Научно-исследовательский журнал «Қоғам & Дәуір» №4 (52) 2016
По историческим меркам 25 лет — это ничтожно малый срок. Но для нас путь, пройденный за годы независимости, сопоставим со столетиями стран с многовековым суверенитетом.
За четверть века изменилось всё — и внешний мир, и наше внутреннее его восприятие. Изменились мы сами. Выросло новое поколение. Более 8 млн. человек (почти 50% населения) родились в независимом Казахстане. Мы прошли точку невозврата и устремлены в будущее.
Как на этом фоне развивалось наше образование? Насколько казахстанское образование соответствует мировым тенденциям? В какой мере современное казахстанское образование способно содействовать устойчивому развитию страны?
Три простых вопроса, на которые мы должны постоянно искать ответы. Попробуем ответить на первые два.
Принято считать, что образование более консервативно и менее чувствительно к внешним изменениям. Мы не можем не согласиться со многими утверждениями из распространенного в соцсетях видеоролика «Суд над современной системой образования» https://www. youtube. com/watch? v=z6js7ILtOiw .
Тем не менее за последние 30 лет мир образования постоянно двигался к новому содержанию, методикам и технологиям. Пики этих изменений во многом совпали с развалом СССР. В это время Казахстан, как и большинство стран постсоветского пространства, решал иную задачу – строительство национальной системы образования в сложных экономических условиях.
Драматизм этого периода мы можем проследить на примере изменения значений Индекса человеческого развития (ИЧР). В 2015 году Казахстан занял 56 место среди 188 стран мира (0,788) и вошел в группу с высоким уровнем ИЧР (рис. 1).
Но так было не всегда. В составе бывшего СССР мы вместе со всеми странами постсоветского пространства были по ИЧР на 26 месте. Разрушительные силы политического и социально-экономического коллапса начала 90-х годов прошлого века привели к тому, что в ИЧР позиция Казахстана с 1991 по 1998 годы снизилась до 93 места. Это та высокая цена, которую мы заплатили за свою независимость. И об этом надо помнить всегда, ибо сегодняшнее благополучие не данность, упавшая с неба. В том, что последующие годы Казахстан постоянно улучшал позиции в ИЧР, заслуга не только «всевышнего покровительства» в виде «нефтяной подушки», но и результат огромного труда каждого казахстанца под руководством Лидера нации, Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Как видно из представленной на рисунке диаграммы, индекс образования всегда превышал по значению индексы здоровья и доходов. То есть система образования всегда являлась главным фактором стабилизации и роста ИЧР.
За последние 14 лет финансирование образования увеличилось в 13 раз: со 107,9 млрд тенге (3,3% от ВВП) в 2001 году до 1 479 млрд тенге (3,5% от ВВП) в 2015 году. Однако государственные расходы на образование остаются все еще ниже среднего по ОЭСР (5,5% от ВВП).
По «Индексу развития образования» ЮНЕСКО (ИРО) Казахстан в течение 10 лет входит в 8-ку лучших стран из более 100 стран мира. Высокие позиции в ИРО достигнуты благодаря бесплатному и обязательному 11-летнему школьному образованию и предшкольной подготовке.
В 1999 году Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, где обучение в дошкольных организациях в течение 1 года стало обязательным.
За счет строительства, восстановления государственных детских садов, открытия частных дошкольных организаций и мини-центров на базе школ, возврата ранее арендованных и приватизированных зданий удалось увеличить охват дошкольным воспитанием и обучением в восемь раз: с 10,2% в 1999 году до 82% в 2015 (рис. 2).
Как видно из рисунка 2, в следующем году система дошкольного образования Казахстана отметит свое 100-летие. Первый детсад появился в 1917 году и с тех пор сеть дошкольных организаций постоянно росла — даже в самые сложные годы Великой Отечественной войны.
Но дошколка из всех уровней образования оказалась наиболее уязвимой в условиях социально-экономического кризиса. 60% советских детсадов были ведомственными и находились на балансе предприятий и организаций. В тяжелое время эти предприятия и организации в первую очередь, избавлялись от социальной инфраструктуры. Именно поэтому сеть детсадов в 90-е годы прошлого века сократилась почти в 7 раз.
Сегодня благодаря господдержке активно развивается сеть частных дошкольных организаций. Сейчас 20% дошкольных организаций являются частными. В 2015 году в них было размещено 29% (112 тысяч мест) государственного заказа на дошкольное воспитание и обучение.
Каждая пятая школа в Казахстане построена за годы независисмости. Строительство 1 356 школ позволило сократить в 3,7 раза количество аварийных школ (с 256 школ с 2003 года до 69 в 2015) и почти в 2 раза количество школ, ведущих занятия в три смены (с 145 школ в 2015 году до 86 в 2015) .
Реализуются системные меры по выявлению и поддержке одаренных детей в рамках программ «Дарын». Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами для зарубежных сверстников на международных предметных олимпиадах (IMO, IPHO, ICHO, IBO, IOI), завоевав в 2015 году 24 медали и заняв 12 место из 98 стран.
Создана институциональная основа для развития школьного образования: Назарбаев интеллектуальные школы, Национальная академия образования им. И.Алтынсарина, центры «Орлеу», тестирования, дополнительного образования, финансовый, коррекционной педагогики, физической культуры, «Учебник», «Бобек», «Балдаурен» и многие другие.
С этого года казахстанская школа начала переход на обновленное содержание, соответствующее лучшей мировой практике.
В техническом и профессиональном образовании (ТиПО) с 2012 года внедряется дуальная система обучения по техническому, технологическому и сельскохозяйственному направлениям в 348 колледжах страны (43% от общего количества или 60% от количества профильных).
В прошлом году студенты колледжей впервые приняли участие в 43-м мировом чемпионате профессионального мастерства WorldSkills International-2015.
С 2010 года наша система ТиПО является активным участником Туринского процесса, в рамках которого каждые два года Европейским фондом образования проводится сопоставительный международный анализ развития системы ТиПО.
Интеграция образования и науки позволила 8 вузам Казахстана войти в международный рейтинг QS. В 2015 году, по данным Thomson Reuters, 14 публикаций последнего 10-летия казахстанских ученых вошли в 1% самых высокоцитируемых статей в мире.
За 5 лет по академической мобильности свыше 6 тыс. казахстанских студентов прошли обучение в ведущих вузах мира. Транслируется опыт управления и учебного процесса Назарбаев Университета в 18 казахстанских вузах.
Президентская программа «Болашак» вносит существенный вклад в развитие человеческого капитала страны. В течение 23 лет ее стипендиатами стали свыше 11 тысяч казахстанцев, большинство из которых работают в гос. органах и организациях (54,5%).
Успехи очевидны. Но мы понимаем, что мир двигается вперед. Перед нами стоит важная задача — совершенствовать национальную систему образования на основе достигнутого и с учетом последних мировых тенденций.
Информационно-аналитический центр Министерства образования и науки проанализировал глобальные тренды по каждому уровню образования. Результаты анализа были использованы при разработке новой Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы (ГПРОН).
Дошкольное воспитание и обучение. С каждым годом увеличивается количество стран, где дошкольное образование становится обязательным. К 2014 году в 40 странах введено обязательное дошкольное образование[1]. В Международную стандартную классификацию образования-2011 (МСКО-2011) включены дети с рождения и определена нагрузка более 200 часов в год.
В Докладе ЮНЕСКО «Образование для всех 2000-2015 гг. достижения и вызовы», отмечено, что более чем в два раза (с 32 стран до 70) увеличено количество стран с высоким коэффициентом валового охвата дошкольным воспитанием и обучением (80% и выше). Казахстан находится во 2-ой группе (низкий: 30-69,37%), но со значительным прогрессом коэффициента валового охвата детей дошкольным образованием.
Многие государства осознали, что чем больше вкладывается средств в раннее развитие детей, тем мощнее их потенциал в будущем и выше экономический эффект. Один доллар, вложенный в дошкольное воспитание и обуче-ние, дает 8 долларов опосредованной прибыли государству[2] .
В мире доля частного сектора в дошкольном образовании растет за счет государственно-частного партнерства. Сегодня доля частных дошкольных организаций в мире составляет 31% (↑3% с 1999 г.). В Казахстане этот показатель гораздо ниже — 20% (↑14,6% с 2010 г.). В этой связи необходимо продолжить развитие ГЧП до среднего уровня стран ОЭСР (40% частных дошкольных организаций). Вместе с тем, ЮНЕСКО рекомендует развивать ГЧП в городах, а госфинансирование направлять в малонаселенные и отдаленные пункты.
Мир приходит к пониманию необходимости оценки образовательных достижений детей дошкольного возраста. В 2012 году, по данным отчета Starting Strong III «Инструментарий оценки качества в ДВО», в 4-х из 22 стран ОЭСР, участвовавших в исследовании, проводилось тестирование детей, в остальных — наблюдение и иные косвенные методы оценивания. А уже в 2015 году в 7 странах ОЭСР из 24 проводились тестирования детей дошкольного возраста[3] .
Целевые установки развития дошкольного воспитания и обучения в ГПРОН ориентированы на вышеперечисленные глобальные тренды. Это 100% охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию, ликвидация потребности в местах в дошкольных организациях, развитие ГЧП. К 2020 году 35% дошкольных мест от общего количества мест будут размещены в частных дошкольных организациях.
Предъявлены высокие требования к квалификации и статусу воспитателя. 50% педагогических работников будут иметь специализированное дошкольное образование.
Будет внедрена оценка образовательных достижений детей дошкольного возраста. В результате 80% детей 5-6 лет будут обладать высоким и средним уровнем умений и навыков в соответствии с индикаторами дошкольного возраста.
Школьное образование. По данным ОЭСР, мир все больше сталкивается с ранее неизвестными глобальными вызовами и становится все более непредсказуемым и уязвимым. Мы живем в мире VUCA (Volatile — изменчивый, Uncertain — неопределенный, Complex — сложный, Ambiguous — противоречивый). VUCA — это быстро сменяемые технологии (4-я технологическая революция), природные катаклизмы и техногенные катастрофы, угроза новой мировой дестабилизации и глобальный демографический дисбаланс, нарастающая социальная нестабильность и диспропорции, рост доли безработных и поколения NEET.
ОЭСР исходит из того, что в условиях непредсказуемого мира люди должны обладать компетенциями более высокого уровня. Поэтому в 2015 году Комитет по образовательной политике ОЭСР для адаптации школы к миру VUCA начал реализацию Проекта «Будущее образования и навыков: Образование 2030». Проект состоит из двух этапов: предварительный (2015-2018 гг. — анализ содержания среднего образования стран ОЭСР, подготовка межстранового отчета, выработка единого понятийного аппарата) и основной (с 2018 г. — разработка нового содержания школьного образования).
Также главным приоритетом во всех странах является переход от образования для всех — к качественному образованию для каждого (школа — социальный лифт).
Когда технологии опережают образование, возникает социальное неравенство между странами и внутри стран, которое ведет к потрясениям. Например, в период индустриальной революции с 1899 по 1950 годы, когда технологии опережали образование, в мире произошло 12 национально-освободительных восстаний, 7 революций и 84 войны (из них 2 мировых и 16 гражданских), общее количество погибших превысило 100 млн. чел.
Сегодня образование снова позади технологий[4]. И это серьезная угроза мировой стабильности.
Поэтому ключевыми приоритетами развития школьного образования в ГПРОН являются трансформация образовательной парадигмы, сокращение разрыва в обучении, развитие ИКТ-технологий в образовании, а также укрепление школьной инфраструктуры. В результате к 2020 году все школы будут обучаться по обновленному содержанию образования по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ.
Система ТиПО в мире является драйвером экономического развития и устойчивого роста. В странах с развитым производственным обучением в ТиПО молодежная безработица в 2 раза ниже среднеевропейского уровня[5] .
Большинство стран ЕС рассматривает ТиПО как институт социальной интеграции молодежи и взрослых. В 20 странах ОЭСР первая рабочая профессия предоставляется бесплатно. Так, например, в Дании за счет государства выплачивается стипендия в размере 416 долл. для студентов, которые проживают с родителями, и 839 долл. для тех, кто живет самостоятельно. За счет работодателя — ежегодные взносы в фонд предпринимателей. В Швеции за счет государства предоставляются книги, одежда и стипендия в размере 157 долл. Во Франции ТиПО предоставляется только за счет государства. В Германии первая рабочая профессия предоставляется бесплатно преимущественно за счет работодателей (73%). В ведущих странах ТиПО за счет вовлечения работодателей сформировалась система успешной интеграции молодежи в рынок труда. В развитых системах ТиПО обучающиеся проводят в учебных центрах или на предприятии до 75% учебного времени. В Германии 2/3 бюджета ТиПО выделяется работодателями.
Страны с высоким индексом развития ТиПО[6] имеют высокий ВВП на душу населения[7] (рис. 3). Страны с лучшими системами ТиПО обладают самыми высокими показателями экономического развития.
С учетом этих глобальных трендов в ГПРОН обозначена цель: социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения ТиПО. Главными приоритетами развития ТиПО на ближайшие 5 лет станут: социальная интеграция молодежи путем предоставления всем желающим первой рабочей профессии бесплатно, обеспечения доступа в ТиПО и качества подготовки кадров и ориентация системы ТиПО на спрос рынка труда. Уже с 2017 года будет предоставлена первая рабочая профессия бесплатно всем желающим.
В мире увеличивается охват высшим образованием. особенно в странах с динамично развивающейся экономикой. За 40 лет количество студентов в мире увеличилось в 6 раз[8]. По прогнозам к 2020 году в США молодежь (25-34 лет) с высшим образованием увеличится с 40 до 60%[9]. В Сингапуре население с высшим образованием за 10 лет выросло с 22 (2005 г.) до 50% (2014 г.)[10] .
Привлекательность системы высшего образования доказывается высоким уровнем интернационализации. За 40 лет количество иностранных студентов в мире увеличилось в 8 раз[11]. В развитых странах контингент вузов в среднем 17-18% составляют иностранцы[12] .
Одной из важных задач высшего образования является интеграция образования, науки и производства. «Кремниевые долины» мира создаются по примеру Стэнфордского университета — крупнейшего учебно-производственного конгломерата. 1,5 млн. работников «Кремниевой долины» (0,5% населения США) создают 2,2% ВВП США[13] .
Целевые установки развития высшего образования Казахстана выстроены с учетом мировых трендов. Приоритетами в развитии высшей школы будут массификация высшего образования, интернационализация и интеграция образования, науки и производства. В результате к 2020 году госзаказ на магистратуру и докторантуру будет составлять 30% от объема госзаказа бакалавриата. Во всех вузах будут созданы условия и безбарьерный доступ для обучения студентов с особыми образовательными потребностями. Доля иностранных студентов в казахстанских вузах увеличится до 5%.
В целях интеграции образования, науки и производства в 30% вузах будут созданы офисы коммерциализации, технопарки, бизнес-инкубаторы. 15% дохода вузов ГПИИР будут составлять доходы от инновационной и научной деятельности. В результате 16 казахстанских вузов будут представлены в рейтинге QS-WUR.
Так совпало, что в прошлом году, в преддверии 25-летия нашей независимости в мире произошло знаковое событие. 25-27 сентября 2015 г. в Нью-Йорке на Генеральной Ассамблее ООН 193 стран мира, в т. ч. Казахстан, приняли обязательства по достижению 17 новых глобальных Целей устойчивого развития.
В течение предстоящих 15 лет усилия системы образования Казахстана должны быть направлены на достижение четвертой Глобальной цели: «Обеспечение всеобщего и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни для всех».
Кроме этого, перед нами стоит грандиозная задача сократить образовавшийся разрыв со странами ОЭСР и при этом оставаться в русле последних трендов .
ГПРОН дает нам такой шанс.
Поэтому только полное и качественное исполнение задач ГПРОН может гарантировать успех процесса трансформации системы образования в один из главных элементов устойчивого развития Казахстана.
[1] Всемирный доклад по мониторингу ОДВ «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ 2000-2015 ГГ. ДОСТИЖЕНИЯ И ВЫЗОВЫ», ЮНЕСКО, 2015
[2] The High/Scope Perry Preschool Study Through Age 40, Schweinhart, L. J. 2005.