Талгат Мамираимов,
научный сотрудник отдела социально-политических исследований
КИСИ при Президенте РК
В октябре этого года исполняется 10 лет со дня принятия стратегической программы развития нашей страны «Казахстан-2030». За прошедшие годы реализации этой Стратегии казахстанский народ, мировая общественность убедились в ее реальной действенности и эффективности. Сегодня, с высоты пройденных лет и достигнутых успехов при реализации этой программы, трудно поверить, что когда была принята Стратегия «Казахстан-2030», ее цели многим казались мифическими и утопическими.
Социально-экономическое положение Республики Казахстан в первые годы действия Стратегии было очень тяжелым. Поэтому трудно было рассчитывать на то, что цели и приоритеты этой программы начнут воплощаться в жизнь строго по плану. В то же время потенциал нашего государства позволял считать, что Казахстану под силу сделать реальностью, казалось бы, неосуществимое, что и произошло и происходит теперь.
Целью реализации Стратегии «Казахстан-2030» стало построение независимого, стабильно процветающего Казахстана, за основу было взято развитие национального единства, социальной справедливости и благосостояния всего народа. Этой цели подчинены семь долгосрочных приоритетов стратегической программы: 1) развитие и укрепление системы национальной безопасности; 2) обеспечение внутриполитической стабильности и консолидации общества; 3) экономический рост и процветание; 4) обеспечение здоровья, образования и благополучия граждан Казахстана; 5) эффективное использование и развитие энергетических ресурсов; 6) развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи; 7) создание профессиональной государственной власти.
Укрепление национальной безопасности является одним из необходимых механизмов, обеспечивающих стабильное и устойчивое развитие любого государства. Развитие системы безопасности Республики Казахстан после принятия программы приобрело стратегическую глубину и направленность. К настоящему времени в нашей стране создана комплексная и эффективная система безопасности, учитывающая ее социальный, экономический и военно-политический аспекты. Основой системы безопасности республики стали нормативно-правовая база и специальные программы. Основополагающими из них являются Закон «О национальной безопасности», принятый в 1998 г. Стратегия национальной безопасности на 1999—2005 гг. новая стратегия национальной безопасности на 2006—2010 гг. Военная доктрина, концепция военной реформы и государственная программа военного строительства в Республике Казахстан до 2005 г. Благодаря последним программам в Казахстане начался процесс создания высокопрофессиональной армии, способной защитить нашу республику от посягательств извне.
В современную эпоху глобализации национальная безопасность выстраивается не только в разрезе внутренней, но и внешней политики. Поэтому вполне закономерным стало то, что национальная безопасность республики уже с момента обретения независимости осуществляется в тесной взаимосвязи с внутриполитической и внешнеполитической деятельностью. При этом во внешнеполитических акциях, направленных на укрепление национальной безопасности, Казахстан придерживается многовекторной политики с выделением стратегических партнеров. Этот внешнеполитический курс привел к тому, что сейчас Казахстан состоит в различных системах коллективной безопасности, которые позволяют соблюдать на его территории баланс интересов ведущих держав мира, обеспечивая тем самым основу прочности национальной безопасности нашего государства. К этим системам коллективной безопасности относятся Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Активное участие Республики Казахстан в работе этих международных организаций пришлось на начальный период реализации Стратегии «Казахстан-2030».
Следует отметить, что идея создания СВМДА принадлежит Президенту РК Н. А. Назарбаеву. Казахстан стал активным участником работы Совещания. Это проявилось в том, что состоявшиеся в 2002 и 2006 гг. два саммита СВМДА прошли именно в Казахстане. В будущем эта организация должна занять достойное место в создании системы коллективной безопасности в Азии. Инициатива Казахстана и его активное участие в создании этой организации продемонстрировали зрелость нашего государства и его способность выполнять важную роль как на азиатской, так и на мировой политической арене.
Непосредственным подтверждением уникальности и важности международных инициатив нашего государства по обеспечению безопасности, согласия и мира народов и государств нашей планеты стало проведение в Республике Казахстан съездов лидеров мировых и традиционных религий. В Казахстане в 2003 и 2006 гг. уже проведены два съезда лидеров мировых религий и традиционных конфессий. Деятельность этих съездов способствует улучшению не только межконфессиональных, но и межэтнических взаимоотношений во всем мире. Так, земля Казахстана стала первым в мире местом, где нашла свое воплощение идея единения и согласия всех религий мира.
Казахстан с момента обретения независимости избрал путь построения государства, в котором главенствуют принципы толерантности и согласия граждан и народов. На этих принципах в Казахстане развивается консолидация общества, единение этносов в одну народность — казахстанцев. При этом межэтническое и межконфессиональное согласие, соблюдение и реализация интересов многочисленных этносов Казахстана выступают необходимым механизмом обеспечения политической стабильности в нашем государстве. Поэтому вполне закономерным в этой связи стало выделение 9 депутатских мандатов Мажилиса в качестве квоты Ассамблее народа Казахстана. Принятие данного акта говорит о том, что в нашей стране имеется достаточно зрелое гражданское общество, степень политического участия которого повышается из года в год.
В соответствии с логикой Стратегии «Казахстан-2030», в нашем государстве развитие политической системы происходило поэтапно и планомерно. Непосредственной активизацией демократизации общества и государства стало проведение выборов депутатов Мажилиса по смешанной избирательной системе в 1999 г. Конституционная реформа этого года стала вторым этапом демократизации политической системы Казахстана. Эта реформа стала точкой отсчета нового этапа в истории современного Казахстана, так как она ввела новые принципы взаимодействия общества и государства. С другой стороны, эта реформа усилила ответственность и подотчетность государственной власти перед народом. Все это стало возможным благодаря усилению роли всей представительной власти в построении и развитии государства.
Кроме того, согласно этой реформе, впервые в истории Казахстана 18 августа текущего года подавляющее большинство депутатов нижней палаты Парламента избирались по пропорциональной избирательной системе, которая позволяет отображать интересы всех слоев общества без исключения. Данное обстоятельство является реализацией идеи того, что именно общество должно выбирать и направлять пути развития государства. Таким образом, конституционная реформа этого года приведет к дальнейшему укреплению политической стабильности и единства народа Казахстана.
Следует отметить, что базисом политической реформы текущего года стали экономический рост и процветание нашего государства, которые привели к развитию среднего класса и как следствие становлению гражданского общества в Казахстане.
Основой современного экономического роста нашей республики стал первый, подготовительный этап реализации Стратегии «Казахстан-2030» в 1998—2000 гг. В эти годы в Казахстане был заложен базис для воплощения в жизнь всех постулатов и положений этой стратегической программы. При этом главной целью этого периода стало посткризисное развитие экономики, основанное на ускоренных темпах освоения месторождений нефти и газа как основы возрождения отраслей ненефтяного сектора и повышения доходной части государственного бюджета. В результате был обеспечен интенсивный рост нефтедобывающей отрасли. Это привело к тому, что в настоящее время на долю Казахстана приходится 1,6% от общемировой добычи тонн нефти и газового конденсата. Среди стран Европы и Евразии Казахстан по производству «черного золота» занимает 4-е место после России (12,1% от общемировой добычи), Норвегии (3,5 %) и Великобритании (2,2%). По сравнению с 1985 г. объем добычи углеводородного сырья в Казахстане увеличился на 287,7%% (таблица 1). Для сравнения: в странах Европы и Евразии, куда входят все нефтегазодобывающие страны Европы и СНГ, он возрос на 104,7%, в России — 86,7% от уровня 1985 г.
Таблица 1
Динамика добычи нефти (включая газовый конденсат)
в Казахстане, России, Европе и Евразии в целом,
1985—2006 гг. (1985=100), в %
В 2006 г. объем добычи нефти и газового конденсата в республике составил 65,6 млн т. Казахстан планирует нарастить объемы добычи нефти в 2010 г. до 100 млн т в год, в 2015 г. — порядка 150 млн т, что станет хорошей базой для дальнейшего развития всех отраслей казахстанской экономики.
Бурное развитие нефтяной отрасли обеспечило выход Республики Казахстан из экономического кризиса 1990-х гг. и высокие темпы социально-экономического развития. Так, в 1999 г. рост ВВП составил 2,7%, в 2000 г. — 9,8%. Начиная с 2000 г. Казахстан уверенно встал на путь интенсивного роста экономики, который пришелся на второй этап реализации Стратегии.
Второй этап программы «Казахстан-2030» начался в 2001 г. и рассчитан на реализацию до 2010 г. Этот этап реализации Стратегии органично продолжает начатую в прежние годы политику, основанную на высоких темпах экономического роста, макроэкономической стабильности и создании условий для перехода к модели устойчивого экономического развития. Причем основные пункты второго этапа Стратегии реализовываются согласно ее составной части — Стратегическому плану социально-экономического развития Республики Казахстан до 2010 г. При этом главной целью является удвоение ВВП страны к 2010 г. по отношению к уровню 2000 г. Современные темпы развития страны позволяют полагать, что эта задача будет выполнена уже в следующем году. Данная уверенность базируется на интенсивном росте ВВП Казахстана в последние годы.
Динамика изменения ВВП РК в процентном соотношении к предыдущему году представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика изменения ВВП РК в процентном соотношении к предыдущему году
Успехи социально-экономического развития Казахстана были признаны всеми международными финансовыми и рейтинговыми агентствами. За последние годы наблюдается постоянное улучшение практически всех мировых рейтингов Казахстана.
Так, уже в течение ряда лет одно из ведущих международных рейтинговых агентств Moody`s сохраняет за Казахстаном инвестиционный кредитный рейтинг «Ваа3». По оценке Moody`s, «Казахстан сохраняет необычно высокие темпы роста экономики и разумно управляет государственными финансами». Кроме того, в мае 2003 года агентство Standard & Poor`s присвоило долгосрочный кредитный рейтинг «ВВ+» по обязательствам Республики Казахстан в иностранной валюте и кредитный рейтинг «ВВВ — /Стабильный/ А-3» по обязательствам в национальной валюте. Таким образом Казахстан стал первым из государств СНГ, получивших рейтинг инвестиционной категории от двух ведущих агентств — Moody`s и Standard & Poor`s. Эти рейтинги отражают устойчивость и высокий потенциал экономики нашей страны.
Рост казахстанской экономики привел к повышению благосостояния народа Казахстана, что можно проследить по следующим данным. Если в 1998 г. ВВП на душу населения составлял $1412, то в 2006 г. — $5046, что, в свою очередь, в 1,3 раза больше, чем в 2005 г. А в текущем году, по прогнозам специалистов, ВВП на душу населения составит около $7000. Так, по данным Всемирного банка, в прошедшем году ВВП Казахстана, исчисленный по паритету покупательной способности, составил $9017,3 млн. Анализ данных показывает, что данный показатель за последние 10 лет в Казахстане увеличился в 2,7 раза. За 10 лет реализации Стратегии «Казахстан-2030» средние душевые доходы казахстанцев выросли более чем в 5 раз, среднемесячная зарплата — в 6 раз, минимальная зарплата — в 25 раз, пенсии — в 4,6 раза.
Для эффективной реализации приоритетов Стратегии необходимо развивать в нашей стране «экономику знаний» в разрезе развития информационной культуры и общества. Этого невозможно достичь без уделения должного внимания развитию человеческих ресурсов, которое базируется на качественных системах образования и здравоохранения. Развитие последних в последнее время происходит с повышением темпов из года в год на основе специальных государственных программ, принятых на период 2005—2010 гг. Так, например, государственное финансирование отрасли здравоохранения в этом году составило 4,7% от ВВП. Причем этот показатель в 2008—2010 гг. планируется довести до 5%. Бюджетные ассигнования сферы образования достигли в этом году 3,5% от ВВП, что, например, соответствует уровню государственного финансирования Германии и Финляндии.
В первый период реализации Стратегии «Казахстан-2030» были предприняты правовые и административные меры по модернизации системы высшего образования, обновлению его содержания, децентрализации управления и финансирования системы образования, увеличению бюджета учебных заведений. В последующие годы в систему образования и науки начали вводиться международные стандарты для подготовки квалифицированных и конкурентоспособных на мировом рынке труда специалистов. Следую этой реформе, в 2007 г. в Республике Казахстан был законодательно оформлен переход на 12-летнее среднее образование.
Одной из приоритетных целей программы «Казахстан-2030» является эффективное использование и развитие энергетических ресурсов. На этом направлении, например, необходимо развивать переработку нефти и получение из нее готовых продуктов как в химической, так и в других отраслях. Кроме того, рост казахстанской экономики требует повышения энергетических затрат. Для этого в Казахстане необходимо введение энергосберегающих технологий, развитие альтернативных и традиционных источников энергии. Для достижения этой цели 25 декабря 1997 г. был принят Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении». На основе этого закона и стратегии индустриально-инновационного развития РК в стране начался процесс интенсивного развития энергосберегающих технологий, создания альтернативных источников энергии, таких, как солнечные батареи, ветровые электростанции. Ведется разработка термоядерной электростанции ТОКАМАК.
Выгодное месторасположение Казахстана между развитыми государствами Востока и Запада, отсутствие собственного выхода к океану настоятельно требуют развития транзитно-транспортных коридоров. В этих целях в 2001 г. были разработаны и приняты Концепция государственной транспортной политики на период до 2008 г. и Концепция развития международных транспортных коридоров РК. В рамках выбранного курса развития были разработаны и реализуются отраслевые программы развития, в том числе Программа развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан на 2004—2006 гг.
В последние годы, в соответствии с этими программами, были проложены десятки авто — и железнодорожных магистралей, которые стали составными частями транспортного коридора «Север-Юг» и программы возрождения «Шелкового пути» — TRASEKA. Большую роль в развитии транзитно-транспортного потенциала республики занимает создание инфраструктуры вдоль транспортных коридоров, где главную долю занимает связь. Вдоль транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад» за прошедшие 10 лет были проложены магистрали волоконно-оптических линий связи. В конце 2005 г. был запущен казахстанский спутник связи и вещания KazSat. Функционирование спутника стало хорошей базой для развития систем телевизионного вещания и фиксированной спутниковой связи.
Для полноценной реализации Стратегии развития Казахстана необходимо реформировать систему государственной службы, принципы ее работы, создать корпус профессиональных государственных служащих. За прошедшие 10 лет на данном направлении сделано немало. Так, 23 июля 1999 г был принят новый закон «О государственной службе», который заложил основы оптимизации и повышения качества государственного управления. Другими шагами в этом направлении стало создание в сентябре 1998 г. Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, утверждение 11 октября 2004 г. Правил переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и введение тест-экзамена для претендентов на работу в государственных органах. Все эти акты стали механизмом развития «прозрачности» формирования органов государственной власти, повышения их профессионализма.
После выхода на траекторию стабильного развития Казахстану необходимо, как для сохранения статус-кво, так и для дальнейшего процветания, развивать индустриально-инновационную экономику, информационную культуру. Разрешению этой задачи служит Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира, которая стала составной частью программы «Казахстан-2030». Уже сейчас, по данным Всемирного экономического форума, в мировом рейтинге конкурентоспособности Казахстан занимает 61-е место, опережая все страны СНГ. Выход Республики Казахстан на такой высокий уровень стал возможным благодаря действию и достижениям Стратегии «Казахстан-2030». Поэтому есть твердая убежденность в том, что реализация этой стратегической программы выведет Республику Казахстан в число наиболее развитых государств мира.
Статья опубликована в журнале «Analytic» №5-2007