Казахстанский институт стратегических исследований

Казахстанский институт стратегических исследованийМорозов А. А.,

заведующий отделом социально-политических исследований

КИСИ при Президенте РК

С провозглашением независимости Республики Казахстан, вследствие смены парадигмы его исторического развития, информационно-культурная сфера претерпела радикальные перемены. По сути, перед Казахстаном встала задача формирования качественно нового информационного пространства и его постепенного включения в мировую информационную систему.

В 90-е гг. XX в. пришло понимание того факта, что создание собственного информационного пространства и его последующая интеграция в систему глобальных информационных связей являются важным механизмом для укрепления казахстанского государства, сохранения самобытности казахстанского общества, имеющего в своем составе более сотни наций и народностей.

Кроме того, информационное пространство имеет огромное политическое значение, является жизненно необходимым для создания единого образовательного пространства. Как отмечал сам Президент: «Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, — которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сотрудничество» [1].

Естественно, что с обретением Республикой Казахстан независимости перед ней в числе прочих встали задачи создания собственного информационного рынка. В этой связи представляется целесообразным напомнить основные этапы формирования казахстанской системы масс-медиа. Отечественные эксперты предлагают следующую этапизацию развития и становления системы СМИ в Республике Казахстан.

Первый этап, условно называемый постсоветским, охватывает временной промежуток с 1991 по 1995 г. Он характеризовался преимущественно государственной монополией на средства массовой информации, когда практически не существовало независимых СМИ. В этот период среди советских и казахстанских журналистов были популярны идеология «четвертой власти» и миф о независимой прессе. Это предыстория казахстанской системы СМИ.

Данный этап берет свое начало с принятия в 1991 г. в числе первых законодательных актов независимого Казахстана Закона о печати и других средствах массовой информации, что стало подтверждением приверженности Казахстана демократическому пути развития.

В первой статье закона были провозглашены свобода печати и свобода слова. Впервые на законодательном уровне были закреплены нормы, предусматривающие недопущение цензуры. Была юридически закреплена норма, запрещающая вмешательство должностных лиц государственных и общественных организаций в деятельность редакций, воспрепятствование выполнению профессиональной деятельности журналистов.

Кроме того, первый Закон о печати Казахстана предусматривал значительное расширение прав журналистов на поиск и получение информации. Особо следует отметить, что этот закон наделил политические партии, общественные объединения, физические лица правом учреждения средств массовой информации. Это стало импульсом к формированию демократических принципов функционирования масс-медиа. Новизна и демократичность первого законодательства «О средствах массовой информации» послужила мощным фактором бурного развития казахстанской прессы. Но, поскольку этот закон был принят в самом начале построения независимости Казахстана, многие его положения очень быстро устаревали, отставая от требований нового времени

Законодательная база деятельности СМИ определенным образом стимулировала развитие медиа-поля, однако ее было недостаточно для качественного роста СМИ в условиях рыночной экономики. Переход к рынку обусловил резкий рост цен на бумагу, услуги типографий и связь. Это тормозило развитие отечественных СМИ. Поэтому одним из первых Указов Президента, изданных в апреле 1992 г. правительству было поручено разработать меры по защите средств массовой информации в период перехода к рыночным отношениям от монополизма издательских структур. В частности, Кабинету министров предписывалось обеспечить периодические издания, государственные книжные издательства бумагой и другими материалами в объемах государственного заказа, продумать вопрос о льготном налогообложении. Кроме того, соответствующим органам поручалось разработать программу приватизации и акционирования государственных СМИ. По сути дела этот Указ положил начало формированию независимых средств массовой информации в Казахстане.

В сентябре 1992 г. Н. Назарбаевым издается Указ о создании государственной телерадиовещательной компании «Казахстан». Этот шаг преследовал цель повышения творческого уровня и содержательности программ, улучшения информационного обеспечения населения республики. Правительству поручалось принять меры по укреплению материально-технической базы компании, улучшению условий труда и быта ее работников. С издания этого документа начался процесс формирования независимого информационного пространства.

Встречи представителей прессы и Президента Н. Назарбаева стали традиционными и регулярными. На них Глава государства и представители масс-медиа на равных обсуждали наиболее актуальные вопросы дальнейшего развития страны, «сверяли часы» по важнейшим проблемам функционирования СМИ в новых условиях. На одной из таких встреч, состоявшихся летом 1994 г. Назарбаев призывает работников прессы бережнее относиться к главному достоянию страны — единству народа и межнациональному согласию.

В 1994 г. телевидение и радиовещание Казахстана вступили в полосу кардинального реформирования. Вместо государственной телерадиовещательной компании «Казахстан» была создана республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана». Это решение мотивировалось необходимостью активизировать процесс вхождения электронных СМИ страны в мировые информационные процессы, создания оптимальных условий для их инвестирования. К сегодняшнему дню рынок электронных СМИ Казахстана является самым динамично развивающимся в Центральноазиатском регионе. Они играют значительную роль в развитии демократических процессов. Этот факт признан не только в Казахстане, но и за рубежом. Так, Генеральный секретарь ООН К. Анан заявил: «Казахстанское независимое телевидение играет огромную роль для демократического становления республики. Именно независимое телевидение позволило Казахстану в своем развитии миновать некоторые опасные стадии установления демократического строя в стране, которые имели место в других государствах, где не было свободной прессы» [2].

Постоянно меняющиеся внутренние и внешние условия требовали от Казахстана совершенствования работы прессы, укрепления информационного поля. Учитывая, что создавать законодательно-правовую базу приходилось практически с нуля, к 1994 г. первый Закон о печати уже устарел, в некоторых частях не соответствуя реалиям и требованиями времени. Он стал узким для дальнейшего развития медиа-поля Казахстана. Для выхода из сложившейся ситуации при поддержке Главы государства в течение 1995 г. в Закон о печати и других средствах массовой информации трижды были внесены существенные дополнения, поправки и изменения, которые сняли возникшие препятствия для дальнейшего развития прессы.

Кроме того, на данном этапе были конституционно закреплены основные демократические права и свободы, в том числе и свобода слова. Конституция Казахстана, принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 г. провозгласила Казахстан «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [3].

Статья 20 Конституции РК гласит: «Первое. Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается. Второе. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом, способом».

Также Казахстан конституционно закрепил норму о свободном предоставлении информации. Статья 18 Конституции РК провозглашает, что «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомится с затрагивающими его права и интересы документами, решениями, источниками информации».

Второй этап развития медиа-сферы пришелся на 1996—1999 гг. и стал этапом становления и роста СМИ. Он характеризовался определенным отходом государства от безусловного доминирования на информационном пространстве и бурного развития негосударственных (частных, корпоративных и др.) СМИ, сокращения доли государственных СМИ в общем количестве. Многие исследователи казахстанской прессы называют этот этап «золотым веком» казахстанских СМИ. Параллельно это был период «первой волны приватизации СМИ». На казахстанском рынке СМИ стали появляться новые издания, телеканалы и радиостанции. Новые СМИ использовали модели и форматы современной западной журналистики — стараясь отделить информацию от комментария, строя газеты по принципу тематических полос. На этом этапе в деятельности электронных СМИ появился и закрепился жанровый формат вещания в прямом эфире.

Настоящий этап характеризуется качественными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Данный этап развития отечественного информационного пространства выразился: во-первых, в динамичном количественном и качественном росте рынка масс-медиа; во-вторых, в повышении роли казахстанских СМИ в общественно-политическом пространстве страны.

На этом этапе в сентябре 1997 г. Указом Президента упразднялось Казахское государственное информационное агентство (КазТАГ) и создавалось республиканское казенное предприятие «Казахское информационное агентство» (КИА). В качестве его уполномоченного органа определялось Национальное агентство по делам печати и массовой информации Казахстана, а позже Министерство информации и общественного согласия Казахстана.

Для поддержки журналистов, развития СМИ Н. Назарбаевым были учреждены президентские премии и гранты, которые ежегодно вручаются наиболее популярным журналистам страны. Тем самым отмечается их вклад в становление свободной и независимой прессы в Казахстане. В разное время лауреатами премий и грантов в области журналистики стали известные журналисты Казахстана, такие, как Е. Кыдыр, Н. Дрозд, Г. Бендицкий, М. Садык и многие другие.

С развитием рынка СМИ возникли определенные затруднения с исполнением нормы Конституции РК о предоставлении всем гражданам Казахстана возможности ознакомиться с интересующей их информацией. Для их преодоления в 1997 г. по инициативе Президента при принятии Уголовного кодекса РК в него были заложены нормы, предусматривающие ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении гражданам информации, воспрепятствование выполнению законной профессиональной деятельности журналиста в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности, либо лишения свободы.

В 1998 г. Н. Назарбаев в Послании народу предложил развернутую программу демократизации и политических реформ в Казахстане. Ядро политической реформы с этого момента составили семь основополагающих элементов демократизации и политической либерализации. Наряду с усилением партийно-политической системы, развитием и усилением роли «третьего сектора», там был пункт о создании условий для развития свободных, независимых и бесцензурных СМИ. Этот пункт был шестым основополагающим элементом демократизации и политической либерализации. Для устранения существующих препятствий на пути свободной прессы в стране было предложено приватизировать ряд государственных средств массовой информации.

Таким образом, данный этап характеризовался началом кристаллизации информационного поля Казахстана, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики.

Таким образом, на информационном поле Казахстана начинают возникать первые медиа-холдинги, часть из которых к концу второго этапа обретает новых «хозяев».

Третий этап — этап начальной «медиатизации политики» начался в 1999 г. и закончился в 2002 г.

Стартом этого этапа стало принятие очередного Закона РК о СМИ. Учитывая, что Главой государства в качестве основных направлений демократического развития Казахстана была поставлена и задача дальнейшей демократизации и либерализации СМИ, остро встал вопрос кардинального изменения законодательства о средствах массовой информации.

Данный закон был принят в июле 1999 г. Он состоял из 26-ти статей, был более лаконичным по содержанию, но и более требовательным к обязанностям прессы. Согласно этому законодательству любое вмешательство в деятельность СМИ является наказуемым. Декларируется, что никто не вправе вмешиваться в работу СМИ.

Большую роль для развития отечественных СМИ имело принятие в 2001 г. ряда поправок в соответствующее законодательство. При этом огромное значение придавалось принятой норме о поэтапном ограничении объемов ретрансляции казахстанскими СМИ зарубежной телепродукции. Целью данной поправки была защита отечественного телевидения, испытывающего значительные трудности в конкуренции с более развитыми и мощными иностранными телеканалами.

Следует отметить, что данное решение было крайне непопулярным. Согласившись на принятие этой нормы, Президент дал некоторым международным организациям, действующим в Казахстане, повод для критики, для обвинений в ущемлении прав прессы. Но спустя шесть лет можно с уверенностью утверждать, что поправки к законодательству, обязывающие СМИ расширять объемы производства своей вещательной продукции, стимулировали качественный рост продукции отечественных телерадиокомпаний. Это решение не оказало влияния на права граждан на получение информации.

Одной из основных характеристик данного этапа стало повышение роли СМИ в системе политико-экономических отношений и, как следствие, постепенная утрата ими самостоятельности в информационной системе. Под впечатлением от эффективности информационных технологий крупные экономические группы начали вступать в «гонку информационных вооружений»: были приняты решения о масштабных инвестициях в средства массовой информации, что привело к появлению еще нескольких крупных медиа-групп, между которыми были распределены традиционные СМИ. Между тем данный этап в определенной мере стимулировал развитие информационного поля Казахстана, что выразилось, во-первых, в продолжающемся динамичном количественном и качественном росте рынка масс-медиа; во-вторых, в повышении роли казахстанских СМИ в общественно-политическом пространстве страны.

Кроме того, в этот период в Казахстане впервые были реализованы механизмы экономического регулирования деятельности СМИ. Так, в 2001 г. был предпринят ряд конкретных мер по созданию экономических условий динамичного развития СМИ. В частности, согласно подписанному Президентом страны Закону РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”», все периодические издания, за исключением тех, в которых реклама составляет более 2/3 площади печатного материала, были освобождены от НДС.

В отношении электронных СМИ также был реализован ряд мер, по регулированию их деятельности. Так, было принято решение, что обороты телерадиокомпаний по производству и распространению продукции собственного производства, а также рекламных услуг будут облагаться налогом по нулевой ставке. То есть республиканский бюджет будет возмещать телерадиокомпаниям 16% их расходов по производству теле — и радиопродукции. Данные налоговые послабления оказали достаточно ощутимое влияние на развитие отдельных сегментов отечественного информационного рынка.

Четвертый этап — этап окончательной «медиатизации политики» начался в 2002 г. и продолжается по сегодняшний день.

Данный этап берет свое начало в 2002 г. с разработки проекта нового Закона РК о средствах массовой информации в Республике Казахстан.

Настоящий Проект закона, представленный МКИОС в феврале 2003 г. на II Конгрессе журналистов, встретил резкую критику со стороны медиа-сообщества. В мае 2003 г. доработанный законопроект обсуждался на заседании Постоянно действующего совещания по выработке предложений по демократизации и развитию гражданского общества. В ходе обсуждения в законопроект были предложены значительные поправки, совершенствующие данный законопроект. Однако в Парламент был отправлен фактически старый вариант законопроекта, подготовленный МКИОС.

Следует отметить, что в этом законопроекте были учтены принципиально важные для СМИ предложения. Так, впервые в проекте обозначен основной участник информационных отношений — читатель и зритель. Кроме того, в проекте были прописаны нормы по установлению срока исковой давности в один год по спорам о защите чести и достоинства. В проекте прописан ряд норм по обеспечению прав на получение качественной информации. Более детально оговорена ответственность СМИ за распространение недостоверных порочащих сведений — или публикация опровержения, или взыскание материального и морального вреда. Кроме того, в новом законопроекте продекларированы гарантии государства по защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста как лица, преследующего общественно полезные цели, в связи с осуществлением им профессиональной деятельности.

Вместе с тем этот проект резко усиливал роль и влияние Министерства информации на все СМИ, превращая его в надзорный и контрольный орган. Для этого в проекте вводилось, вопреки действующему законодательству, понятие учредителя СМИ как самостоятельного правосубъекта. Кроме того, проект расширял перечень оснований для превентивного отказа в постановке СМИ на учет, перечень оснований для приостановления и прекращения выпуска (выхода) СМИ и окончательно превращал средства массовой информации из самостоятельного правосубъекта в структурное подразделение юридического лица — собственника СМИ. Плюс к этому проект расширял конституционный перечень случаев злоупотребления свободой слова, не разграничивал ответственность СМИ, авторов и первоисточников информации, оставлял без изменений нормы действующего законодательства о заведомой виновности СМИ в гражданско-правовых спорах о защите чести и достоинства. В целом правительственный законопроект значительно ухудшал правовое положение СМИ и журналистов по сравнению с прежним Законом РК о СМИ от 1999 г.

В ходе обсуждения данного законопроекта в Мажилисе он вызвал неоднозначную оценку, как среди депутатского корпуса, так и в среде общественных и международных организаций. В целом против принятия данного законопроекта официально выступили 46 СМИ, неправительственных общественных организаций. Например, авторитетная международная организация «Артикль 19» постоянно проводящая мониторинг уровня свободы слова во всех странах мира, выпустила специальный Меморандум по проекту Закона РК о СМИ, в котором призвало «казахстанских должностных лиц отказаться от этой попытки ограничить свободу средств массовой информации и воздержаться от принятия данного закона».

После множества подобных заявлений была создана согласительная комиссия. 17 марта на пленарном заседании Мажилиса Парламента депутаты нижней палаты одобрили предложения согласительной комиссии двух палат Парламента по спорным статьям законопроекта «О средствах массовой информации», после чего законопроект был передан на новое рассмотрение в Сенат. В соответствии с одобренным решением комиссии был сокращен перечень оснований, по которым СМИ могут быть закрыты или приостановлены. Кроме того, согласно решению согласительной комиссии, запрещена к распространению в СМИ продукция порнографического и сексуально-эротического характера. Комиссией было отработано определение эротической продукции.

В целом результаты работы согласительной комиссии и окончательный вариант законопроекта «О СМИ» не удовлетворили требования медиа-сообщества Казахстана. Так, эксперты отметили, что интерес парламентариев вызвал лишь вопрос тиражирования и трансляции порнографических и эротических материалов. Остро волнующие общественность статьи законопроекта, касающиеся регистрации, выдачи лицензий, усложненного порядка аккредитации журналистов и правил предоставления информации государственными органами, парламентарии обошли стороной.

По данным экспертов, многие положения настоящего законопроекта не только не учли международных стандартов в сфере деятельности СМИ, но и в случае принятия данного закона значительно ухудшили бы существующее правовое положение.

В особенно тяжелое положение проект ставил электронные СМИ. Так, содержащееся в проекте понятие «лицензирование деятельности по организации телерадиовещания» не только расширяло круг субъектов, чья деятельность подпадает под лицензирование, но и требовала получения новых лицензий всеми ныне действующими вещателями, что, возможно, спровоцировало бы новый передел информационного рынка республики.

Все эти новшества, как представляется, противоречили международным обязательствам Казахстана о развитии общего информационного пространства, принятым им в рамках СНГ и Таможенного союза, нормам гражданского законодательства. Они также мало соотносились с конституционным правом граждан на свободное получение и распространение любой информации, кроме государственных секретов, любым, не запрещенным законом способом.

После того, как решение согласительной комиссии было отправлено в Сенат, где законопроект «О СМИ» в соответствии с регламентом работы Парламента был принят и отправлен на подпись Главе государства, в свою очередь, Президент страны направил законопроект в Конституционный совет и в Общественный совет по СМИ, на предмет выяснения соответствия его статей Конституции РК.

Конституционный совет, рассмотрев в апреле 2004 г. принятый Парламентом Закон РК о средствах массовой информации, признал его не соответствующим конституционным нормам, после чего Президент Н. Назарбаев наложил вето на принятый обеими палатами закон, что подняло уровень доверия СМИ к Президенту РК. Более того, этот, по сути, нехитрый PR-ход стимулировал диалог между властью и медиа-сообществом на новом уровне. Власть на какое-то время получила в лице СМИ вполне лояльного партнера, который защищает свои экономические интересы, но готов учитывать интересы власти и реалии жизни.

Кроме того, знаковым моментом настоящего этапа стало создание в 2002 г. вышеупомянутого Общественного совета по СМИ при Президенте Казахстана. Этот новый для государства гражданский институт был создан по инициативе Н. Назарбаева. Совет является консультативно-совещательным органом при Главе государства. Основными задачами совета являются систематический комплексный анализ деятельности СМИ и выработка рекомендаций для Президента по формированию и совершенствованию государственной информационной политики.

Общественный совет по СМИ может вносить Главе государства предложения по совершенствованию законодательства в области СМИ и обеспечению эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ, а также информационной безопасности страны.

В полномочиях совета запрашивать и получать информацию, документы и материалы от государственных органов, заслушивать на своих заседаниях должностных лиц, представителей СМИ по вопросам соблюдения законодательства о средствах массовой информации. В состав совета вошли руководители республиканских и региональных СМИ, парламентарии, представители государственных структур. Этот уникальный институт стал своеобразным проводником между властью и прессой.

Современное состояние рынка СМИ в РК

В настоящее время, по данным Министерства культуры и информации РК, на информационном рынке Казахстана регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них — 1593 газет и 650 журналов.

Половину всех печатных изданий составляют информационные СМИ, доля общественно-политических колеблется в пределах 16%, научных — 9%, рекламных — 10,5%, детских, молодежных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4%. Соотношение государственных и негосударственных СМИ в республике составляет 20% на 80% соответственно.

Государственный сектор в информационной сфере в основном представлен ведомственными СМИ — издания центральных и местных органов власти, учебных заведений.

Что касается электронных СМИ, то, по данным, на конец I-го квартала 2006 г. в республике вещают 212 телерадиокомпаний и радиокомпаний.

Одновременно на территории стран Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и северной части Африки также ведет вещание национальный спутниковый канал CaspioNet, потенциальная аудитория которого — 99 млн телезрителей. Канал вещает 24 часа в сутки.

Решается вопрос централизованного технического переоснащения материально-технической базы телерадиокомпаний, перехода на современные цифровые технологии, позволяющие улучшить качество приема телевизионных сигналов.

Если говорить об иностранных СМИ, то по состоянию на конец I-го квартала 2006 г. на информационном рынке Казахстана распространяются 2392 средства массовой информации иностранных государств, в том числе 2309 газет и журналов и 83 телерадиопрограммы. 90% от общего числа наименований зарубежных средств массовой информации распространяются на русском языке. 5% — на английском и также 5% — на других языках: греческом, немецком, голландском, испанском, португальском, шведском, грузинском, армянском, французском и корейском.

По состоянию на конец I-го квартала 2006 г. на территории Казахстана функционируют также более 80 операторов сетей кабельного и эфирно-кабельного телевидения, предоставляющих услуги вещания зарубежных электронных средств массовой информации. Данный сектор представлен несколькими крупными операторами, такими, как «Алма-ТВ», «Казцентр-ТВ», «Айна-ТВ», «Секател». Среди операторов наиболее доминирующее положение имеет компания «Алма-ТВ», которая вещает в 13 городах.

Казахстанский пользователь сети Интернет более чем в 90% случаев пользуется внешними, а не казахстанскими ресурсами сети. Преобладающая доля приходится на интернет-пространство России. Казахстанский трафик в общем объеме интернет-трафика составляет около 5%. И это является следствием недостатка информации в казахстанском интернет-пространстве, малочисленностью казахстанских сайтов. В итоге казахстанцы в основном пользуются внешними информационными ресурсами Интернета.

Рассматривая вопросы перспективы развития Интернета в Казахстане, следует отметить, что реализация мероприятий в рамках программы по созданию «электронного Правительства» может привести к снижению тарифов на услуги Интернета, предоставляемых с использованием различных технологий.

В целом на сегодня в Республике Казахстан зарегистрировано 7092 средства массовой информации (из них активно действуют 2466 СМИ), 212 электронных средств массовой информации, распространяются 2392 средства массовой информации иностранных государств, а также за 2005 г. зарегистрировано 8556 доменных имен в домене KZ.

Ряд конкретных мер по созданию экономических условий для динамичного развития СМИ был принят в 2001 г. Так, согласно подписанному Президентом страны Закону РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”», все периодические издания, за исключением тех, в которых реклама составляет более 2/3 площади печатного материала, освобождены от НДС.

В целом, подводя итоги, можно отметить, что, несмотря на значительные качественные изменения на медиа-рынке Казахстана, существует ряд определенных проблем, которые предстоит решить в ближайшем будущем. Среди них наиболее значимыми являются: концентрация СМИ, недостаточно качественный уровень развития отечественных СМИ, не позволяющий конкурировать на евразийском медиа-рынке, отсутствие эффективных рычагов контроля над СМИ со стороны общества.

* * *

Однако, по мнению ряда экспертов, информационный рынок Казахстана среди стран Центральноазиатского региона развивается наиболее динамично. Вырабатываются механизмы, обеспечивающие реальную независимость средств массовой информации, в особенности от собственника. Казахстан приступает к решению вопроса о выработке механизма обеспечения равновесия свободы СМИ и их ответственности перед обществом. На повестке дня стоит вопрос усиления рычагов демократического контроля над деятельностью СМИ.

Литература

1. Назарбаев Н. А. Послание Президента страны народу Казахстана. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев // http://www. akorda. kz.

2. Центральноазиатские новости. — 6 ноября 2002 г.

3. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями от 7 октября 1998 г.). — Алматы: Норма-К, 2003.

Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции «Республике Казахстан 15 лет: достижения и перспективы». — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 28 ноября 2006 г.

Развитие промышленности Казахстана в послевоенные годы