Социально-экономические аспекты развития Пакистана на современном этапе.
Тукумов Е. В.,
заведующий отделом внешней политики и международных отношений
КИСИ при Президенте РК
Одним из решающих мотивов для администрации Мушаррафа поддержки США в Афганистане является острая необходимость прекращения международной экономической и политической изоляции. Пакистан остро ощущает катастрофическую нехватку финансовых возможностей для решения сложного комплекса социально-экономических, внутриполитических проблем. Дальнейшая экономическая, политическая изоляция грозит углублением экономического кризиса и усилением дестабилизирующих факторов в стране.
Доход на душу населения в Пакистане снизился за последние два года на 20% и не превышает ныне 400 долл. Растет неравенство в распределении доходов. Не менее 25% населения живет сейчас ниже официальной черты бедности, причем численность этой категории людей вследствие быстрого роста населения, составляющего около 3,2% в год, имеет непрерывную тенденцию к увеличению. Количество людей с уровнем ниже прожиточного уровня увеличилось 17,6 млн. человек периода 1988-89 гг. до 44 млн. 1998 -99 гг.
Растет безработица. Неуклонно снижается уровень грамотности: 80% пакистанцев трудового возраста (14-65 лет) не умеют читать, писать. По индексу социального развития Пакистан в начале 2000 г. занимал 134-е место среди 173 государств мира.
По информации местных СМИ, к началу 2000 года ежегодный рост ВВП сократился вдвое, дойдя до 3%, рост промышленного производства снизился и составляет 1,8% в год, иностранные капиталовложения не достигают даже 1 млрд. долларов, дефицит внешней торговли — около 2 млрд. долларов — в основном за счет исламских стран. В настоящее время Пакистану нужны 5,2 млрд. долларов для выплаты долгов, а из внутренних ресурсов можно рассчитывать лишь на 2,75 млрд. Этот разрыв страна может ликвидировать только путем активизации экономики, получения кредитов и зарубежных инвестиций, реструктуризации долгов.
Между тем, в стране заметно сокращаются золотовалютные резервы и приток иностранных инвестиций, а инфляция — в первом полугодии 2001 г. составила около 6% (См. Таблицу №1) .
Основные социально-экономические показатели
Пакистана в 2000-2001 гг.
Таблица №1
Источник: министерство финансов Пакистана
Острой проблемой для Исламабада является постоянное, хроническое недофинансирование расходов 4 провинциальных правительств страны: Панджаба, Синда, Белуджистана и Северо-Западной пограничной провинции. За последние годы объем выделяемых из центра средств, по официальным данным, сократился на 34%. Дальнейшее сокращение провинциальных расходов грозит привести к обострению социальной обстановки и усилению политической нестабильности в провинциях, поскольку не менее 70% этих расходов идет на обслуживание таких жизненно важных сфер экономики, как водоснабжение населения, а также здравоохранение и образование.
По мнению экспертов, экономика Пакистана вступила в длительный и самый тяжелый за свою историю кризис, вызванный многочисленными внутренними и внешними причинами, такими как засуха, сохранение международных санкций и т. д. Поэтому с самого начала своего правления П. Мушарраф провозгласил, что наиважнейшей задачей для его администрации является преодоление самого тяжелого за последнее десятилетие экономического кризиса.
С одной стороны нельзя не отметить определенные достижения или, по крайней мере, намерения правительства Первеза Мушаррафа в преодолении кризиса в пакистанской экономике с момента его прихода к власти 1999 г в результате военного переворота.
Объявив экономику приоритетной сферой своей деятельности, администрация Мушаррафа сразу же приступило к ее оздоровлению.
Важнейшими приоритетами экономического развития для администрации Мушаррафа стали следующие основные задачи — восстановление экономики, уменьшение теневого сектора экономики, совершенствование управления, создание благоприятного инвестиционного климата, приватизация.
Данные меры преследуют важнейшую на сегодняшний день для Пакистана цель — создание крепкой стабильной экономики, которая позволит:
· снизить рост социальной напряженности в обществе, показать наглядные конкретные успехи и преимущества политики, проводимой кабинетом генерала Мушаррафа;
· активно работать над продолжением своей дорогостоящей ядерной программы, рассматриваемой сквозь призму противостояния Пакистана с Индией;
· проводить в сопредельных странах политику, отвечающую стремлениям Пакистана укрепить свои позиции в регионах Южной и Центральной Азии.
В рамках данных задач Пакистан всесторонне подготавливает и осуществляет: — строительство новых газо — и нефтепроводов на сумму 350 миллионов и 550 миллионов долларов соответственно, комплексную ирригационную программу и строительство водоканалов, плотин и дамб как условие эффективного ирригационного земледелия — основы пакистанской экономики; масштабную модернизацию информационных технологий; компьютеризацию, всемерное привлечение в страну зарубежных специалистов в области программного обеспечения, подготовку научных кадров в области информатики.
В настоящее время пакистанское руководство принимает активные меры по привлечению средств и инвестиций в экономику страны, по развитию двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с различными странами.
Так, в частности, на заседании 27 ноября 2000 г. комитет экономической координации кабинета министров Пакистана одобрил план неограниченных экспортных поставок в республики Центральной Азии и в Афганистан цемента, риса, фармацевтических товаров, труб и компьютерного оборудования по льготной, нулевой ставке налога с продаж.
Всемирный Банк, выделил Пакистану займ в размере 200 миллионов долларов на 2001 год на развитие энергетики (37% от предоставляемых средств), социальных программ (27%), сельского хозяйства, ирригации, биосферы (26%) и финансового сектора (8%).
Большие надежды администрация Мушаррафа возлагает на приватизацию убыточных государственных мероприятий, реорганизация налоговой системы. В результате осуществления программы приватизации ряда транспортных, промышленных и энергетических предприятий Пакистан надеется получить $15 млрд. Это стало реальностью вследствие укрепления власти военных в стране. На сегодняшний день они контролируют все главные отрасли промышленности государственного сектора, органы местного управления, водоснабжение, снабжение электричеством, спорт. Среди приоритетных объектов приватизации — предприятия топливно-энергетического комплекса, в том числе две крупнейшие газотранспортные компании страны. Надо полагать, предприятия ТЭК станут основными точками соприкосновения с центрально-азиатскими странами. И возможно, в скором времени политики стран региона на высоком уровне будут обсуждать возможности углубления сотрудничества с Пакистаном.
В числе приоритетных задач администрации Мушаррафа была поставлена борьба с коррупцией — как одного из основных препятствий развития экономики Пакистана. По данным международных организаций, Пакистан стоит в списке наиболее коррумпированных стран в мире. В настоящее время в стране создана специальная комиссия по борьбе с коррупцией, которая может возбудить дело против всех без исключения государственных служащих. По подозрению во взяточничестве уже было уволено и привлечено к ответственности более 150 высших должностных лиц. Кроме того, активно осуществляется план возврата в страну из-за рубежа пакистанских денег, объем которых по минимальным подсчетам может составить 4 млрд. долларов США.
Таким образом, для решения своих долгосрочных задач Пакистан использует различные механизмы. К экономическим механизмам можно отнести всемерное поощрение Пакистаном торговых отношений с различными странами и международными организациями, к политическим — сотрудничество, направленное на урегулирование ситуации в Афганистане как непременном условии политического взаимодействия и усиления своих позиций в регионе.
Вместе с тем, по мнению экспертов, пакистанская экономика, несмотря на все усилия администрации Мушаррафа будет еще долгое время находиться в критической стадии своего развития. Для этого существует ряд объективных причин исторического, экономического, социально-политического, демографического характера.
Исторический фактор
Прежде всего, здесь следует учесть, что в результате разделения в 1949 году британского доминиона Индии на два государства к Пакистану, как известно, отошли наиболее отсталые в экономическом плане районы бывшей колонии. В стране практически не было промышленных предприятий, отсутствовала производственная инфраструктура, и даже традиционная сельскохозяйственная отрасль не могла обеспечить население продовольствием.
Отсутствие полезных ископаемых
Несмотря на то, что среди экономистов до сих пор нет четкого единого мнения о влиянии сырьевых ресурсов на развитие экономики, тем не менее, отсутствие собственных значимых полезных ископаемых, особенно энергоносителей, негативным образом сказывается на развитии экономики Пакистана. Достаточно большое количество бюджетных средств тратится на их импорт.
Проблема милитаризации экономики
Настоящее сложное положение экономики Пакистана — прямой результат ее усиленной милитаризации. Давая старт военной программе в середине 70-х годов (после первого испытания индийского ядерного оружия в 1974 г.), тогдашний пакистанский лидер З. А. Бхутто заявил: «Траву есть будем, но создадим свое ядерное оружие». Такая безрассудная политика милитаризации нанесла тяжелейший удар по процессу развития Пакистана.
В течение последних пятнадцати лет на оборону шло более 6% ВВП или около 4 млрд. долларов США в год. В конечном итоге безудержная милитаризация Пакистана, гонка вооружения с Индией повлекли тяжелые последствия для экономики Пакистана.
Естественно, что помимо милитаризации существуют и другие причины сложившейся сложной социально-экономической ситуации в Пакистане. Однако, по мнению экспертов, именно милитаризация в широком понимании этого явления, негативно влияющая на все сферы деятельности пакистанского общества, является основной причиной внутренних и внешних проблем страны. Помимо прямого расхода больших средств на военные цели, милитаризация отвлекает огромные материальные, финансовые, научные на непроизводительные цели. Вся стратегия развития Пакистана была деформирована ориентацией на главную цель — противостояние с Индией.
Огромные затраты Пакистана на военные нужды, учитывая его ограниченные финансовые бюджетные возможности являются одной из главных причин нынешнего огромного внешнего долга.
Жесткая зависимость экономики страны от внешних заимствований
Проведение ядерных испытаний 1998 г. и обретение Пакистаном ядерного статуса стал одним из ведущих факторов ухудшения социально-экономической ситуации в стране. Экономические санкции, введенные некоторыми западными державами и международными финансово-экономическими организациями в середине 1998 г. в отношении Пакистана, когда он вслед за Индией провел ядерные испытания, привели к тому, что Исламабад не получил около 2 млрд. долл. ранее обещанной ему экономической помощи. В соответствии с официальными данными, общая внешняя задолженность Пакистана, включающая кратко, средне и долгосрочные финансовые обязательства на конец декабря 2000 года составила примерно 37, 1 млрд. долларов США.
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственный сектор в экономике Пакистана продолжает занимать ведущее место. По определенным данным около 70% от всего населения Пакистана проживает в сельской местности и находится в прямой зависимости от ситуации в этой области экономики. Любые колебания в сельском хозяйстве серьезным образом сказываются на большей части населения страны. Поэтому существенная по своим последствиям засуха 1999-2000 гг. весьма негативно отразилась на экономической ситуации в стране. Засуха поразила 58 из 106 районов страны, особенно в провинциях Синд и Белуджистан. Помимо материального ущерба примерно в 247 млн. долларов США засуха привела к существенным миграционным подвижкам в и без того перенаселенные города Пакистана.
Демографический фактор
Определено негативное влияние на социально-экономическое развитие Пакистана оказывает демографический фактор. В настоящее время Пакистан является седьмым наиболее многочисленным государством в мире, с населением по официальным данным 140,7 млн. человек из которых 94,2 млн. проживает в сельской местности и 46,5 млн. в городе. В действительности, по мнению экспертов, реальное количество населения страны значительно превышает официальные данные и составляет на 2001 год примерно более 160 млн. человек. Cреднегодовые темпы прироста населения составили в 2000 году 2,43% или примерно около3,4 млн. человек в год. Быстрые темпы роста численности населения Пакистана по расчетам специалистов, сохранятся и в первые десятилетия XXI в. поскольку, по единодушным оценкам экспертов, программа планирования семьи провалилась. По предварительным подсчетам демографов, общая численность населения Пакистана в 2050 году составит более 350 млн.
В этих условиях, при значительном ежегодном приросте населения и ограниченности приспособленной для жизнедеятельности территории вопрос «жизненного пространства» для Пакистана приобретает чрезмерно важное значение. В настоящее время почти полностью исчерпаны возможности расширения площади сельскохозяйственных земель, более того, идет ее сокращение за счет опустынивания и засоления, а также дефицита водных ресурсов Быстрорастущему государству катастрофически не хватает земельных и водных ресурсов и особенно явной становится проблема несоответствия уровней демографического и социально-экономического развития Пакистана.
Проблема наркобизнеса
Теневая экономика (по некоторым оценкам от40% до 50 % ВНП), как легальная, так и нелегальная, в первую очередь наркобизнес, угрожающе доминирует над открытым сектором.
По оценкам Всемирного банка, Пакистан ежегодно от нелегальной торговли и контрабанды наркотиков получает $2,5 млрд.
Контроль над наркобизнесом наряду с контрабандой оружия в Пакистане держит т. н. «пуштунская мафия», состоящая из беженцев из Афганистана, пуштунского происхождения. Идеологическим прикрытием для нее служит ислам и лозунги джихада. Пуштунская мафия имеет тесные отношения с наркобизнесом в Афганистане и крайне заинтересована в сохранении нестабильности как в Афганистане, так и соседних с ним странами.
Значительная часть населения республики (сельские жители, афганские беженцы и т. д.) по причине отсутствия других способов выживания, участвуют в этом теневом бизнесе. Более того, учитывая долгосрочные демографические тенденции роста народонаселения в Пакистане, значительно опережающего увеличение емкости рынка труда, все большее число жителей страны будет направлено на получение доходов в наркобизнесе.
Выводы, которые можно сделать исходя из проделанного анализа социально-экономического развития Пакистана следующие:
1. Администрация Первеза Мушшаррафа, используя ограниченные возможности, пытается вывести экономику страны из глубокого затяжного кризиса. Однако существует ряд объективных факторов препятствующих скорому оздоровлению экономики. Прежде всего, это — чрезмерная милитаризации экономики, огромная внешняя задолженность, демографический фактор, коррупция и т. д. Пакистан по многим параметрам есть и, учитывая реальную перспективу социально-экономического развития, останется, по крайней мере, в ближайшей перспективе, в категории беднейших государств мирового сообщества.
2. Выход из экономической изоляции — один из немногих реальных шансов выхода из экономического кризиса. Данная задача является одной из главных для администрации Первеза Мушшаррафа, и во многом обуславливает актуальные внешнеполитические действия Исламабада.