Переход от гражданской войны к мировой жизни совершается в очень сложной международной и внутренней обстановке.
Ликвидация многоукладности в экономике и фактическое огосударствление всех сфер жизни позволили и В. Сталину заявить о победе Социализма в СССР.
Общественно-политическая жизнь республики изменилась в худшую сторону и приняла особенно жестокую линию с приходом Ф. И. Голощёкина, направленного в сентябре 1925 года на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП (б). Ф. И. Голощекин был избран в состав крайкома и его секретарем методом кооптации. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане также связано с именем Ф. Голощекина. Профессиональный революционер, Ф. Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил, что советской власти в ауле нет, а есть господство бая. Вскоре он провозгласил свою главную идею: « Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись с «Малым Октябрем». Экономические условия в ауле надо изменить. Нужно помочь бедноте в классовой борьбе против бая, и если это гражданская война, мы за нее».
Во второй половине 20-х годов общественно-политическая ситуация в Казахстане круто изменилась. Решение V краевой партконференции, проходившей в декабре 1925 года о ”советизации аула” дало импульс резкому обострению классовой борьбы. Так создавалась идеологическая база для проведения “Малого октября” в республике, приведшего к немыслимым бедствиям и трагедии казахского народа в период насильственной коллективизации и массовых репрессий 1937 – 1938 годы.
В 1927 году Ф. И. Голощекин выпустил две работы – “Казахстан на Октябрьском смотре” и “10 лет Советской власти”. В них он упорно доказывал, что аул “не чувствовал дыхания Октября”,“в казахском ауле нет Советской власти”, “аул не имел Октября”, “не имел комбедов и раскулачивания”,“то что происходило у нас до осени 1925 года, можно было бы назвать предысторией Казахстана и его партийной организации”2). Такова голощекинская модель преобразований в Казахстане.
Казахских коммунистов Ф. Голощекин делил на три группы. Первая – национал-уклонисты, которые не восприимчивы ни к каким воспитательным мерам, неисправимы, а потому непригодны для использования в строительстве нового общества. Вторая – хамелеоны, которые в зависимости от обстоятельств меняют политическую окраску. Третья группа – это те, которые стремятся за все допустимые ошибки привлечь к ответственности одного Голощекина.
Поэтому влиятельных казахов-коммунистов. Протестовавших против разрушения веками налаженного хозяйства, он обвинил в «национал-уклонизме» и разгромил их. Заручившись поддержкой Сталина.
Немалый “вклад” в нагнетание истории о националистах и национал – уклонистах и преследование местных кадров внес и Н. И.Ежов, посланный в 1923 году из Марийского обкома на должность секретаря Семипалатинского губкома ВКП (б), а затем назначенный заведующим организационно-инструкторским отделом крайкома партии. Под различными предлогами в 1927 -1929 годы из республики были удалены видные государственные и общественные деятели Казахстана: Н. Нурмаков, Т. Рыскулов, С. Ходжанов, М. Мурзагалиев.
Сняты со своих постов председатель КазЦик Ж. Мунбаев, нарком просвещения С. Садвакасов, нарком земледелия Ж. Султанбеков и др. В письах И. В. Сталину, В. М. Малотову и Л. М. Кагановичу Н. И.Ежов доносил о том, что все национальные кадры, все казахские коммунисты заражены национал – уклонизмом и группировочной борьбой, что среди них нет здоровых партийных сил.1) Так “оттачивал” свою карьеру перед переводом в Москву будущий нарком внутренних дел СССР, чьими стараниями были проведены массовые репрессии 1937 года.
Последняя треть 30-х годов ознаменовалась новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности “врагов народа” привели к физическому устранению почти всех сколько–нибудь влиятельных лидеров, т. е. всех руководящих партийных и советских работников. В 1937-1938 г. г. в “национал — фашизме ” и шпионаже были обвинены Т. Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, У Джандосов, Ж. Садвакасов, С. Сафарбеков, Т. Жургенов и мн. др. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки – А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Дж. и Х. Досмухамедовы, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, С. Сейфулин, И. Джансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж. Шанин, К. Кеменгеров, и мн. др. Их объявляли виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-30-х годов, связях с японской разведкой, политике отделения Казахстана и т. п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны.
Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия интеллигенции, став тем самым трагедией и несчастьем всего казахского народа.
В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тысяч жертв сталинского террора. Возвращены народу добрые имена А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова, А. Букейханова, М. Дулатова, М. Тынышпаева, С. Асфендиярова и многих других деятелей Казахстана.
В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливой форме.
Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь, в республике были созданы лагеря: Дальный, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Жезказганлаг, Петропавловский, спец – лагерь Кингир, Усть – Каменогорский. Крупнейшим из них был Карлаг — Карагандинский лагерь особого режима. Он был создан 13 мая 1930 года постановлением СНК СССР. В 1937 -1938 годах здесь содержалось 43 тысяч заключенных. В системе Карлага были 292 производительные лагерные точки, 26 самостоятельных отделений. С 1931 года по 1960 год в Карлаге побывало около 1 млн. человек. Специально для жен “изменников родины” образовали Акмолинский лагерь “АЛЖИР”. В 1929 году было образовано Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений – ГУЛАГ. В 1940 году системе ГУЛАГа имелось 53 лагеря, а в 1954 году – 64. В 1930 году в лагерях содержалось заключенных 179 тыс. в 1940 году уже 1344408, а в 1953 году 1727970 человек.
В конце 30-х годов начинается процесс переселения в республику целых народов. Начался он с репрессий против корейцев, населявших районы Дальнего Востока. В августе 1937 года “в целях пресечения проникновения Японского шпионажа”180 тыс. 526 семей (102 тыс.) корейцев2) были депортированы из родных мест и расселены в Казахстане и Узбекистане. В ходе этой акции народ был лишен родины и обречен на трудности и лишения. Опыт. Отработанный органами НКВД в 1937 году был использован и позже. Так накануне войны в Казахстан было депортировано 102 тыс. поляков из западных районов Украины и Белоруссии. Особенно большой размах процесс насильственного переселения принял уже позже, в годы войны.
Народы Казахстана, как и страны в целом, серьезно пострадали от политических репрессий. По далеко не полным данным, в 1930-1953 годы по обвинению в контрреволюционных и государственных преступлениях судебными и разного вида несудебными органами вынесены приговоры, постановления и решения в отношении 35 тысяч человек, из них 5430 были расстреляны. В их числе государственные и партийные руководители республики, видные ученые, деятели литературы и искусства, хозяйственные руководители, военные. Пострадали все слои общества – рабочие, крестьяне, интеллигенция.
Таким образом, в Казахстане накануне Великой Отечественной войны демографическая ситуация была крайне неблагоприятной. За десятилетие (1928-1938 г. г.) произошло снижение численности населения, вызванное коллективизацией, голодом и политическими репрессиями.
Итоги общественно-политической жизни 20-30-х годов.
Положительные аспекты:
1. Казахский народ получил политическое равноправие, право на территориальную автономию (затем на союзную республику с 1936 года).
2. Бурное развитие получила индустрия, изменилась социально-классовая структура населения.
3. Были достигнуты успехи в области культуры и образования:
а) осуществление всеобщего обязательного образования;
б) формирование профессиональной системы образования;
в) формирование новых отрядов интеллигенции;
г) становление культурных очагов.
Негативные аспекты: