Тема урока: Культура Казахстана в 14-15 веках.
Цель урока: Формирование представления о духовной и материальной культуре
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с особенностями развития материальной культуры в XIV — первой половине XV вв. на территории Казахстана. Дать сведения
о духовной культуре казахского народа и ее роли в сохранении исторической памяти народа. Показать на сколько разнообразно музыкальное искусство дошедшее до наших времён. Рассказать учащимся о традиционных верованиях и религиозных представлениях казахского народа в позднее средневековье.
Развивающая: В ходе рассказа о культуре народов, проживающих на территории Казахстана в средние века, развивать познавательный интерес учащихся к уроку,
стремление к совершенствованию знаний, способности самостоятельно формулировать свои мысли, уметь их сопоставлять и делать выводы.
Воспитательная: Научить ценить культурные достижения, культурные ценности. Воспитывать уважительное отношение к богатому наследию материальной и духовной культуры.
Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, музыкальные инструменты, религиозные верования, ислам, шаманство и другие.
Тип урока: Комбинированный, интегрированный.
Методы:
- Метод изложения учителя: проблемно-диалогический, монологический Метод организации самостоятельной работы: эвристический (частично-поисковый)
Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, музыкальное искусство, религиозные верования.
Оборудование: мультимедийная доска, карта Казахстана в XVI-XVII вв. наглядности, раздаточный материал, технологические карты.
Ход урока
1. Мотивационно-побудительный:
— Приветствие!
— Сообщение темы и цели урока.
— Какие ассациации у вас возникают со словом культура?
План:
1. Общая характеристика культуры
2. Материальная культура
3. Духовная культура
4. Музыкальное искусство
5. Религиозные верования
Упражнение «Восточный базар».
Цель: эмоциональный и физический «разогрев», знакомство и включение в ситуацию; упражнение позволяет подойти непосредственно к теме
продаж. Хороший и применимый энерджайзер. Сейчас мы сделаем упражнение, которое позволит вам лучше узнать друг друга Упражнение называется «Восточный базар». Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «восточный базар»? (участники называют несколько ассоциаций)
Замечательно! Так вот, примерно на такой базар мы сейчас с вами и попадем. Я прошу каждого взять лист бумаги и разорвать его на четыре (4) равные части, напишите на них свою фамилию и имя, и сложите их коробку (шляпу, любую емкость, где их можно было бы перемешать). Тренер перемешивает листочки внутри коробки и предлагает участникам взять оттуда четыре произвольных листочка. Когда листочки окажутся на руках у участников они увидят на них имена и фамилии других участников тренинга(возможно несколько будет и со своим именем и фамилией).
Задача участников за минимум времени найти листочки со своим именем и фамилией. Можете действовать любыми способами, главное – в
итоге заполучить свои четыре листка. На выполнение 5 минут. Есть какие-нибудь вопросы? Итак, начали.
Класс делиться на группы и каждая группа работает над своей темой и создают кластер. Спикер защищает кластер.
1 группа: Материальная культура
2 группа: Духовная культура
3 группа: Музыкальное искусство.
4 группа: Архитектура.
Учитель истории делает вывод:
- во-первых, культура в переводе с латинского — обозначает возделывание, воспитание, почитание), т. е. развитие и сохранение главных ценностей. во-вторых, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений человека («культурный человек») в-третьих, культура является маркером и основой обществ, наций, стран, и цивилизаций.
Учитель на доске пишет слово «Культура», ученики должны в тетради и на доске написать
2. Материальная культура
Далее познакомить учащихся с развитием материальной культуры.
Учитель: Материальная культура каждого народа тесно связана с его хозяйством. В 14-15 вв. в хозяйстве казахских ханств, преобладало скотоводство. Поэтому
материальные блага на территории Казахстана создавались преимущественно с использованием животноводческого сырья.
Однако различие видов хозяйств на огромной территории Казахстана привело к появлению некоторых особенностей развития культуры. Покажете на карте региональное разделение хозяйственной деятельности?
Ученик: На юге и юго-востоке развивалось оседлое и полуоседлое скотоводство, в западных и центральных регионах — кочевое скотоводство. На юге Казахстана
одновременно со скотоводством развивалось и земледелие.
Учитель: Преобладающая роль кочевого скотоводства вызвала необходимость переносных жилищ — юрт, приспособленных к кочевой жизни. Поэтому современная юрта считается конечным продуктом, развивающиеся, испокон веков материальной культуры Казахстана.
Выход в интернет: найдите описание казахской юрты, куйме, одежда.
Учитель: По сведениям письменных источников 13 века помимо юрт существовали и передвижные жилища — куйме, поставленные на повозки. Их перевозили один или
несколько быков или верблюдов. В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились постоянные жилища.
Одежда средневекового населения в основном изготовлялась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Из шкур шили верхнюю одежду, а из шерсти вязали рубашки, платья и белье. В позднее средневековье одежда уже шилась из тканей разных видов и цветов, связано это было с прохождением через казахские земли Великого Шелкового пути.
Какую возможность для развития материальной культуры давало пролегание Великого Шелкового пути через территорию Казахстана?
Ученики: Они обменивали свою продукцию на металлические деньги или различные товары Запада и Востока.
Учитель: Одним из основных показателей Материальной культуры является пища. Основной едой скотоводов были продукты животноводческого производства.
Ученики: Мясо, молоко, из молока получали масло, готовили курт, кумыс, кислый молочный напиток — айран.
Учитель: Вместе с тем блюда готовили также из муки, проса, ячменя и пшеницы. Какие блюда национальной кухни казахов вы знаете?
Ученики: Беспармак, наурыз-коже, бауырсаки, куырдак, плов, манты .
Учитель: Любое хозяйство немыслимо без изделий ремесленного производства. Назовите предметы, которые использовались в хозяйстве средневековых скотоводов и земледельцев.
Ученики: Это конские сбруи, куруки (длинные шесты для ловли лошадей), арканы, привязи: жели (для лошадей), когены (для овец и коз), кисены (железные путы). Для обработки земли земледельцы применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты. Для получения муки использовали водяные и ручные мельницы, для перемалывания просо — ступку.
Учитель: А, какими видами оружия население пользовалось во время войны и для охраны дома?
Ученики: Лук со стрелами, копье, сабля, шокпар (дубина с утолщенным концом).
Таким образом, в ХШ – начале XV вв. развитие материальной культуры казахских племен получило продолжение и новый импульс в виде появление оседлых поселений, предмет быта.
На столе у каждой группы лежат технологические карты с заданиями, раздаточный тематический материал и наглядности.
Выступление учащихся по группам.
Cказки, пословицы и поговорки, эпические поэмы и сказания «Кодекс Куманикус», «Огузнаме», поэмы «Мухаббатнаме», узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин» кыпчака Кутба«, «Жусуп и Залиха» Дурбека
Учитель: Широко популярной среди народа была и инструментальная музыка.
Вопрос. Какую музыку называют инструментальной. Ответы детей.
Вопрос. Сколько групп казахских музыкальных инструментов и какие музыкальные инструменты Вы знаете?
Ученики: отвечают (после ответов открываются слайды с правильными ответами)
Учитель: инструментальная музыка была разнообразной по тематике и содержанию. В народе сохранились инструментальные произведения, которые были созданы еще в эпоху Золотой Орды, передающие настроение человека,- кюи «Ескендир», «Камбар — батыр», «Шора батыр» и др.
Кюи-легенды: «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Сагыныш» («Тоска»), «Ел айырылган» («Разъединение народа»).
Один кюй-легенду мы послушаем. (Слушание «Аксак кулан» («Хромой кулан»)).
Учитель: вернемся к вашим карточкам. Заполните последнюю графу «Что я узнал о музыкальном искусстве Казахстана в xІv — первой половине xvвеков».
5. Религиозные верования
Рассказать учащимся о религиозных верованиях позднего средневековья
Учитель рассказывает учащиеся заполняют схему информацией которую получат от учителя.
Учитель: Религиозные представления 14-начала 15 веков отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система — тенгрианство, получившая в это время очертания шаманизма. В то же время все более широкое развитие получают новые
религии — христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие.
Хотя в Казахстане исламская религия начала распространятся с 8 века, до 12 века она еще не была господствующей. Такое мнение высказывал великий казахский ученый Шокан Валиханов в своей статье «Исламская религия». Постепенно мусульманское вероучение стало господствующим среди представителей кочевой знати.
В 15 веке при Узбек хане и могульском хане Тоглук-Тимуре ислам стал широко и повсеместно распространяться среди народа. Ханы окружили себя теологами — учеными-богословами, и способствовали строительству мечетей и медресе.
Другой, и основной причиной быстрого распространения ислама на территории Казахстана было то, что эта религия была софистского, т. е. мистического толка.
И многие ее каноны и обряды были близки верованиям шаманства, которые тогда были еще распространены среди тюрков.
С 14-15 веков элементы ислама и шаманизма стали сосуществовали параллельно. Христианство за эти два столетия было практически вытеснено, в основном путем насильственного принятия христианами того времени исламского вероисповедания. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо). Это не противоречило исламскому мировоззрению почитания единого бога — Аллаха.
Таким образом, в 14-15 веках на территории Казахстана в основном сосуществовали две религии — ислам и шаманство, переплетенные в дальнейшем и образовавшие некий симбиоз оригинальной центральноазиатской религии.
Итоги урока: Развитие культуры напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности.
Рефлексия: Проводиться с помощью мяча ученики обмениваются своими знаниями, полученные в ходе урока бросая мяч друг другу со словами «Я сегодня узнал что. ».
1. Найди соотношение
Уйше жилище на повозке
Тымак летний головной убор
Шокпар мастер изготовитель юрт
Бойтумар головной убор из мерлушки
Калпак оберег от сглаза
Куйме дубина с утолщенным концом
2. Найди потерянные слова.