Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегии экономического
развития Республики Казахстан
1.1 Экономическая политика в Казахстане
1.2 Проблемы обеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы «Казахстан 2030»
1.3 К устойчивому развитию в рамках послания Президента к народу Казахстана 2007 года
Обзор макроэкономических показателей экономического
роста Республики Казахстан
Перспективы обеспечения устойчивого экономического
роста Казахстана
Заключение
Список литературы
Введение
Выйдя из Союза, Казахстан унаследовал монополизированную, милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на началах приоритетности производства социально значимой продукции.
Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенно изменяться в пользу первого, но все таки предстоит длительный период их сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями будет неизбежен в течение довольно долгого срока.
Хотя попытки смоделировать новую парадигму казахстанской экономики на основе смешанной экономики и социально ориентированного рыночного хозяйства можно признать некоторым нарушением классического подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояние постсоциалистической экономики никогда не переживали. Наши же соседи по бывшему социалистическому содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантные способы переустройства экономики, что предлагаемый вариант представляется чуть ли не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения модели экономического развития являются настолько динамичными и быстротрансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости весьма отдаленно напоминают исходное состояние.
Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практики рынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду прежде всего так называемый социально ориентированный рынок. Представляется, что “под крышей” этого определения уже сегодня успешно уживаются модифицированные неолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика.
Именно социально ориентированный рынок сможет, с одной стороны, “удержать” казахстанскую экономику в русле общецивилизационных закономерностей рынка, а с другой — оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.
За эти годы проведены коренные преобразования в экономике, обеспечившие становление рыночных отношений и последовательную интеграцию страны в мировую экономику. Казахстан стал одним из лидеров в СНГ и Восточной Европе по привлечению иностранных инвестиций. Идет процесс реформирования социальной сферы, осуществлена пенсионная реформа.
Республика располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом.
В настоящее время выпуск промышленной продукции осуществляют более 2700 предприятий, где трудится 812 тысяч человек, или около трети всех занятых в сфере материального производства.
К числу ведущих отраслей промышленности относятся цветная и черная металлургия. Благодаря своему высокому уровню качества пользуются спросом и конкурентоспособны на мировом рынке казахстанская медь, свинец, цинк и кадмий.
Казахстан является крупным топливно-энергетическим регионом. Развитие электроэнергетической отрасли предусматривает достижение в ближайшие 5-10 лет экономически обоснованного уровня энергетической независимости Казахстана и опережающего развития собственных генерирующих мощностей.
По запасам нефти Казахстан опережает многие нефтедобывающие страны. В республике сейчас имеются 172 нефтяных, 42 конденсатных и 94 газовых месторождения с разведанными извлекаемыми запасами нефти и кондентсата 2,8 млрд. тонн, газа — 1,9 трлн. кубических метров.
Ускорение развития нефте — и газопроводных систем с целью обеспечения республиканских нефтеперерабатывающих заводов казахстанской нефтью, крупных промышленных и административных центров газом, строительство экспортных нефтепроводов для создания возможности экспорта казахстанской нефти на мировой рынок позволит увеличить производство нефти с 20 млн. тонн в 1995 году до почти 40 млн. тонн в 2003 году и 120-170 млн. тонн в 2014 году.
Рост объемов производства наблюдается в 7 регионах республики: Западно-Казахстанской (106,6%), Карагандинской (106,5%), Мангистауской (102,9%), Кызылординской (102,1%), Южно-Казахстанской (101,4%), Атырауской (101,1%), областях и г. Алматы (100,1%).
В переработке сельскохозяйственных продуктов обеспечен рост производства мясных консервов (в 6,4 раза), мяса птицы (в 3,4 раза), масла растительного (в 2,1 раза), фруктовых и овощных соков (в 1,7 раза), сыра и творога (в 1,4 раза), молока и сливок (на 14,5%), кондитерских изделий (на 10,6%), сливочного масла (на 9,2%), маргарина (на 6,8%), минеральной воды (на 3,1%).
В текстильной и швейной промышленности в этот же период возросло производство шерстяной пряжи (в 4,9 раза), предметов одежды из меха (в1,5 раза).
В химической промышленности возобновлен выпуск кислоты фосфорной, полимеров стирола, увеличено производство фосфорных (в 2 раза) и азотных (в 1,2 раза) удобрений, лаков и красок (в 1,2 раза).
В строительной индустрии обеспечен рост производства кирпича — в 2 раза, камня для строительства — в 1,6 раза, стеклотекстолита — в 1,4 раза, труб асбестовых — в 1,2 раза.
В металлургической промышленности и обработке металлов произошел рост производства ферросплавов на 34,2%, слитков из нержавеющей стали на 29,7%, чугуна на 19%, плоского проката из железа и стали на 5,9%.
В цветной металлургии увеличен выпуск сплавов на основе меди и олова в 1,9 раза, свинца необработанного на 17,1%, аффинированной меди на 5,7%, черновой меди на 3,4% цинка на 4,8%.
В производстве машин и оборудования увеличился выпуск жаток рядковых в 3,4 раза, огнетушителей в 1,4 раза.
В производстве электрического и электронного оборудования наблюдается рост производства электродвигателей малой мощности в 3,5 раза, электрических аккумуляторов в 1,6 раза, светильников и осветительных устройств в 1,3 раза.
Целью данной работы является анализ стратегии экономического развития Казахстана как суверенного государства.
Структура работы составлена в соответствии с поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
В ходе написания работы использовались нормативные акты РК, статистические данные, работы зарубежных и отечественных авторов, специальные исследования в данной области.
Глава 1. Теоретические основы стратегии экономического
развития Республики Казахстан
1.1 Экономическая политика в Казахстане
Системные экономические преобразования в Казахстане за годы независимости можно объединить в несколько этапов.
Первый этап охватывает период с 1992г. по ноябрь 1993г. — начало коренной трансформации экономических отношений в условиях отсутствия собственной валюты. Экономика республики в этот период во многом зависела от решений, принимаемых в России, Правительство Казахстана практически не имело рычагов влияния на макроэкономическую политику. Высоких темпов достигла инфляция. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составлял в конце 1992г. 3060%, 1993г. — 2265%.
Второй этап рыночных преобразований в стране начался с введения в ноябре 1993г. национальной валюты и формирования собственной макроэкономической политики. Он характеризовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры. В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации, довести индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) до 1258% в 1994г. 160,3% — в 1995г. и 128,7% — в 1996г. относительно укрепить валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и несколько оживить производство в ряде экспортоориентированных отраслей промышленности.
Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер на основе ключевых системных преобразований. К их числу можно отнести следующие.
Было осуществлено сокращение форм государственной регламентации хозяйственной жизни наряду со все более расширившимся использованием рыночных регуляторов социально-экономических процессов, либерализацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно стабильного валютного режима, развитием биржевой торговли. Началась практическая реализация принципов свободного ценообразования с использованием механизма государственного регулирования по весьма ограниченному кругу продукции, работ и услуг.
Изменилась общая экономическая среда, начали создаваться условия для развития рыночно ориентированных хозяйственных структур, становления и расширения основ многоукладной экономики, формирования эффективных и ответственных собственников, путем проведения широкомасштабной приватизации. Также происходило развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, в республике формировалась среда здоровой рыночной конкуренции.
За короткий срок в экономике республики сформировалась основа рыночной инфраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшении коммерческих рисков. Расширялось и совершенствовалось законодательство, регулирующее отношения на рынках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных и других институтов рыночной экономики обусловило соответствующие сдвиги в структуре производства валового внутреннего продукта (ВВП) страны, где последовательно рос удельный вес стоимости услуг.
Трансформация экономической системы позволила в достаточно короткий срок сбалансировать спрос и предложение и достигнуть определенного равновесия на потребительском рынке. На рынке товаров потребительского назначения обеспечено необходимое насыщение.
Успехом завершились предпринятые государством меры по достижению финансовой стабилизации, что нашло отражение в снижении темпов инфляции и процентных ставок финансового рынка (в течение 1995г. ставка рефинансирования Национального банка снизилась в 3 раза, составив к концу года 52,5%), динамично увеличивались золотовалютные резервы государства, продемонстрировал относительную устойчивость курс национальной валюты. Положительные тенденции развития экономики нашли отражение в показателях сальдо внешнеторгового оборота и дефицита государственного бюджета, финансирование которого стало осуществляться неинфляционными методами. Наметились тенденции стабилизации производства в ряде отраслей промышленности.
Второй этап реформирования экономики, ввиду осуществленных коренных институциональных преобразований, заложил основу для стабилизации и формирования положительных тенденций в развитии социально-экономических процессов национальной экономики.
Третий этап экономических преобразований (1998-2003гг.) характеризуется относительной стабильностью положительной динамики основных макроэкономических показателей (увеличение ВВП, объемов промышленного производства, инвестиций). В то же время мировой и российский финансовый кризис 1998-1999гг. оказал негативное влияние на поступательное развитие экономики Казахстана. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстанскую продукцию в 1999г. было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002г. национальная валюта подверглась существенной девальвации. Со всей очевидностью проявилась зависимость экономики республики от колебаний цен на мировых товарно-сырьевых рынках и экономической ситуации в других государствах. Актуализировались проблемы развития обрабатывающей промышленности, поддержки отечественных товаропроизводителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных на преодоление сырьевой ориентации хозяйственного комплекса.
Решение данных проблем нашло свое выражение в существенном углублении институциональных преобразований на третьем этапе реформ. Значительно расширилась нормативно-правовая база экономических процессов, был принят ряд программных документов, способствующих развитию наиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по приближению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывшего СССР, стали осуществляться структурные преобразования отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сфер экономики:
— создание принципиально новой пенсионной системы, ориентированной на персонализацию пенсионных средств граждан в системе накопительных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;
— переход на рыночные механизмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оплатой потребителями стоимости услуг, наряду с совершенствованием системы государственной поддержки малообеспеченных граждан;
— внедрение рыночных механизмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;
совершенствование процессов приватизации и управления государственной собственностью;
— принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и развитию импортозамещения, что позволило начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;
— углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление отечественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (создание фонда гарантирования вкладов в банках второго уровня, реформы на страховом рынке);
— решение о формировании Национального фонда Республики Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков;
— создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования инвестиционных проектов;
— принятие нового Налогового кодекса, который формирует налоговую систему, направленную на стимулирование отечественных производителей и оживление экономики.
1.2 Проблемы обеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы «Казахстан 2030»
Работа Президента нашей страны Н. А. Назарбаева «Казахстан 2030» опубликованная в октябре 1997 года вызвала большой резонанс в нашем обществе.
В Послании были даны наметки научного анализа реальных шагов углубления рыночных преобразований с учетом того, что исторически Казахстан является сердцевиной Евразийского континента. Нам предоставлена судьбой задач огромной важности — возродить древнее государство казахов тесном содружестве со всеми представителями наций народностей, населяющих территорию Казахстана, и использовать геополитические позиции Казахстана для динамичного экономического роста, духовного возрождения народа.
В Послании Главы государства отмечены не только целесообразность средства достижения ближайших задач, но и конкретно указаний стратегические направления развития Казахстана на будущее столетие. Нам представляется, что, консолидируя все группы населения Казахстана в определении общественного сознания практической деятельности по выполнению стратегических планов развития цивилизованного общества по пути рыночных преобразований, в Послании определены основные идеи направления, пути и средства их достижения. В этой связи перед творческой интеллигенцией Казахстана стоят огромные задачи подготовке кадров и переподготовке профессиональных специалистов на основе мировых стандартов образования. Для этого в Казахстане есть богатейший экономический потенциал и, прежде всего, научно-техническая интеллигенция и кадры рабочих.
Среди идей Послания хотелось бы отметить и проблему государственного управления рыночными преобразованиями Общеизвестно, что успехи всяких реформ в конечном итоге решаются сформированной системой кадров управления (менеджеров) и институциональных звеньев государственного управления. В этом смысле в Президентском Послании отмечены пути рационализации Государственного управления, достижения сбалансированности всех ветвей власти. Исходя из идеи народовластия и государственности Казахстана и в Президентском Послании намечены контуры дальнейшего укрепления правовым основ, ответственности государственных органов перед народом.
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев выделяет следующие долгосрочные приоритеты:
Национальная безопасность.
Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.
Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетии.
Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиции и внутренних сбережений.
Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.
4 Здоровье. образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.
5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.
7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.
Для каждого из этих долгосрочных приоритетов мы должны разработать и последовательно реализовывать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех-, а затем пятилетних планах,
Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.
1.3 К устойчивому развитию в рамках послания Президента к народу Казахстана 2007 года
Дальнейшее развитие рыночной инфрастуктуры в Казахстане будет тесно связано с реализаций послания президента Н. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2030» на Новом этапе развития Казахстана» от 2007 года.
Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, по мнению Президента мы должны решить десять главных задач.
Первая задача — не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять её ростом.
Нам потребуется выработка и реализация целостной стратегии для обеспечения устойчивого характера конкурентоспособности экономики, а также жёсткий контроль её исполнения. Эта стратегия должна исходить из конкретных конкурентных преимуществ отдельных секторов и производств нашей экономики и учитывать тенденции мирового развития и конъюнктуры внешних рынков.
Вторая задача — достичь качественно новых успехов в региональной экономике и обеспечить полноправное участие в глобальной экономике.
Нам нужно иметь программу-минимум и программу-максимум по поиску и освоению реальных казахстанских “ниш” в системе мирового хозяйства, участию в крупных передовых проектах с зарубежными партнёрами, а также — всесторонней и ответственной поддержки участников нашей экономики, в том числе, через оказание им качественных инфраструктурных услуг.
При этом основное внимание надо сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов.
Экономическая интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остаётся главным ориентиром в торговле.
Третья задача — повысить эффективность добывающего сектора. Мы намерены и далее проводить ответственную и взаимовыгодную энергетическую политику.
Четвёртая задача — особенно важно обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификацию экономики. У Правительства должна быть своя генеральная стратегия реализации “прорывных” инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики.
Настала пора с учётом новых экономических условий и приоритетов оценить эффективность реализации Стратегии индустриально-инновационного развития.
Пятая задача — развивать современную инфраструктуру в соответствии с нашей новой ролью в региональной и глобальной экономике. Мы должны отчётливо представлять перспективы развития стратегической инфраструктуры и существенно повысить качество управления в этой сфере, учитывая, в первую очередь, конкурентность наших отечественных компаний — потребителей инфраструктурных услуг, а также интересы нашей международной экономической интеграции.
Шестая задача — современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ “умной экономики”, использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики.
Седьмая задача — адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах.
Восьмая задача — модернизация политической системы в соответствии с логикой нового этапа нашего развития.
В 2007 году мы приступаем к реализации дальнейших системных демократических реформ. Госкомиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ, обобщив рекомендации политических партий, общественных объединений, экспертов, мнения граждан страны, подготовила конкретные предложения по дальнейшим политическим преобразованиям в государстве.
Важно, что эти предложения не являются копированием чужого опыта или абстрактных теорий. Они учитывают потребности нашего общества, казахстанские реалии. У нас формируется своя модель политических реформ, свой “казахстанский путь” политического транзита. Его особенности и характерные черты – сохранение президентской формы правления, поэтапность реформ, сбалансированность принимаемых решений, общенациональный диалог и консолидация основных политических сил.
Девятая задача — ускоренное проведение административной реформы с учётом международной практики.
Мы выстраиваем качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчётности обществу.
Десятая задача — продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в центрально-азиатском регионе и в мировом сообществе.
Сегодня мы сотрудничаем с другими странами в решении широкого круга актуальных проблем. Это и обеспечение энергетической безопасности, и решение жизненно важных социально-экономических вопросов, и борьба с терроризмом, и борьба с эпидемиями и экологическими бедствиями1.
Глава 2. Экономический рост как основа экономической стратегии Республики Казахстан
Обзор макроэкономических показателей экономического роста Республики Казахстан
В 2006 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2006 году экономика развивалась более ускоренными темпами, чем в 2005 году.
Нет сомнений, в последние годы в Казахстане сложились исключительно хорошие экономические условия. Республику признают одним из лидеров по макроэкономическим параметрам роста не только среди государств СНГ, но и среди стран, в которых осуществляется системная трансформация экономических систем.
Действительно, ВВП в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 9,4%, а кумулятивный экономический рост, произошедший после финансового кризиса 1998 года, составил 63,9% (дигр. 1, табл. 1).
Диаграмма 1. Динамика ВВП в Казахстане, 1990-2006 гг.2
По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, в 2006 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2005 годом увеличилось на 10,6%.
Таблица 1. Макроэкономические параметры развития Казахстана, 2002-2006 гг.3