В XVII веке Казахское ханство было раздробленной страной. Три жуза обособлялись друг от друга. Сепаратизм многочисленных султанов, сказывавшийся на уровне жизни населения, всячески разжигался джунгарскими и бухарскими феодалами. Одним из главных внутриполитических конкурентов Есима, правившего с 1598 по 1628 годы, стал султан Турсун. Это соперничество продолжалось долгие годы и завершилось смертью Турсуна от руки Есимхана. Но и сам Есим умер в 1628 году.
Тяжелое время настало после смерти Есимхана. Участились набеги джунгар, которые все более настойчиво продвигались в Жетысу. Джунгары, жившие на территории западной Монголии, состояли из четырех крупных племен: хошоут, торгоут, дэрбет и чорос. В 1635 году у них образовалось централизованное государство. Поскольку оно было кочевым, стабильное развитие обеспечивалось только за счет постоянных захватов новых земель. Джунгары не могли двигаться на юг, где Китай прочно оборонял свои границы. Наиболее схожие, благоприятные условия для многочисленных джунгарских стад были в Казахстане.
В 1680 году на престол взошел внук Есима, сын Жангира Тауке (1680-1715), при котором произошли значительные изменения во внутренней и внешней политике. Время его правления вошло в историю казахов как «золотой век», а известный русский востоковед А. И.Левшин называл его «Ликургом» и «Драконтом» казахского народа. В области внешней политики отмечается стремление Тауке обезопасить границы, сдержать напор джунгар. В 1686-1693 годах Тауке неоднократно отправлял посольства в Россию в поисках военной помощи, активно способствовал освобождению из плена русских подданных. Несмотря на значительную оппозицию сближению с Россией, Тауке понимал, что Русь может оказать реальную военную помощь в борьбе с джунгарами.
Пожалуй, самым главным во внутренней политике был перенос точки опоры хана с султанства, раздираемого борьбой за власть, на бийство. Бии стали играть важную роль в принятии государственных решений, в их руках сосредоточились судебные функции. Именно с усилением роли биев связано предпринятое ханом Тауке сведение воедино норм обычного права. В урочище Коль-тобе Тауке собрал наиболее авторитетных биев родов и племен, наиболее известными из которых были Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего и Айтеке би из Младшего. Новый кодекс получил название «Жеты жаргы» — «Семь установлений». Кодекс содержал нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского права, положения о религии, налогах.