Развитие литературы после Октябрьской революции было сложным и противоречивым. Ведь познание глубинных законов искусства, как показывает история, процесс нелегкий. В труднейших условиях классовых столкновений, переустройства всех областей жизни общества молодым деятелям национальной культуры не просто было определиться. Тем не менее, страстное желание служить народу и вековые традиции поэтического искусства оставались всегда. Вспомните положение русской литературы 20-х — 30-х гг. XX в. там было немало противоречий, заблуждений, трудных поисков путей прогресса. Нечто близкое наблюдается и в Казахстане.
Переломная эпоха — время напряженнейших исканий. Деятели национальной культуры обратили свои взоры не только к многовековой традиции родной литературы, но и русской. Большинство поэтов и писателей восприняли Октябрьскую революцию как осуществление вековой мечты народа о счастливом обществе. Романтическое восприятие действительности привело к написанию многочисленных панегирических произведений (С. Сейфуллин, Б. Майлин, С. Муканов и другие). Истинные противоречия и сложности жизни наиболее верное воспроизведение получили в творчестве М. Ауэзова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова и других.
Бесспорный факт, что многонациональная литература и искусство на одной шестой части суши активно формировали оптимистическое отношение к действительности. Пожалуй, преобладающая часть поэзии С. Сейфуллина, пронизанная верой в будущее, зазвучала в приподнято-романтическом ключе:
Азамат, не склоняйся, воспрянь.
Рука об руку с братьями встань.
За свободу и равенство мы
С красным стягом пойдем против тьмы.
(«Марсельеза казахской молодежи».)
Это было поколение эпохи «бурь и тревог», эти люди жили верой в свою созидающую миссию. И тут историческая память подсказывает аналогию: нечто подобное уже было (быть может, не раз) — вера, а затем крушение идеалов «свободы, равенства и братства» (например, идеи, выдвинутые великими французскими просветителями, идеологами революции конца XVIII века). Однако немало произведений той эпохи живут (например, «Девяносто третий» В. Гюго), служат источником познания, с интересом читаются, а отдельные герои служат примером для подражения. Все дело в том, как рассматривать эти произведения — с точки зрения агитационно-публицистической или нравственно-духовной.
Как бы там ни было, а формирование многожанровой современной казахской литературы началось именно в этот период, на заре века. Были написаны первые национальные драмы («Енлик-Кебек», «Карагоз» М. Ауэзова, «На пути счастья», «Красные соколы» С. Сейфуллина, пьесы Ж. Аймауытова, Б. Майлина и другие).
С. Сейфуллин создает свой известный мемуарный роман «Тернистый путь», свой первый роман пишет С. Муканов — «Сын бая» (впоследствии переработанный и названный «Светлая любовь»). Появляются романы Ж. Аймауытова «Карткожа» и «Акбилек». Большую часть произведений («Коммунистка Раушан», «Волостная Культай», «Клятва Зейнеп») Б. Майлина можно назвать своеобразной «летописью жизни казахского аула двадцатых годов нашего столетия» (М. Ауэзов).
Рассказы и повести М. Ауэзова («Выстрел на перевале», «Притеснение», «Серый лютый», «Красавица в трауре», «Судьба беззащитной» и др.) отличались подлинным реализмом. Зачитывалась молодежь двадцатых годов и романами Жусупбека Аймауытова.
Сегодня возвращено наследие и таких выдающихся мастеров литературы, творчество которых пришлось на тот период, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Мыржакып Дулатов.
В начале 30-х годов в Казахстане еще продолжали существовать различные творческие группировки. Развитие литературы переросло возможности КазАПП (Казахская ассоциация пролетарских писателей). В июне 1934 года состоялся первый съезд писателей Казахстана, официально объединивший творческие силы.
В 30-е годы продолжается развитие всех жанров литературы. Прекрасные поэмы «Степь», «Кюйши», «Кулагер» вышли из-под пера Ильяса Жансугурова; расцвета достигает творческий лирический дар Магжана Жумабаева и Сакена Сейфуллина.
С рядом психологически достоверных рассказов выступил Беимбет Майлин. Его повести и рассказы аульного цикла, роман «Азамат Азаматович» характеризуются богатством красок бытового колорита. Событием стал роман «Ботагоз» (1938) Сабита Муканова. Эпическая широта и галерея привлекательных героев на долгие годы определили успех этой книги, в которой прослеживается ряд важных художественно-эстетических принципов. Ботагоз, Аскар, Амантай — носители новых общественных идеалов — проходят через многие трудности осознания социальных пороков. Становление их характеров происходит в реальной борьбе со злом. Сочный язык, богатство жизненных наблюдений, яркий бытовой фон, коллизии самой жизни — важные достоинства романа. «Ботагоз» как бы подытоживает развитие национальной прозы 20-х и 30-х годов XX века.
Серьезные сдвиги происходят в это время в развитии литературоведения и художественной критики. Появляются значительные исследования по фольклор М Ауэзов), по истории литературы (С. Сейфуллин, С. Муканов), появляются новые переводы из Пушкина, Лермонтова. Гоголя, Чехова.
Последнее обновление 13.07.14 09:39