения к истории, культуре, традициям и самобытности казахского народа и других этносов, чувства собственной сопричастности и общности с исторической судьбой казахского народа.

Обеспечить формирование основных концептов общенародного духа традиций и патриотизма, обновления, состязательности и победы как укрепляющего и объединяющего начала, для чего :

принять участие в формировании в общественном сознании главных приоритетов национального духа;

содействовать сохранению и развитию традиций казахского народа и других этносов, ценностей, культуры, языка как основы самосознания народа, неповторимой цельности, создающей духовную базу общества;

содействовать формированию в общественном сознании нацеленности на постоянное обновление, модернизацию, усиление конкурентных преимуществ;

содействовать интеллектуальному прорыву, изменению отношения в обществе к знаниям, науке и инновациям, постоянному совершенствованию каждым своих знаний, навыков, способностей, профессионализма;

поддерживать сохранение и укрепление традиций, духовных и нравственных ценностей и мировоззренческих устоев, нацеленных на сплоченность нации, государства, общества и семьи;

организовать взаимодействие с государственными органами и институтами гражданского общества по дальнейшей модернизации всех сфер жизнедеятельности общества, созданию интеллектуальной нации как залога успешного обеспечения конкурентоспособности Казахстана.

5.2. В области содействия реализации

государственной этнополитики

Деятельность Ассамблеи в данной сфере будет направлена на содействие выработке целостной системы правовых, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развитие демократии, диалога культур и цивилизаций и совершенствование подходов к созданию условий для межэтнического мира и общественного согласия, укрепления взаимодействия государства и институтов гражданского общества, а также на координацию их деятельности. Эта работа будет проводиться с учетом целей и задач Стратегии «Казахстан-2050», социальной модернизации общества, необходимости закрепления ценностей Общества Всеобщего Труда.

В этих целях Ассамблеей предусматривается реализация следующих мер:

В сфере разработки и реализации государственной этнополитики :

содействие выработке и совершенствованию эффективной системы государственного управления социальными процессами, включая вопросы планирования, координации, аналитического сопровождения, партнерства с неправительственным сектором;

содействие внедрению политического планирования деятельности государственных органов в целях координации действий в межэтнической сфере, принятие планов совместной работы на уровне республики и регионов, создание четкой вертикали координации управленческих звеньев, задействованных в решении вопросов социальной модернизации в сфере межэтнических отношений;

выработка предложений государственным органам по вопросам совершенствования политики в сфере обеспечения национального единства, межэтнического согласия в рамках формирования государственных программ, стратегических планов работы государственных органов, а также программ развития территорий;

налаживание эффективной совместной работы государственных структур и неправительственных организаций по выявлению и превентивному разрешению комплекса социальных проблем, способных негативно повлиять на развитие межэтнических, межконфессиональных отношений;

обеспечение общественного контроля с привлечением потенциала Ассамблеи (общественных и этнокультурных объединений, Научно-экспертного совета, этнических средств массовой информации) за соблюдением принципов социальной ответственности и справедливости в рамках реализации индустриальной программы и модернизации экономики, а также социальной модернизации общества;

широкое привлечение этнокультурных и общественных объединений к процессу формирования в казахстанском обществе культуры мира и ненасилия на основе толерантности и культурного многообразия;

развитие сети исследовательских учреждений, обеспечивающих научно-прикладную базу этнополитики государства;

совершенствование механизмов взаимодействия государственных органов с этнокультурными объединениями, последовательная реализация принципа партнерства с неправительственным сектором, создание и поддержка разнообразных площадок диалога, совместная организация массовых мероприятий;

разъяснение программы «Народное IPO», повышение финансовой грамотности населения, правового всеобуча, участие в программе форсированного индустриально-инновационного развития, Программе занятости — 2020, Дорожной карте бизнеса — 2020;

совершенствование механизма привлечения в систему государственной службы граждан, особенно молодежи, обладающих соответствующей квалификацией и способностями, независимо от этнической принадлежности, свободно владеющих государственным языком.

В сфере совершенствования нормативной правовой базы реализации государственной этнополитики :

совершенствование и реализация правовых идей и принципов Конституции Республики Казахстан по вопросам гармонизации межэтнических отношений в законодательных, организационных, управленческих и других аспектах политики государства;

совершенствование правовых механизмов по сохранению и укреплению межэтнического согласия, обеспечению единства народа Казахстана;

дальнейшее развитие правовых стандартов и норм, обеспечивающих равноправие граждан Казахстана вне зависимости от их расовой, этнической и религиозной принадлежности;

проведение экспертизы нормативных правовых актов на предмет их соответствия нормам Конституции в сфере межэтнических отношений;

развитие и совершенствование механизмов парламентского сотрудничества депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избранных Ассамблеей, с государственными органами, Секретариатом Ассамблеи, институтами гражданского общества, этнокультурными объединениями с целью совершенствования законодательной базы по укреплению межэтнических и межконфессиональных отношений, активизации деятельности этносов и защиты прав граждан Казахстана;

содействие формированию и совершенствованию казахстанского стандарта качества жизни в рамках социальной модернизации общества с учетом положений Доктрины и развития среднего класса в обществе;

повышение политико-правовой культуры населения в области межэтнических отношений, формирование нетерпимого отношения к проявлениям ксенофобии, экстремизма, бытового национализма и сепаратизма во всех сферах общества;

содействие в совершенствовании правовой системы и правоохранительной деятельности по выявлению, профилактике и нейтрализации негативных тенденций, в том числе угроз в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений;

недопущение политизации межэтнических отношений, дискриминации граждан по этническим, расовым, конфессиональным и иным мотивам;

совершенствование правовой базы деятельности этнокультурных объединений;

разработка единых правовых стандартов и социолингвистических понятий относительно межэтнической и межконфессиональной сфер и обеспечение их единообразного использования;

совершенствование национального законодательства в сфере миграции.

В сфере совершенствования региональной политики в межэтнической сфере :

совершенствование системы политического планирования деятельности региональных ассамблей и их рабочих органов, их участие в разработке и реализации планов и мероприятий, обеспечение мониторинга и оценки эффективности их работы;

проведение методических семинаров-совещаний с сотрудниками секретариатов и советов региональных ассамблей, а также с активом этнокультурных объединений;

создание и укрепление механизмов раннего выявления предпосылок к возникновению противоречий и конфликтов социального и иного характера, которые могут перерасти в этническую плоскость, а также разработка превентивных мер и способов разрешения таких конфликтов;

выработка рекомендаций и реализация практических мер по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений и участие в их разрешении;

обеспечение регионального финансирования социально значимых проектов в сфере межэтнических отношений по линии государственного социального заказа;

дальнейшее укрепление и развитие региональной инфраструктуры государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений;

обеспечение совместно с местными исполнительными органами активизации обмена информацией и культурными достижениями между областями, регулярное проведение взаимных общественно-политических и культурно-массовых мероприятий;

повышение квалификации государственных служащих секретариатов региональных ассамблей, уполномоченных государственных органов, а также руководителей и активистов этнокультурных объединений в области реализации государственной этнополитики.

В информационной сфере :

обеспечение развития информационных ресурсов Ассамблеи в рамках Государственной программы «Информационный Казахстан-2020»;

принятие мер по поддержке электронного портала Национальной академической библиотеки Республики Казахстан для программного обеспечения широкого доступа к источникам библиотеки и депозитария Ассамблеи, а также интеграции депозитария Ассамблеи в фонд Казахской национальной электронной библиотеки;

расширение практики публикаций в средствах массовой информации материалов на темы национально-государственной идентичности, национального единства, патриотизма, этнокультурной и межконфессиональной толерантности;

поддержка этнических средств массовой информации, проведение информационно-разъяснительной работы с целью освещения реализуемой этнополитики, укрепления национального единства, патриотизма и толерантности;

создание и вовлечение в сотрудничество с Ассамблеей общественных объединений журналистов, формирование культуры освещения межэтнических и межконфессиональных отношений в Казахстане на основе стандартов Кодекса этики журналиста Республики Казахстан, юридических норм, ограждающих потребителя от искаженной и недостоверной информации;

содействие производству позитивных информационных продуктов (телепередач, шоу, фильмов, публикаций, роликов и так далее), закрепляющих в общественном сознании консолидирующие духовно-нравственные ценности и идеалы;

расширение использования в средствах массовой информации символов, формирующих у населения чувства сопричастности к Казахстану, патриотизма по отношению к государству, уважения к культуре и традициям народа Казахстана, осознания себя в качестве гражданина Казахстана;

усиление в рамках действующего законодательства работы по предупреждению и пресечению выхода материалов в средствах массовой информации и в сети Интернет, которые могут негативно повлиять на межэтническую ситуацию в стране.

В сфере образования :

содействие созданию эффективной системы социальной адаптации молодежи, в том числе в контексте формирования толерантности, адаптации к поликультурной и полиязычной среде;

привлечение этнокультурных объединений к созданию единой системы этнокультурного образования, предназначенной для всех уровней системы непрерывного образования;

содействие внедрению в дошкольных, средних, профессионально-технических образовательных учреждениях и высших учебных заведениях интерактивных методов обучения этнокультурной толерантности, формированию устойчивых позитивных стереотипов в отношении представителей инокультурной среды;

участие в решении вопроса актуализации исторических знаний, направленных на решение задач становления личности, гражданина и патриота;

участие в повышении квалификации педагогов и их обеспечении методическими материалами по проблемам воспитания духовности, основ толерантности и культуры межэтнического общения;

участие в развитии сети школьных музеев исторической, боевой и трудовой славы народа Казахстана;

расширение взаимодействия системы образования, институтов гражданского общества и семьи через проведение мероприятий по этнокультурному воспитанию, формированию гражданской позиции у подрастающего поколения, толерантности, внутренней культуры, этики поведения и культуры межэтнических отношений.

В сфере культуры :

участие в популяризации казахстанской культуры в стране и за рубежом, в том числе в странах исторического происхождения этносов Казахстана;

поддержка сохранения и популяризации общего историко-культурного наследия народа Казахстана;

содействие повышению уровня информированности населения о реализации Национального стратегического проекта «Мәдени мұра»;

содействие повышению конкурентоспособности отечественной сферы культуры и искусства через развитие культуры и искусства казахстанских этносов;

содействие расширению доступа населения к культурным ценностям;

участие в расширении фонда Казахской национальной электронной библиотеки, официального депозитария Ассамблеи народа Казахстана в Национальной академической библиотеке Республики Казахстан;

оказание поддержки роста востребованности отечественного продукта в области литературы, киноискусства, театрального и музыкального искусства, музейного дела;

организация вовлечения этнокультурных объединений и представителей этносов в реализацию отраслевого пятилетнего Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине, высоким патриотическим чувствам.

В сфере международных отношений и внешней политики :

взаимодействие с зарубежными странами и международными организациями по вопросам распространения информации о казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия;

изучение международного опыта в сфере регулирования межэтнических отношений с выработкой практических рекомендаций для Казахстана;

поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры, национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной;

оказание содействия в развитии диалога и расширении позитивного сотрудничества каждого этноса Казахстана со страной его происхождения.

5.3. В области совершенствования казахстанской модели

межэтнической толерантности и общественного согласия

Для дальнейшего совершенствования казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия необходимо принять следующие основные меры:

В области научно-теоретического обоснования и сопровождения реализации государственной этнополитики :

разработка фундаментальных академических научных трудов по вопросам межэтнических отношений и общественного согласия в стране;

развитие прикладных научных исследований по вопросам изменения состояния межэтнических отношений, этнической демографии и миграции;

формирование общереспубликанских баз данных и обеспечение широкого доступа к ним по различным аспектам межэтнических отношений и состояния этносов в Казахстане, в том числе в области экономики, социальной стратификации, политического участия, неправительственного сектора, семьи и брака и других сферах;

выработка предложений по вопросам: совершенствования механизмов расширения участия граждан, независимо от этнической принадлежности, в общественно-политической жизни; совершенствование взаимодействия государственных органов с этнокультурными объединениями; укрепления национального единства;

выработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов в отношении развития межэтнических отношений с учетом различных социально-экономических, общественно-политических и международных факторов.

В области совершенствования практической работы по укреплению общественного согласия и национального единства :

поддержка практических усилий руководства страны по обеспечению и совершенствованию механизмов гражданского равноправия, равенства прав и свобод человека и гражданина, равной ответственности всех граждан перед законом, вне зависимости от его расы, этнического происхождения, языка, вероисповедания, а также принадлежности к социальным группам или общественным объединениям;

развитие и укрепление институциональных механизмов сотрудничества государства и гражданского общества по формированию национального единства, укреплению Независимости и государственности Казахстана;

совершенствование механизмов вовлечения этнокультурных объединений, этносов в процессы национально-государственного строительства;

содействие созданию в Казахстане системы позитивных социальных массовых мероприятий при непосредственном участии в их организации и проведении граждан, неправительственных организаций;

поддержка социальных проектов этнокультурных объединений, направленных на поддержку социально-уязвимых категорий населения, внедрение новых механизмов социальной защиты граждан;

совершенствование механизмов профилактики, предупреждения и пресечения межэтнической и межконфессиональной розни в обществе;

содействие политике государства, направленной на создание экономических и политических условий для обеспечения национального единства и формирования среднего класса как социальной базы стабильности общества;

выработка и реализация практических подходов и комплекса мер по обеспечению принципов государственной этнополитики, сохранению культурного и этнического многообразия Казахстана, принципа «Единство в многообразии»;

содействие гражданским инициативам в обеспечении межэтнического мира и общественного согласия;

содействие усилиям государства и гражданского общества по укреплению и развитию связей с казахской диаспорой за рубежом;

недопущение политизации межэтнических отношений;

развитие сотрудничества с международными организациями, государственными органами и аналогичными структурами зарубежных стран в целях расширения межкультурного диалога, обмена опытом, совершенствования международных стандартов в сфере межэтнических отношений.

В культурно-языковой сфере :

организация работы в этносах по изучению государственного языка как фактора укрепления национального единства;

создание условий для дальнейшего развития культуры, традиций, обычаев, языков и самобытности этносов Казахстана, в том числе в рамках отраслевого пятилетнего Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции ;

совершенствование организационных форм деятельности воскресных школ и школ национального возрождения как инструментов развития культуры и языка каждой этнической группы;

содействие укреплению института семьи, ее воспитательной роли, в том числе в сфере сохранения и развития национальных традиций; укоренения в молодежной среде толерантного и уважительного отношения к культурным традициям, языку и ценностям всех этносов, проживающих в Казахстане;

активизация работы культурно-просветительских учреждений, направленной на сохранение историко-культурного наследия казахского народа, дальнейшее взаимообогащение культур этносов Казахстана;

содействие развитию лингвистического капитала казахстанцев, организации системной работы по сохранению функционирования русского языка в коммуникативно-языковом и образовательном пространстве Казахстана, а также по изучению английского и других иностранных языков как важного средства делового международного общения.

5.4. В области укрепления института Ассамблеи народа Казахстана

Место и роль Ассамблеи на новом этапе развития казахстанского общества определены конституционной реформой 2007 года, в результате которой Ассамблея получила статус конституционного органа, а также Законом Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», в котором Ассамблея законодательно закреплена как учреждение без образования юридического лица, образуемое Президентом Республики Казахстан, способствующее разработке и реализации государственной национальной политики.

Данный Закон определяет статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи, направленные на реализацию государственной этнополитики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

В среднесрочной перспективе в институциональном плане перед Ассамблеей стоит задача наиболее полной реализации указанных конституционных и законодательных норм.

Ассамблея должна стать консолидирующей площадкой гражданского сектора для обсуждения и выработки широкого общественного консенсуса по ключевым вопросам развития государства и общества, объединяющей граждан независимо от их этнорелигиозной принадлежности, социального положения и политических убеждений.

В сфере реализации цели и задач Ассамблеи по разработке и осуществлению государственной этнополитики целесообразно :

улучшение качественного состава Ассамблеи за счет представителей общественных объединений;

привлечение Ассамблеи, Научно-экспертного совета Ассамблеи к разработке и экспертизе стратегических и отраслевых программ на предмет учета в них межэтнических факторов и к стратегическому планированию уполномоченных государственных органов в сфере межэтнических отношений;

совершенствование организационной структуры и механизмов работы Ассамблеи и ее территориальных структур;

усиление системного контроля и мониторинга деятельности государственных органов в сфере межэтнических отношений для обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений Президента Республики Казахстан и Председателя Ассамблеи народа Казахстана;

усиление роли Ассамблеи в законотворческой деятельности, укрепление взаимодействия с депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей;

распространение опыта депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана по организации межпартийного сотрудничества по вопросам мира, общественного и межэтнического согласия в местных представительных органах;

продолжение работы по формированию при Ассамблее структур по медиации и использования процедур медиации в практике решения вопросов в сфере межэтнических отношений;

постоянная методическая, организационная и правовая помощь этнокультурным объединениям и секретариатам региональных ассамблей;

проведение семинаров, конференций, осуществление иных мероприятий, обеспечивающих диалог государственных органов и общественных объединений по вопросам межэтнических отношений.

В сфере укрепления деятельности структурных подразделений Ассамблеи :

укрепление Секретариата Ассамблеи и его структур специалистами в сфере межэтнических отношений, создание в составе Секретариата секторов по отдельным направлениям работы;

повышение роли и ответственности Совета Ассамблеи. его рабочих органов и членов Совета за реализацию поставленных перед Ассамблеей задач и принятых решений;

определение функциональных обязанностей, компетенции, ответственности и повышения эффективности деятельности заместителей Председателя Ассамблеи народа Казахстана, назначаемых от этнокультурных объединений;

развитие инфраструктуры Ассамблеи в целях реализации Концепции путем создания консультативно-совещательных органов, новых диалоговых площадок с институтами гражданского общества, других структур, в том числе в крупных коллективах вузов, национальных компаний и предприятий, на уровне городов и районов республики;

активизация международного сотрудничества и обеспечение взаимодействия Ассамблеи с международными организациями, занимающимися проблемами этнических меньшинств;

создание специальных тренерских команд по проведению интерактивных тренингов и семинаров для различных этнических групп и формирование групп медиаторов, способных на практике нейтрализовать конфликтные ситуации.

В сфере информационного и научно-аналитического сопровождения деятельности Ассамблеи :

дальнейшее совершенствование деятельности научно-экспертного совета Ассамблеи и улучшение координации его работы с уполномоченными государственными органами в области образования и науки. культуры, Национальной Академией наук. зарубежными и международными организациями по вопросам изучения проблем межэтнических отношений и выработки практических рекомендаций для государственных органов по дальнейшей гармонизации межэтнических отношений;

совершенствование системы постоянного мониторинга межэтнических отношений, выработка мер противодействия угрозам и деструктивному информационному влиянию с подготовкой и внесением соответствующих предложений для руководства страны;

создание условий для обучения руководителей региональных ассамблей, этнокультурных объединений, оказание методической помощи в их деятельности, постоянное проведение тренингов по вопросам реализации государственной этнополитики и регулирования этноконфессиональных отношений в Казахстане;

формирование единых информационных ресурсов Ассамблеи и ее совершенствование, в том числе обеспечение издания газеты Ассамблеи, журналов, научно-методических сборников, сети интернет-ресурсов Ассамблеи, секретариатов региональных ассамблей, этнокультурных объединений, создания и совершенствования деятельности электронных библиотек;

развитие казахстанской этножурналистики на основе действующего Клуба ведущих журналистов-экспертов по вопросам межэтнических отношений, формирование культуры освещения межэтнических отношений.

6. Механизм реализации и ресурсное обеспечение Концепции

Положения Концепции будут реализованы через законы, стратегические и программные документы, стратегические планы государственных органов, а также через разработку специальных планов и планов мероприятий, формируемых на основании поручений Президента Республики Казахстан и Председателя Ассамблеи по итогам рассмотрения вопросов на очередной Сессии.

Аналогичные планы мероприятий разрабатываются также на уровне региональных ассамблей и утверждаются соответствующими председателями ассамблей.

7. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Результатами реализации Концепции должны стать:

дальнейшее совершенствование казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, базирующейся на основополагающих принципах деятельности Республики Казахстан: общественного согласия, стабильности, экономического развития на благо всего народа, казахстанского патриотизма, решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами;

формирование общей системы гражданских и национальных ценностей, основанной на Независимости, государственности, общности судеб граждан Казахстана;

укрепление института Ассамблеи народа Казахстана;

обеспечение дальнейшей консолидации всех граждан страны вокруг казахского народа;

укрепление общественного согласия, казахстанского патриотизма, национально-государственной идентичности и национального единства;

расширение сферы употребления государственного языка и повышение его общественной значимости;

выработка целостной системы правовых, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развитие демократии, диалога культур и цивилизаций и совершенствование подходов к созданию условий для межэтнического мира и общественного согласия, укрепление взаимодействия государства и институтов гражданского общества, а также координация их деятельности;

развитие нормативной правовой базы реализации государственной этнополитики, совершенствование и реализация принципов Конституции Республики Казахстан по вопросам гармонизации межэтнических отношений;

совершенствование региональной политики в межэтнической сфере;

создание целостной системы информационной работы с целью освещения реализуемой этнополитики, укрепления национального единства, патриотизма и толерантности;

создание единой системы воспитания толерантности для всех уровней образования;

укрепление взаимодействия с зарубежными странами и международными организациями по вопросам межэтнической толерантности и общественного согласия.

Главным результатом реализации настоящей Концепции должно стать дальнейшее укрепление государственной независимости, суверенитета Республики Казахстан, общественного согласия и национального единства на основе углубления демократизации общества, его консолидации, обеспечения гражданского мира, стабильности, социальной модернизации, межэтнического и межконфессионального согласия.

Источником информации является

информационно–правовая система

нормативных правовых актов Республики

Развитие Казахстана после обретения независимости