Залог политической стабильности

Залог политической стабильностиОбращение Президента по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти стало темой первого в новом году заседания Общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2050» (ОКДС).

Структура, объединяющая 5 политических партий, 17 крупнейших общественных объединений и более 500 неправительственных организаций, не имела права оставаться в стороне от обсуждения столь важных для будущего страны вопросов. На встрече в Астане члены ОКДС поделились мнениями касательно предстоящей реформы.

Реформы обеспечат прогресс

Открывая встречу, первый заместитель Председателя партии «Нур Отан» Мухтар Кул-Мухаммед подчеркнул, что модернизация политической системы, обнародованная ­ Лидером нации, направлена на укрепление государственнос­ти, оптимальное взаимодействие всех трех ветвей власти и повышение ответственности каждой из них.

– Как показывает международный опыт, в самых успешных государствах, в число которых мы сегодня стремимся, огромное значение придавалось выстраиванию такой сис­темы взаимодействия ветвей государственной власти, которое бы наилучшим образом обеспечивало прогресс страны, – отметил Мухтар Кул-Мухаммед. Он также добавил, что институт сильного президентства, выдающееся лидерство Первого Главы государства Нурсултана Назарбаева, пользующегося абсолютной всенародной поддержкой, обеспечили признанные всем миром успехи Казахстана за годы независимости.

Первый заместитель председателя «Нур Отана» считает, что в планируемых переменах заложен мощный потенциал для более скоординированной работы всей системы государственного управления. Это имеет особенно большое значение в контексте инновационного развития экономики нашей страны. На повышение полезного действия ключевых государственных и правительственных программ направлено наделение Правительства дополнительными исполнительными полномочиями в сфере экономики, усиление его самостоятельности и ответственности.

– Вместе с тем усиление контрольных функций Парламента над деятельностью Правительства потребует от Правительства качественно нового уровня текущей и стратегической работы, повышения прозрачности и подотчетности высшему законодательному органу, а в его лице – народу Казахстана, – подчеркнул Мухтар Кул-Мухаммед.

Также, по его мнению, предлагаемые меры в высшей степени усиливают возможности развития всех политических партий Казахстана в качестве активных субъектов политического процесса, основных центров общественных дискуссий и дебатов, артикуляции интересов самых широких социальных групп.

– Своим обращением Лидер нашей нации, по сути, начал новый курс на укрепление институтов государственности и усиление ответственности всех ветвей власти. Абсолютно уверен, что такая реформа при сохранении сильной президентской власти будет залогом политической стабильности общества и процветания страны в целом, – сказал Мухтар Кул-Мухаммед.

Партии проголосовали «за»

Первыми свое отношение к озвученным Главой государства реформам высказали представители политических партий, входящих в состав Парламента.

Председатель Демократической партии «Ак жол», депутат Мажилиса Азат Перуашев рассказал, что по случаю сделанного Президентом обращения возглавляемое им политическое объединение провело внеочередное заседание президиума, на котором партийцы поддержали инициативы и подтвердили готовность внести свой вклад в успешную реализацию намеченных реформ.

– Продолжение демократизации нашей политической системы, расширение полномочий Парламента, обеспечение подотчетности государственных органов перед народом – это одна из принципиальных наших позиций, отраженная, в том числе, и в политической программе партии «Ак жол». Поэтому мы с большим воодушевлением, доверием и надеждами встретили это обращение, оно вызвало самую положительную реакцию среди членов партии, – добавил Азат Перуашев.

В прошлом году Казахстан отпраздновал 25-летие независимости, которое воспринималось как выход на новый виток развития страны. В этих условиях Лидер нации, как отметил Азат Перуашев, ставит перед обществом новые задачи, соответствующие современным вызовам. Построение политической системы, отвечающей требованиям времени, ожиданиям общества, – это та инициатива, которая действительно важна и востребована.

– Работая в Парламенте, мы видим разные ситуации, которые действительно показывают, что полномочия представительной ветви власти следовало бы укрепить, сделать более ясными, обеспечить возможность быть более требовательными к госорганам, осуществлять эффективный контроль за деятельностью Правительства, конкретных министерств, особенно когда дело касается расходования средств бюджета, исполнения должностных обязанностей, реагирования на депутатские запросы, законотворческой работы, – поделился мнением председатель «Ак жол».

Азат Перуашев также обратил внимание на то, что реформа значительно усилит роль политических партий. Как заявил Президент, состав Правительства будет формироваться партией, победившей на выборах, а это для всех политических объединений страны большой вызов и большая возможность получить представительство не только в законодательной, но и в исполнительной власти. Он также подчеркнул, что в его партии понимают и всю меру ответственности, которая приходит с такими перспективами.

Секретарь Коммунистической народной партии Казахстана, депутат Мажилиса Жамбыл Ахметбеков также рассказал, что политбюро КНПК и все ее члены активно обсуждают обращение Президента. Он подчеркнул, что это очень своевременная инициатива. 25-летний путь развития Казахстана показал, что Президент вел страну в правильном направлении и нынешняя инициатива по перераспределению полномочий между ветвями власти – очередной важный шаг на пути прогресса.

— Как представитель Коммунистической партии Казахстана полностью поддерживаю обращение Президента. Предложенные им шаги предусматривают, в том числе, усиление политической роли Парламента – это очень важный момент, – добавил Жамбыл Ахметбеков.

Председатель Народно-демократической патриотической партии «Ауыл», депутат Сената Али Бектаев обратил внимание, что представители всех политических объединений страны очень ответственно подходят к рассмотрению вынесенного на повестку дня Президентом вопроса о перераспределении властных полномочий.

– Что означает делегирование части президентских полномочий другим ветвям власти? Это значит, что между исполнительной и законодательной ветвями власти должна быть скоординированная работа. Это значит, что мы несем повышенную ответственность перед нашим народом и нашим государством – ответственность за успешное развитие страны, за яркое и светлое будущее народа.

Он напомнил, что вопрос о перераспределении полномочий впервые был поднят не вчера, в этом направлении уже проделана огромная работа. Более того, в Казахстане давно идет упор на развитие местного самоуправления, децентрализацию. Предлагаемая на этот раз реформа передает новые реальные полномочия Парламенту и Правительству с тем, чтобы эти ветви власти имели больше возможностей обеспечить мощное экономическое развитие страны.

– Партия «Ауыл» и в местных филиалах, и на центральном уровне будет собирать рекомендации и предложения, которые затем передаст в рабочую группу при Президенте. То же самое будут делать и остальные партии. Но я хочу подчеркнуть, что своим мнением о предстоящей реформе должны поделиться все жители нашего государства, все наше общество, гражданский сектор, неправительственные организации, – обратил внимание сенатор на солидарную ответственность всех казахстанцев за будущее страны.

Выслушав спикеров, Мухтар Кул-Мухаммед отметил, что каждая политическая партия в стране придерживается своей идеологии, имеет свою политическую программу, цели и задачи, но, не смотря на это, у всех есть одно общее желание – чтобы Казахстан развивался и процветал, чтобы в стране были политическая стабильность и согласие в обществе. И Общенациональная коалиция демократических сил как раз преследует цель консолидировать общественные и политические силы ради укрепления страны, ее суверенитета.

Кому многое дано – с того многое спросится

Судьбоносным для Казахстана назвал вопрос перераспределения полномочий председатель Центрального совета РОО «Организация ветеранов», депутат Мажилиса Бактыкожа Измухамбетов. Он также напомнил собравшимся о том, что именно Президент, который является инициатором и этой реформы, за годы независимости предпринял множество шагов, которые в перспективе оказали самое благоприятное влияние на развитие Казахстана, на успехи страны в экономике и на международной арене.

Так, еще в 90-х годах Нурсултан Назарбаев выдвинул идею создания Евразийского экономического союза, которая сегодня успешно реализована и дает свои плоды. В прошлом году Глава государства представил мировому сообществу мощный миротворческий Манифест, который нашел широчайшую поддержку и стал официальным документом Организации Объединенных Наций. Благодаря Президенту, проводимой им политике и дипломатическим усилиям, Казахстан на 2017–2018 годы выбран непостоянным членом Совета Безопасности ООН, получив возможность принимать участие в работе структуры, которая принимает решения, судьбоносные для всего человечества, – это также стало важным этапом в развитии нашего государства. По инициативе Главы государства создана Ассамблея народа Казахстана и уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия. Принят патриотический акт «Мәңгілік Ел».

– Демократическое развитие Казахстана должно адекватно отвечать тем задачам, которые стоят в настоящее время перед страной. Реформы и те инициативы, которые озвучил Глава государства, способствуют системной работе и повышению ответственности всех ветвей власти. Обращение Президента дает импульс развитию нашего государства. Думаю, все представители нашего общества его поддержат, – подчеркнул Бактыкожа Измухамбетов.

Председатель Федерации профсоюзов РК Абельгази Кусаинов от имени членов профсоюзного движения Казахстана заявил о полной поддержке предлагаемой Президентом модернизации политической системы страны.

– Предстоящая конституционная реформа четко нацелена на повышение эффективности казахстанской системы управления. Существенным моментом является расширение конституционных прав и гарантий простых казахстанцев, – обратил внимание председатель Федерации профсоюзов.

Он отметил, что за годы независимости в Казахстане выстроена целостная, отвечающая всем международным подходам и условиям рыночной экономики многоуровневая модель государственного управления, но современные реалии диктуют необходимость трансформации политической системы нашего государства.

– За 25 лет независимости Казахстана, благодаря выверенному курсу Нурсултана Назарбаева, все три ветви власти развиваются адекватно достижениям и возможностям страны. Сделано довольно много достойных дел, но ни в коем случае нельзя впадать в головокружительную эйфорию от успехов. Проведя необходимые реформы, граждане смогут значительно активнее взаимодействовать с государством через механизмы «открытого правительства», обеспечивающие прозрачность принятия решений, усилится роль общественных советов при государственных органах, – отметил Абельгази Кусаинов.

Председатель Федерации профсоюзов обратил внимание, что масштабные идеи конституционной реформы, отвечающие современным вызовам, близки и возглавляемой им организации, которая приложит все усилия для их реального претворения в жизнь. Ведь результат этой работы – укрепление государственного устройства, дающего безусловные гарантии неизменности нашего конституционного строя.

О том, что реформа должна повысить ответственность представительной и исполнительной ветвей власти, говорил президент РОО «Общенациональное движение по противодействию коррупции «Жанару» Оралбай Абдыкаримов.

– В первую очередь должен сказать, что Нурсултан Абишевич всегда выполняет обещания, которые он дал народу. В свое время Президент говорил о том, что в будущем, с развитием нашего общества, будет идти постепенное распределение полномочий между ветвями власти. Сегодня мы свидетели того, как Глава государства исполнил это обещание, – отметил Оралбай Абдыкаримов.

Вместе с тем он обратил внимание на очень важный вопрос – насколько воспользуются перешедшими им полномочиями законодательные органы, Правительство? Оралбай Абдыкаримов напомнил, что в результате конституционной реформы в 2007 году у Парламента появились новые полномочия. В частности, депутаты были наделены правом выражать вотум недоверия Правительству в целом или отдельным министрам, но за 10 лет не было ни одного случая, чтобы Парламент воспользовался этим правом. То есть, как показала практика, не были востребованы даже те возможности, которые уже есть согласно действующей Конституции. Теперь же, когда в том числе Парламенту даются права гораздо большие, многое зависит от активности самих депутатов, от ведущей партийной фракции. Ответственность ветвей власти возрастает пропорционально возложенным на них полномочиям. Как говорится – кому многое дано, с того много и спросится.

Реформа, разумеется, потребует принятия соответствующих изменений в конституционные законы о Правительстве, о Парламенте и так далее. Говоря об этом, Оралбай Абдыкаримов призвал депутатов очень тщательно обсуждать эти законопроекты, не позволять спешке влиять на качество их рассмотрения и анализа.

Его призыв поддержал и первый зампред «Нур Отана». Мухтар Кул-Мухаммед вновь подчеркнул, что распределение полномочий усиливает ответственность ветвей власти. В том числе ответственность Правительства – за принимаемые программы, а Парламента – за принимаемые законы.

Беспрецедентный шаг

Говоря о деталях преобразований, обозначенных в обращении Президента, глава Казахстанского союза юристов Рахмет Мукашев подчеркнул, что передача полномочий идет по уникальному сценарию.

– Изучая, анализируя международный опыт, я не нашел ни одного прецедента, чтобы действующий Глава государства, тем более при условии сохранения президентской формы правления, делегировал в таком большом объеме свои полномочия другим ветвям власти, – констатировал он. – Считаю, что это очень прогрессивное решение.

Рахмет Мукашев напомнил, что работа над конституционной реформой в Казахстане продолжается постоянно с момента внесения изменений в Основной закон страны в 2011 году. Предложенные Президентом преобразования являются логическим продолжением этой работы.

– Рабочей группой, которая занимается подготовкой нормативно-правовой основы конституционных реформ, проводился анализ действующего законодательства, а также изучались возможные изменения и дополнения в нашу Конституцию, – рассказал руководитель Казахстанского союза юристов. – Было изучено порядка 300 действующих нормативно-правовых актов, в том числе 11 конституционных законов, а также 20 кодексов, проанализирован огромный массив законодательных актов.

В результате сформированы предполагаемые изменения Основного закона страны по трем направлениям. Первое направление предусматривает передачу полномочий Главы государства Правительству и Парламенту, и в первую очередь – Мажилису Парламента. Планируется передача около 40 полномочий, прописанных в действующей Конституции, органам законодательной и исполнительной власти.

– Реформы предусматривают, что государственные программы, которые раньше утверждались Президентом, а также программы социально-экономического развития на определенные периоды, которые утверждал Глава государства, теперь будут утверждаться Правительством, по согласованию с Мажилисом, – пояснил спикер. – Думаю, это очень большой шаг к повышению ответственности как Правительства, так и Парламента, которые в конечном счете будут отвечать за реализацию госпрограмм.

Второе направление реформ касается назначения и освобождения от должностей членов Правительства. Основная новелла: Правительство слагает свои полномочия только перед вновь избранным Мажилисом. Действующим же Основным законом предусмотрено, что Правительство слагает полномочия перед избранным Главой государства.

– Тем самым также повышается роль Мажилиса, – отмечает эксперт. – И здесь же важно отметить, что члены Правительства – министры будут назначаться Правительством по согласованию с Мажилисом. То есть профильные комитеты палаты будут обсуждать кандидатуры министров, давать свои заключения, Мажилис в целом будет давать согласие по той или иной кандидатуре, и затем назначение министра утверждается на заседании Правительства. Главой государства утверждается только две кандидатуры министров, входящих в состав Правительства, – министра иностранных дел и обороны.

Помимо этого, Рахмет Мукашев обратил внимание еще на одну важную реформу – изменений положения Конституции о полномочиях Президента принимать указы, имеющие силу законов.

– Эта норма есть в действующей Конституции, и она была эффективна на определенном этапе развития государства, – отметил глава Казахстанского союза юристов. – Это был важный позитивный элемент в государственном строительстве, который сыграл большую роль в проведении правовых, социальных и экономических реформ. Например, в транзитный период были приняты Указы Президента, имеющие силу законов, которые были крайне необходимы в связи с переходом к рыночным отношениям. Теперь же сделан вывод, что в таких полномочиях Главы государства больше нет необходимости, потому что Парламент и Правительство будут проводить работу по реформированию законодательства.

Согласно предложенным конституционным реформам, у Президента остается право законодательной инициативы, а также обращениям в Конституционный совет по тем или иным вопросам, связанным с принятыми нормативно-правовыми документами.

– Таким образом, Президент становится верховным арбитром между ветвями власти, – уточнил эксперт. – И эту деятельность верховного арбитра он будет осуществлять, обладая достаточными полномочиями, согласно Конституции. При этом вопросы внешней политики, национальной безопасности и обороноспособности страны остаются исключительной прерогативой Главы государства.

В рамках третьего направления реформ, как напомнил Рахмет Мукашев, предусматривается усиление роли Конституционного совета, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и ее подразделений на местах. При этом Верховный суд наделяется правом рассмотрения по своей подсудности уголовных дел. Кроме того, конкретизируется роль и место Генеральной прокуратуры.

Он также обратил внимание на то, что в своем обращении Глава государства предложил провести по указанным реформам всенародное обсуждение. Все предложения будут аккумулироваться и систематизироваться рабочей группой, которая по итогам анализа этих предложений подготовит доклад Главе государства. И далее, как четко обозначено в обращении Президента, изменения и дополнения в законодательство Парламент рассмотрит в течение текущей сессии.

Роль гражданского общества

Представители неправительственного сектора, принявшие участие в заседании, в свою очередь выделили два ключевых компонента в предложенных Президентом реформах, – рост значимости гражданского общества и пропорциональное увеличение ответственности.

– Сегодня создано большое количество общественных советов при министерствах, при акимах, то есть представители гражданского общества могут реально принимать участие в решении тех или иных вопросов в масштабах страны, – отметил президент Гражданского альянса Казахстана Нурлан Еримбетов. — И благодаря реформам, предложенным Президентом, число людей, которые могут повлиять на будущее страны, существенно расширяется.

Президент Ассоциации деловых женщин Казахстана, член политсовета партии «Нур Отан» Раушан Сарсембаева в контексте повышения роли гражданского общества сделала акцент на гендерных вопросах. Так, по ее словам, с первых дней независимости Казахстана Глава государства уделяет особое внимание роли женщин, благодаря чему в стране созданы все возможности для самореализации представительниц прекрасного пола в политике, бизнесе и многих других сферах жизни общества.

– Представительство женщин в Парламенте постоянно увеличивается и уже достигло 27,1% в Мажилисе Парламента, растет и доля женщин-депутатов в маслихатах всех уровней республики, где они занимают 22,2%, – отметила она.

Кроме того, по ее словам, в Казахстане за последние 10 лет снижен уровень безработицы среди представительниц прекрасного пола в 1,6 раза, доля женщин в бизнесе увеличена до 50%, сокращен гендерный разрыв в заработной плате до 67%. В результате Казахстан по уровню гендерного равенства занимает 51-е место среди 144 стран мира в рейтинге Всемирного экономического форума.

– В свою очередь, женщины доказали, что они являются надежными проводниками всех инициатив Главы государства, активно включаются во все реформы, проводимые в стране, внося собственную лепту в строительство нашей государственности, – подчеркнула Раушан Сарсембаева. – В этот исторический момент, когда Президент объявил о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти, мы, женщины, поддерживаем предстоящую реформу, так как она призвана построить более эффективную и устойчивую систему управления страной на благо всех казахстанцев.

В поддержку предложенных Главой государства реформ выступил и депутат Мажилиса Парламента от АНК, руководитель ОО «Рада украинцев Казахстана» Юрий Тимощенко.

– Институт АНК – результат последовательной реализации государственного курса Лидера нации на социально-политическую модернизацию, формирование уникальной модели межэтнического и межконфессионального согласия, незыблемых основ казахстанской государственности, – напомнил депутат. – Конституционная реформа 2007 года закрепила Ассамблею в качестве конституционного органа. Казахстанским этносам обеспечено гарантированное парламентское представительство в количестве 9 депутатов Мажилиса Парламента. И в этом контексте инициатива Главы государства по усилению роли Парламента, повышению ответственности Правительства означает дополнительный мощный резерв обеспечения стабильности и мира в Казахстане.

Таким образом, Общенациональная коалиция демократических сил «Казахстан-2050» выступила в поддержку предложенного Главой государства плана по модернизации системы государственного управления. Поддержка реформ и призыв для всех казахстанцев подключиться к их обсуждению отражены в итоговом обращении ОКДС, принятом по итогам заседания.

Автор:

Юлия Магер, Анастасия Прилепская

Развитие торговли Казахстана в 18 веке