О концепции развития сети микрокредитных организаций для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Казахстан

О концепции развития сети микрокредитных организаций для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики КазахстанПостановление Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2006 года N 337. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года N 302

Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 14.04.2010 N 302 .

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития сети микрокредитных организаций для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Казахстан (далее — Концепция).

2. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан в двух-месячный срок внести в Правительство Республики Казахстан согласованный в установленном порядке План мероприятий по реализации указанной Концепции.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр

Республики Казахстан

Проект

Концепция развития сети микрокредитных организаций

для кредитования сельскохозяйственных

Введение

Раздел 1. Современное состояние кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Казахстан

1. Развитие сети микрокредитных организаций в регионах

2. Финансирование микрокредитных организаций

3. Развитие программ обучения и консалтинга на селе

Раздел 4. Мониторинг системы развития микрокредитования на селе

Раздел 5. Основные меры совершенствования законодательства в области микрокредитования

Раздел 6. Основные результаты

Введение

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2005 года N 450.

Разработка настоящей Концепции обусловлена необходимостью расширения доступа к финансово-кредитным ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — сельхозтоваропроизводители), неохваченных в настоящее время финансовыми услугами банковского сектора.

Первоочередной задачей Концепции будет развитие микрокредитных организаций (далее — МКО) в сельской местности для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих собственный бизнес.

Развитие сети МКО в сельской местности позволит решить ряд задач, направленных на развитие предпринимательской инициативы, обеспечение занятости, повышение уровня жизни сельского населения, формирование кредитной истории и опыта пользования финансовыми услугами.

1. Современное состояние кредитования сельскохозяйственных

товаропроизводителей в Республике Казахстан § 1. Анализ рынка микрокредитных организаций

Основными участниками микрофинансового сектора в Казахстане являются:

государство (акционерное общество «Фонд развития малого предпринимательства», акционерное общество «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» (далее — финансовые институты);

международные организации;

банки второго уровня;

неправительственные организации и кредитные товарищества;

Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, по состоянию на 1 января 2006 года, количество МКО составило 356 единиц.

Распределение МКО по регионам неравномерно, так в Южно-Казахстанской области зарегистрировано 89 МКО, г. Алматы — 62, Карагандинской — 47, г. Астане — 25, Костанайской — 19, Алматинской — 16, Восточно-Казахстанской — 15, Кызылординской, Павлодарской и Северо-Казахстанской — по 12, Западно-Казахстанской и Жамбылской — по 11, Актюбинской — 10, Акмолинской — 7, Мангистауской — 5, Атырауской области — 3.

Существующие МКО, находящиеся в крупных и малых городах, обслуживают в основном городское население. В среднем размер процентной ставки по выдаваемым действующими МКО микрокредитам составляет от 36 % до 60 % годовых. В настоящее время неразвита сеть МКО в сельской местности, количество действующих МКО на селе составляет 13 предприятий, что составляет 3,7 % от общего количества зарегистрированных МКО.

Основным фактором, сдерживающим развитие системы микрокредитования в сельской местности до настоящего времени было отсутствие концептуального подхода к развитию системы микрокредитования на селе, комплексной поддержки со стороны государства данного сектора для повышения в последующем привлекательности МКО для потенциальных инвесторов.

§ 2. Анализ рынка потребителей микрокредитов на селе

Сложившаяся ситуация в социально-экономическом развитии страны характеризуется определенной диспропорцией уровня жизни между отдельными территориями: крупными и малыми городами, поселками и сельскими населенными пунктами.

Экономически активное население по республике по состоянию на 1 января 2006 года составило около 7 880 672 человек, из них сельское население 3 412 795 человек, что составляет 43,3 % от общего количества. Из числа экономически активного сельского населения, число занятых составило порядка 3 173 087 человек (93,0 %), численность безработного сельского населения — 239 708 человека (7,0 %).

При этом необходимо учесть, что 1 млн. 790 тыс. человек или 55 % от численности занятого сельского населения составляют самостоятельно занятые люди, в основном в своих личных подсобных хозяйствах.

Основными участниками рынка микрокредитования на селе являются сельскохозяйственные товаропроизводители и хозяйствующие субъекты по первичной переработке сырья, представленные так называемыми категориями хозяйств:

сельскохозяйственные предприятия;

хозяйства населения;

крестьянские (фермерские) хозяйства.

Необходимо отметить, что данные наименования приняты в действующей системе статистики и, по сути, охватывают весь спектр предпринимательства на селе и всех юридических форм его представления.

Следует отметить, что данная структура в целом стабильно сохраняется на протяжении длительного времени.

Более половины продукции сельского хозяйства производят хозяйства населения. Более того, в рассматриваемом периоде производство 86,7 % валовой продукции животноводства относится к хозяйствам населения. В то же время, занимая на рынке производства столь существенное, а по производству продукции животноводства внушительное положение, эта категория хозяйств, практически не имеет доступа к кредитным ресурсам действующих финансовых институтов, в первую очередь — коммерческих банков. Причины такого положения общеизвестны: отсутствие залогового имущества, высокие процентные ставки, высокие операционные расходы по обслуживанию кредита и прочие. Вместе с тем, эта категория хозяйств остро нуждается в финансовых ресурсах, необходимых для развития производства, совершенствования технологии, закупа более продуктивного скота и птиц и т. д.

В Республике Казахстан зарегистрировано более 170 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и более 4 тысяч малых предприятий. Большинство действующих крестьянских (фермерских) хозяйств республики расположены в двух областях: Южно-Казахстанской и Алматинской, далее по убывающей в Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях. Активное применение рычагов микрокредитования для развития крестьянских (фермерских) хозяйств является актуальным.

Таким образом, рынок микрокредитования на селе отличается многообразием, а основными его сегментами сегодня являются:

хозяйства населения (личные подсобные хозяйства);

крестьянские (фермерские) хозяйства.

2. Цели и задачи Концепции

Основной целью Концепции является определение основных мер, необходимых для формирования эффективной системы микрокредитования в сельской местности.

Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:

1) создание сети сельских МКО;

2) определение мер государственной поддержки;

3) обеспечение МКО методической помощью (программы обучения кредитных специалистов, единое программное обеспечение МКО, программы обучения и консалтинга заемщиков);

4) мониторинг системы развития микрокредитования на селе;

5) совершенствование нормативно-правовой базы микрокредитования.

3. Формирование эффективной системы микрокредитования в сельской местности § 1. Развитие сети микрокредитных организаций в регионах

Традиционно, микрофинансирование направлено на оказание поддержки и стимулирование предпринимательства. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в республике доля сельского населения, имеющего ниже величины прожиточного минимума, составляет в среднем 24,8 %. Среднестатистическое количество домохозяйств, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, составляет 371 тыс. ед.

Для обеспечения доступности микрокредитов сельскому заемщику необходимо создавать МКО в каждом регионе, исходя из количества потенциальных заемщиков, при этом учитывая месторасположение сельских населенных пунктов, возможности кредитных офицеров по обслуживанию: заемщиков и соответственно самоокупаемость МКО.

Кроме того, для развития конкурентной среды необходимо функционирование нескольких МКО в пределах отдельных районов сельской местности.

В настоящее время нормативных критериев, определяющих необходимое количество МКО, не существует. В этой связи, необходимо поэтапное создание МКО.

Первый этап — создание 160 МКО (по количеству административных сельских районов).

Второй этап — создание оптимального количества МКО в сельской из расчета количества потенциальных заемщиков и минимизации затрат МКО.

Предлагаются следующие схемы развития сети МКО:

долевое участие финансовых институтов (до 49 %) в уставном капитале МКО;

выдача кредита МКО под минимальную ставку вознаграждения, создавая тем самым условия для развития МКО.

Долевое участие финансовых институтов в уставном капитале создаваемых, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, МКО не должно превышать 49 %. На создание МКО должно использоваться не более 50 % выделенных бюджетных средств на микрокредитование. Финансовые институты будут кредитовать как существующие МКО, так и МКО, создаваемые с долевым участием финансовых институтов, что позволит увеличить размер собственных средств МКО.

Необходимо обеспечить на первоначальном этапе дальнейшее кредитование финансовыми институтами созданных МКО.

Проблемы:

отсутствие или недостаточность стартового капитала для создания и рентабельной работы МКО;

низкие доходы сельских заемщиков и связанные с ними высокие риски по возврату выданных кредитов;

отсутствие кредитной истории заемщиков;

высокие операционные расходы при обслуживании микрокредитов в сельской местности.

Меры:

привлечение государственных финансовых институтов для создания МКО с долевым участием (до 49 %) в уставном капитале;

внедрение механизма обеспечения займа с уступкой прав требования;

применение методов беззалогового обеспечения, в том числе метода группового кредитования, который является базовым принципом микрокредитования в сельской местности и используется для снижения риска невозврата, а также выгоден и привлекателен для заемщиков;

увеличение количества МКО в сельской местности;

оказание содействия в регистрации недвижимого и движимого имущества сельских заемщиков.

Рассмотрение возможности использования филиальной сети АО «Казпочта».

Ожидаемые результаты:

создание разветвленной сети МКО в сельской местности;

обеспечение доступности кредитных средств МКО и для сельского заемщика;

увеличение количества конечных заемщиков.

§ 2. Финансирование микрокредитных организаций

Источниками финансирования МКО являются средства республиканского бюджета в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на указанные цели, прямые иностранные и отечественные инвестиции, гранты международных финансовых экономических организаций или стран-доноров. В настоящее время в области микрокредитования сельского заемщика функционирует акционерное общество «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства».

Привлечение инвестиций для развития системы микрокредитования позволит завоевать доверие инвесторов и вложения их капитала в МКО для дальнейшего кредитования сельхозтоваропроизводителей, что будет способствовать их финансовой устойчивости. Стабильная деятельность МКО дает уверенность в получении заемщиками микрокредита без жестких условий кредитования и предоставления залогового обеспечения.

Проблемы:

отсутствие отработанной схемы сотрудничества МКО обслуживающих сельхозтоваропроизводителей с государственными институтами развития;

отсутствие или недостаточность ликвидного залогового обеспечения у МКО для получения кредитных ресурсов;

высокие процентные ставки по кредитам банков второго уровня.

Меры:

разработка механизма взаимодействия МКО с государственными институтами;

привлечение бюджетных средств для кредитования МКО через государственные финансовые институты;

привлечение средств международных финансовых организаций, донорских организаций, коммерческих банков второго уровня и крупных отечественных предприятий.

Ожидаемые результаты: увеличение самоокупаемых МКО;

доступность кредитных ресурсов МКО и конечным заемщикам;

снижение процентной ставки и увеличение суммы микрокредитов.

§ 3. Развитие программ обучения и консалтинга на селе

Большое значение для создания благоприятного климата по развитию микрокредитования в сельской местности имеет предоставление консультационных услуг и тренингов организациями, практикующимися на обучении заемщиков основам предпринимательства.

Обучение порядку предоставления и возврата микрокредитов, подписанию контракта, мониторингу, кредитной дисциплине заемщиков должно проводиться по схемам и условиям микрокредитования.

Необходимо проведение тренингов и семинаров для обмена опытом между участниками системы микрокредитования, обобщение и дальнейшее распространение опыта организациям, занимающимся микрокредитованием с целью минимизации рисков и обеспечения высокого уровня возвратности микрокредитов.

Также обучение должно проводиться среди незанятого сельского населения, в том числе женщин, молодежи, граждан, уволенных с военной службы и других категорий граждан, нуждающихся в повышении квалификации, смене профессий с целью определения потенциального заемщика и выдачи кредитов по результатам обучения и дальнейшего их мониторинга.

При выборе потенциальных заемщиков должно отдаваться предпочтение заемщикам, прошедшим обучение.

Проблемы:

недостаток квалифицированных кадров, знакомых со спецификой микрокредитования сельских заемщиков;

недостаток консультационных услуг для потенциальных заемщиков по вопросам микрокредитования;

несовершенство методологий и программ обучения персонала МКО и конечных заемщиков.

Меры:

исследование и анализ рынка микрокредитования для выработки и внедрения методологии микрокредитования;

проведение обучения специалистов с целью эффективного управления процессом микрокредитования и его мониторинга;

проведение обучения специалистов для вновь создаваемых микрокредитных организаций;

проведение обучения конечных заемщиков основам предпринимательства;

пропаганда микрокредитования через средства массовой информации и информационные системы.

Ожидаемые результаты:

увеличение количества конечных заемщиков прошедших обучение;

увеличение количества квалифицированного персонала микрофинансовых организаций (далее — МФО);

доступность обучающих программ для широких масс населения в сельской местности.

4. Мониторинг системы развития микрокредитования на селе

В настоящее время для разработки стратегии по эффективному развитию микрофинансового сектора недостаточно достоверной и общедоступной информации. Для решения данной задачи необходимо создание эффективной системы мониторинга, которая позволит достичь успешного развития отечественных МКО и высокой «прозрачности» их деятельности.

На основании данных мониторинга, будет формироваться рейтинг отечественных МКО, применяемый при привлечении дополнительных источников достоверной информации для доноров и инвесторов (международные организации, банки, частные лица).

Мониторинг необходимо проводить в текущем, динамичном режиме, как для целей контроля, так и для проведения своевременных корректирующих мероприятий. Основой для организации такого контроля станут те положения и рекомендательные нормативы, которые будет разрабатывать методический центр. Такой центр, возможно, следует организовать при Ассоциации микрофинансовых организации Казахстана. Выработанные стандарты должны способствовать максимальному представлению информации о социально-экономическом эффекте проводимых государством мероприятий по развитию микрокредитования (число созданных рабочих мест, диверсификация продукции и услуг, увеличение объема производства и продаж, обновление основных средств).

Проблемы:

недостаток современных систем менеджмента и мониторинга, процедур внутреннего контроля, инструментов оценки воздействия и соответствующего программного обеспечения менеджмента;

отсутствие централизованного органа мониторинга эффективности использования выделяемых из республиканского бюджета средств;

отсутствие единого методического центра, уполномоченного анализировать, разрабатывать и предлагать стандарты микрокредитования.

Меры:

внедрение современных стандартов микрокредитования и современных методик менеджмента;

создание единого информационного центра, обеспечивающего сбор о состоянии микрофинансового сектора, включая деятельность МКО;

ведение управленческих информационных систем;

создание методического центра по разработке стратегии и методологии развития микрокредитования;

проведение внешнего аудита.

Ожидаемые результаты:

создание эффективной системы мониторинга;

привлечение дополнительных источников финансирования;

формирование рейтинга отечественных МКО для привлечения финансовых ресурсов доноров и инвесторов;

выработка стратегии развития микрофинансирования и инновационных методов предоставления услуг клиентам и привлечение ресурсов;

осуществление контроля качества обучения по микрокредитованию посредством тестирования.

5. Основные меры совершенствования законодательства

в области микрокредитования

Одним из основных направлений государственной политики по развитию микрокредитования является совершенствование нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность МКО.

Нормативно-правовая база Республики Казахстан в области микрокредитования располагает всеми необходимыми предпосылками для дальнейшего успешного его развития. В то же время, она требует доработок в части устранения пробелов в законодательстве.

Проблема:

отсутствие единого понятийного аппарата по отношению к МФО.

исключить требование об обязательном представлении справки о размере заработной платы с места работы заемщика.

Ожидаемые результаты:

позволит расширить охват микрофинансированием, особенно, в сельской местности;

будет способствовать вовлечению предприятий малого бизнеса в данный сектор;

стимулировать развитие конкуренции на рынке;

Экономическое развитие Казахстана в 06.дек веках