Территория рекламы
Мат-ная культура связана с хоз-вом. В 14-15 вв преобладало скотоводство. На юге и юго-востоке развивалось оседлое и полуоседлое скотоводство, в западных и центральных регионах – кочевое скотоводство, на юге – со скотоводством и земледелие.
Юрта — конечный продукт испокон веков развивавшейся материальной культуры. Каркас и кошмы семьи изготовляли собственноручно, а производством деталей занимались мастера – уйши.
Куйме — передвижные жилища, поставленные на повозки. В зависимости от величины их перевозили один или несколько быков (верблюдов).
Кочевые и полуоседлые жители пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака строили постоянные зимовки и кенты, занимаясь и оседлым скотоводством и земледелием. Дома были построены из дерева, глины и камня.
Одежда изготавливалась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Мужчины носили тымаки – головные уборы из мерлушки и шкур зверей, летом – калпаки из кошмы. Шили обувь из шкур, меха, шерсти.
Основная еда скотоводов: мясо, молоко, масло, кумыс, шубат. Также блюда готовились из муки, проса, ячменя и пшеницы.
Конские сбруи, куруки, арканы, разные виды привязей: жели, когены, кисены. Для защиты использовались лук со стрелами, копье, сабля, шокпар. Для обработки земли применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты. Для получения муки использовали водяные и ручные мельницы, для перемалывания проса – ступу.
Лит-ра. В 14-15 вв. произведения устной лит-ры передавались из поколения в поколение. Фольклор охватывает сказки, легенды, пословицы, поэмы. Фольклорные произведения имеют мифологические сюжеты: «Куннін баяны», «Темірказык пен Жетікаракшы». Воспитательный характер:«Куламерген – Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем».
Эпические поэмы и сказания — жанр, берущий истоки с 6-8 вв. с эпических сказаний о батырах. Поэма о Кобланды-батыре повествует о борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей и калмыков. После распада Золотой Орды появились эпические произведения, главными героями были батыры.
В 14-15 вв. появились образцы устной поэзии, созданные — Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-кайгы. Сохранились слова песни Кетбуги, обращенной к Чингисхану, о гибели его сына Джучи, слова песни-плача по поводу смерти сына акына Котана – Акжола.
В 14-15 вв. стала развиваться письменная лит-ра. Из них «Кодекс Куманикус», «Огузнаме». Известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Шерин» кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека.
Музыкальное искусство. Наиболее древние жанры: трудовые и лирико-бытовые песни. Свадебные песни той-бастар, жар-жар, беташар, похоронные причитания – жоктау, песни-утешения – естирту, конил айту и жубату.
Популярной была инструментальная музыка. Кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр». Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан», «Ел айырылган», «Сагыныш» созданы ещё в эпоху Золотой Орды.
Религия. Ислам распространялся с 8в, но до 12 в не был господствующим. В 14в. при Узбек хане и Тоглук-Тимуре ислам широко распространялся. Причина распространения ислама суфистского толка: он был близок верованиям шаманизма. В 14-15 вв. ислам и шаманизм сосуществовали совместно. Казахи продолжали почитать верховное божество Тенгри. Элемент шаманства — культ поклонения огню. Осенью жилища и стойла окуривали огнем и дымом. Чтобы оберечь от сглаза, носили бойтумары, их вешали на шею малолетних детей и жеребят. Изготавливали из зубов, перьев священных птиц и зверей волков, филинов.
Архитектура достигла своего расцвета в 10-11вв в период существования гос-ва Караханидов. К этому времени относятся мавзолеи Айша-Биби и Бабаджа-Хатун. В конце 13-14вв из-за монгольских нашествий почти полностью была разрушена городская культура. Во 2-ой половине 13–начале 14вв начала возрождаться оседлая городская культура. Возводились мавзолеи Арыстан-Баба, Х. А. Йасауи, Кок-Кесене, Алаша хана, Дауитбека, Тектурмаса.
Мавзолей Арыстан-Баба. Находится западнее Отрара (берег Сырдарьи). По легенде он, духовный наставник Йасауи, жил в 7-8 вв. Со временем мавзолей превратился в руины. Заново выстроен в 14в по приказу эмира Тимура. Купол, возведенный над мавзолеем, полуразрушен к 18в и восстановлен в 19-20вв.
Мавзолей Йасауи. Возведен в Туркестане по приказу эмира Тимура в 1397г. над могилой древнетюркского проповедника. В середине находится центральный зал, в середине стоит большой тайказан. Есть 35 больших и малых помещений. На южной стороне мавзолея — большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди.
Кок-Кесене. Расположен близ Сыгнака, в 8 км к сев-зап от кента Томенарык. Мавзолей был однокупольным. Внутри под куполом проходила рабская надпись. Ныне настолько разрушен, что находится на грани исчезновения.
Мавзолей Алаша хана (10-11 вв), расположен на берегу реки Каракенгир в Центр. Каз-не. Вход в форме двусторонней двери юрты. В верхнем ярусе галерея, сложенная по всему кругу купольного барабана.
В Отраре построены в 10-12вв. Также обнаружены бани, относящиеся к 14-15вв. Были разновидностью восточных бань. Подобные бани обнаружены и в Туркестане Мавзолей Рабиги Султан Бегим. Относится к 15в, сильно разрушен. Расположен в 60 км восточнее мавзолея Йасауи. Сост. из 5 помещений. Его надгробная плита находится внутри мавзолея Йасауи. На ней имеется надпись, что Рабига Султан Бегим была дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимура, умерла в 1485 г.