Казахстанский институт стратегических исследований

Казахстанский институт стратегических исследованийАлдашов Б.,

профессор кафедры «Финансы» Таразского института МКТУ

им. Ясави, доктор социологических наук

Особенности современного политического процесса в Казахстане опреде-ляются многими специфическими факторами, характером деятельности самих участников данного процесса и теми связями, которые возникают между ними. Политический процесс отражает динамику развития политической жизни об-щества и представляет собой форму функционирования политической системы.

Политическую систему можно рассматривать как некий универсум, при-званный определять механизмы разрешения социальных конфликтов и проти-воречий, формировать сбалансированные общественные отношения, способст-вовать достижению консенсуса различных общественных сил в вопросах ос-воения ценностей, целей и направлений общественного развития [1]. Политиче-ская система обладает четырьмя характеристиками, отличающими ее от других социальных систем: а) она является универсальной, поскольку охватывает сво-им воздействием все общество; б) она осуществляет полный контроль над при-менением физического или иного принуждения; в) ее право выносить обязы-вающие решения считается легитимным; г) ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и вероятность того, что люди ей подчинятся.

На содержание политического процесса оказывают влияние главным об-разом следующие факторы: степень разделения законодательной, исполнитель-ной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур, влияющих на процесс принятия политических решений; методы принятия и реализации политических решений; соотношение прав и обязанностей центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оп-позиционной элитами, уровень коррумпированности и т. д.).

Современное казахстанское общество относится к числу переходных об-ществ, поэтому политический процесс здесь достаточно противоречив. С мо-мента провозглашения независимости в Конституционном законе Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г. № 1007-ХII «О государственной независимости Республики Казахстан» [2] минуло почти 16 лет. За эти годы Казахстан прошел сложный путь становления политической системы, в ходе которого была дос-тигнута устойчивость государственной власти, социально-политическая ста-бильность, появился ряд политических партий и объединений, деятельность ко-торых регулируется Конституцией РК [3], Законом РК «Об общественных объ-единениях» от 31.05.1996 № 3-1 [4], Законом РК «О политических партиях» в 2002 г.[5] и другими законами и нормативными актами.

Можно предположить, что начальной точкой, обусловившей трансфор-мацию политического процесса в Казахстане, является конец 70-х — начало 80-х гг. прошлого века, когда возник латентный конфликт между потребностями развития общества, государства, его политической системой и спадом темпов экономического и социального развития.

Дальнейшую периодизацию политического процесса в республике можно представить следующим образом.

Первый этап (1985—1991 гг.). Для него характерно стремление к утвер-ждению в обществе и государстве ценностей «обновленного социализма», «но-вого мышления», «общечеловеческих ценностей», гласности с сохранением ли-дирующего положения КПСС.

Второй этап (1991—1998 гг.). На этом этапе происходит глубинное осоз-нание национальной идентичности, провозглашение независимости республи-ки, принятие Основного Закона страны (Конституции), наблюдается высокая политическая активность населения, укрепление президентской власти, внедре-ние в общественное сознание и политическую жизнь страны неолиберальных моделей западного толка: демократические свободы, рыночная модель эконо-мики, индивидуалистическая концепция развития человека

Третий этап (1998—2007 гг.). Происходит кристаллизация национальной системы ценностей, стабилизация политической системы, укрепление полити-ческих организаций и институтов, самоидентификация республики на постсо-ветском и геополитическом пространстве, переоценка подходов к управлению социальной и экономической сферой, актуализация задач выхода из кризиса, принятие важнейших решений относительно будущего развития государства.

В этот же период наблюдается трансформация партийной системы: про-исходит создание новых партийных коалиций как на пропрезидентском, так и на оппозиционном полях, раскол и исчезновение некоторых из политических партий, особенно оппозиционных, актуализация необходимости проведения политических реформ для выравнивания дисбаланса между экономическим, социальным и политическим развитием страны.

Нельзя не отметить, что в этот период в казахстанском обществе прояви-лись тенденции политической субкультуры олигархического и кланового ти-пов. Ее носителями являлись в основном социальные группы, которые претен-довали на всеобъемлющую нишу в политической сфере, полный контроль над экономическими и политическими процессами в стране без учета ценностей, которые исповедует большинство населения Казахстана. «Подковерная борьба» власть имущих кланов не имела ничего общего с политической борьбой демо-кратического типа и во многом предопределяла незаконный стиль конкуренции в сфере политики.

Вскоре стало очевидно, что лишь коренные изменения социальных и по-литических ориентиров, а не только провозглашение принципов демократии и идеологического плюрализма направят политическую жизнь страны в позитив-ное русло.

Четвертый этап, начавшийся в мае 2007 г. путем внесения поправок в Конституцию РК [3], ознаменовал очередной этап политического процесса, для которого характерен выбор нового направления модернизации политической сферы: провозглашение трансформации президентской формы правления в президентско-парламентскую. К этому моменту произошло укрепление веду-щих позиций некоторых политических партий, особенно Республиканской по-литической партии «Hyp Отан», которая выступает за создание национальной модели развития социальной демократии, учитывающей как мировой опыт, так и казахстанскую специфику. За основу своей деятельности партия «Hyp Отан» приняла пять принципов казахстанской идеи, предложенной Президентом страны Н. Назарбаевым: равенство этносов многонационального народа Казах-стана; государствообразующий этнос — казахский народ; религиозная иден-тичность граждан; воспитание законопослушания; развитие малого и среднего бизнеса.

Провозглашение перехода к президентско-парламентской форме правле-ния в Казахстане не стало большой неожиданностью для общества, учитывая отсутствие до последнего времени бесконфликтного механизма преемственно-сти власти. Отказ от смешанной избирательной системы, сочетающей в себе элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и будущее распределение властных полномочий между Президентом и Парламентом явля-ется естественным процессом дальнейшей либерализации политической систе-мы, усиления полномочий и роли Парламента страны и политических партий, расширения участия граждан в управлении делами государства, укрепления гражданского согласия в казахстанском обществе.

Мировая практика свидетельствует, что применение пропорциональной системы выборов способствует развитию и становлению политических партий. Вместе с тем пропорциональная избирательная система не лишена недостатков. Главный из них — это то, что партийные списки закрыты для общества, их формирование происходит узким кругом лиц и порой в результате покупки мест в списках.

Следует обратить внимание еще на одну существенную особенность но-вых поправок, внесенных в Конституцию РК. Несмотря на грядущий переход к президентско-парламентской форме правления, вертикаль власти в стране оста-ется довольно прочной. Так, согласно п. 3. ст. 44, Президент Республики Казах-стан «после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-министра республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-министра республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-министра определяет структуру Прави-тельства республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные испол-нительные органы республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства республики; назначает на должности ми-нистров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; от-меняет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Прави-тельства и Премьер-министра республики, акимов областей, городов республи-канского значения и столицы»; п. 5 ст. 86 устанавливает, что полномочия мас-лихата прекращаются досрочно Президентом Республики; п.1. ст. 63 закрепил, что Президент республики после консультаций с председателями Палат Пар-ламента и Премьер-министром может распустить Парламент или Мажилис Парламента.

Важной новацией законодательства стало также внесение поправок о го-сударственном финансировании политических партий в Казахстане. Государст-венное финансирование необходимо для того, чтобы обеспечить большую не-зависимость партий, которые пройдут по итогам будущих выборов в Мажилис Парламента. Действующий Закон о политических партиях к источникам фор-мирования денежных средств политических партий относит: 1) вступительные и членские взносы; 2) пожертвования граждан и негосударственных организа-ций Казахстана, осуществляемые в порядке, установленном центральным ис-полнительным органом, обеспечивающим налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством, при условии, что эти пожертвова-ния документально подтверждены и указан их источник (следует отметить, что данный порядок, обеспечивающий относительно прозрачный характер пожерт-вований тех или иных лиц партиям, был введен новым законом о политических партиях); 3) доходы от предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 18 Закона о политических партиях).

При этом закон не допускает пожертвования политической партии и ее структурным подразделениям (филиалам и представительствам) от: 1) ино-странных государств, иностранных юридических лиц и международных орга-низаций; 2) иностранцев и лиц без гражданства; 3) юридических лиц с ино-странным участием; 4) государственных органов и государственных организа-ций; 5) религиозных объединений и благотворительных организаций; 6) ано-нимных пожертвователей (п. 2 ст. 18 Закона о политических партиях)

В свете новых поправок в законодательство представляется актуальным закрепить финансирование избирательной кампании из единственного источ-ника — избирательного фонда, открытого для общественного контроля, а не только для Центральной избирательной комиссии.

Сегодня политическим элитам необходимо отдавать себе отчет в том, что доверие населения к власти, утверждение в массовом сознании ее политической ценности и созидательного имиджа остаются в Казахстане еще нерешенными задачами. Никто не станет отрицать, что развитие многопартийности при всей противоречивости политического процесса в стране стало реальностью. Буду-щее ведущих политических партий в Казахстане видится в артикуляции и агре-гации политических интересов самых разных социальных групп, активном уча-стии в электоральном процессе, вовлечении граждан в сферу политических от-ношений на основе осознания политических ценностей и целей. В настоящее время, пока интересы обывателя не пересекаются с «большой» политикой, ожидать существенных перемен в социально-экономической и политической сферах не приходится.

Также не подлежит сомнению, что укрепление демократических принци-пов государственного управления в казахстанском обществе, выработка и вне-дрение приемлемой модели взаимоотношений «власть-народ» без учета само-бытности страны невозможны. Признавая специфику политического процесса в Казахстане, мы выступаем против механического заимствования западно-европейских образцов и политических технологий, поскольку они делают объ-ективно недостижимыми задачи сохранения исторических и национальных традиций, менталитета народа и полиэтнического характера казахстанского общества.

Завершая наш анализ, выделим главные особенности современного поли-тического процесса в Казахстане.

Первая особенность состоит в нерасчлененности политики, экономиче-ских, социальных и личных отношений. Незрелость институтов гражданского общества не позволяет должным образом контролировать принятие политиче-ских решений и их реализацию. Ни один ключевой вопрос экономического, со-циального, духовного развития не решается без вмешательства властных струк-тур. Статусная дифференциация дополняется клановой и социально-экономической. Стремление олигархических структур любой ценой сохранить политическое влияние чревато социальными конфликтами.

Вторая особенность состоит в отсутствии консенсуса между участника-ми политической жизни, реальной действующей системы представительства интересов широкой общественности. Традиции консенсуса в обществе отсутст-вуют. У различных социальных групп имеет место разное понимание ценностей свободы и демократии, национального пути развития и разные возможности участия в политическом процессе. В этом кроется одна из основных причин конфликтности политического процесса и разных политических устремлений электората.

Третья особенность состоит в осознании политическими элитами необ-ходимости смены политических приоритетов, выборе механизма преемствен-ности власти, укреплении роли политических партий.

Таким образом, казахстанское общество стоит на пороге нового качест-венного преобразования государственного управления и политических инсти-тутов, определяющих динамику и содержание политического процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 1996. — № 4. — Ст. 217; 1998. — № 20. — Ст. 245. (с изм. вне-сенными Законом Республики Казахстан от 21.05.2007 № 254-3 // Казахстанская правда. — 22 мая 2007 г. — № 76).

2. Конституционный закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г. № 1007-ХII «О государственной независимости Республики Казахстан» // ВВС. — 1991. — № 51. — Ст. 622.

3. Закон Республики Казахстан «Об общественных объединениях» от 31.05.1996 № 3-1 // Ведомости Парламента. — 1996. — № 8. — Ст. 234 (с изм. внесенными Законом Республики Казахстан от 15.05.2007 № 253-3 // Казах-станская правда. — 22 мая 2007 г. — № 76).

4. Закон Республики Казахстан «О политических партиях» от 15.07.2002 № 344-2 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 2002. — № 16. — Ст. 153; 2005. — № 5. — Ст. 5; № 13. — Ст. 53.

5. Политология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова. — М. Социально-политический журнал, 1993.

Статья опубликована в журнале «Analytic» №4-2007

Развитие Казахстана после обретения независимости