Абишева М. А.,
заместитель директора КИСИ при Президенте РК,
кандидат политических наук
В течение всего периода независимого развития Казахстан осуществляет последовательный переход к демократической правовой государственности. За этот период в казахстанском обществе произошли большие изменения, достигнут ощутимый прогресс в демократизации общества. Вместе с тем на этом пути Казахстан столкнулся с существенными проблемами и препятствиями. Однако, несмотря на трудности первых лет переходного периода, общий курс политических реформ остался неизменным.
Известный американский философ XX столетия Джон Дьюи, рассматривая единство демократического движения как результат «попыток избавления от зол, полученных в наследство от прежних политических институтов», представлял демократию как «постепенное продвижение вперед», каждый шаг которого, характеризующийся непредсказуемостью конечного результата, предпринимается под влиянием целого ряда разнообразных условий.
Условия, в которых Казахстан начал осуществлять политические реформы, в своем большинстве были неблагоприятны. Напомним, что вступление страны в начале 1990-х гг. на путь системных преобразований происходило в таких условиях, что даже краткое упоминание о которых дает нам представление о сложности ситуации в тот период. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической и политической формаций привела к резкому снижению уровня жизни населения. При этом в стране отсутствовали даже зачатки рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для осуществления политических реформ. Все это происходило на фоне усиления политизации этнического фактора, обострения межнациональных отношений. В настоящих условиях перед Казахстаном как страной, не имевшей традиций демократического развития и демократических институтов, встала задача создания государственности практически «с нуля».
При этом следует заметить, что в период с 1990-го по 1993 г. республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства.
Именно в этот период были предприняты неординарные усилия для формирования пусть и далеко несовершенного, но первого поколения самостоятельных законодательных актов. Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована, коммунистическая партия перестала быть «монополистом» на политическом поле страны. В Казахстане был введен пост Президента республики. Началось строительство и институционализация центральных органов государственного управления. При этом процесс государственного строительства в первую очередь включал в себя выбор между президентской и парламентской системами правления, решение проблемы разделения ветвей власти; распределение полномочий между центральными и местными уровнями власти, то есть то, что сегодня называется децентрализацией.
В 1993 г. Казахстан приступил к поиску оптимальной модели политической системы Казахстана. К этому времени был введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, впервые в истории состоялись альтернативные выборы в Парламент. Эти изменения политической системы были законодательно закреплены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г.
Предпосылками нового казахстанского конституционного законодательства стали запросы всесторонней модернизации общества, пребывающего в начале 1990-х гг. в состоянии глубокого всестороннего кризиса. Конституция получившего государственную независимость Казахстана как раз и была призвана сохранить преемственность — все то положительное, что достигнуто в казахстанском обществе; заложить политико-правовые регуляторы снятия возможных конфликтов при одновременном декларировании, закреплении принципов и норм, способствующих осуществлению многовекторного реформирования и последующего устойчивого развития общества и государства.
Однако с течением времени становилось очевидным, что построенная в то время система власти не справлялась с непрерывно возникающими проблемами, особенно в экономике. Кроме того, в первые годы независимости возникло противоречие между курсом исполнительной власти, представленной Президентом Казахской ССР, и законодательной властью в лице Верховного Совета. То есть государство представляло собой невиданный «гибрид» президентской республики советского типа. Это объяснялось тем, что в модели государственного устройства изначально было заложено глубинное и непреодолимое противоречие между новой, президентской формой правления, и старой системой Советов, которая генетически перенесла в новое государство все прежние недостатки. С течением времени оказалось, что именно Советы депутатов стали существенно тормозить темпы модернизации общества и государства, открыто пошли на консервацию устаревшей структуры экономики, оказались тормозом прогрессивного развития.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, представительская система Советов всех уровней в Казахстане была упразднена, а их полномочия делегированы Главе государства. То есть вся ответственность за развитие страны легла на плечи Президента Н. А.Назарбаева. Таким образом, институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института в силу объективных обстоятельств и во благо молодого независимого государства.
К 1995 г. назрела объективная необходимость серьезного усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни.
30 августа 1995 г. на республиканском всенародном референдуме народ Казахстана сделал свой исторический выбор, приняв Конституцию Республики Казахстан. Таким образом, Казахстан подтвердил приверженность принятым демократическим и экономическим преобразованиям, стремление формировать и совершенствовать гражданское общество и способствовать становлению правовых основ развития нашего государства.
Отметим, что при отсутствии определенных условий общество не может стать полноценно демократическим. Одним из таких условий является усвоение и «освоение» обществом демократических ценностей. Социальные, политические, экономические, религиозные свободы граждан должны быть не только оформлены законодательно, но и реализовываться на практике, а за их соблюдением должен вестись контроль со стороны гражданского общества. Необходимым требованием является разделение властей, обеспечиваемое эффективной системой сдержек и противовесов. Базовым условием демократии выступает ответственность исполнительной власти, которая обеспечивается парламентом, независимой судебной властью, омбудсменами. Невозможно представить демократическое государство без свободных, конкурентных выборов. Защита прав культурных, этнических, конфессиональных и других меньшинств является не только необходимым атрибутом демократичных обществ, но и серьезным условием для их развития. Также важно наличие в обществе постоянных каналов выражения и представительства интересов граждан в виде партий, ассоциаций, независимых СМИ. И венчает эту пирамиду базовый принцип верховенства закона.
Сегодняшней реальностью в Казахстане стали политический плюрализм и многопартийность. Сформированы крупные, обладающие реальным влиянием, политические партии, повышена их роль в избирательном процессе. Приняты либеральные изменения в выборное законодательство. Сделан очень важный шаг в сторону децентрализации системы государственного управления. Наем чиновников в любой государственный орган осуществляется исключительно по конкурсу. Создается система «электронного Правительства», которая расширит доступность государственных услуг для граждан. Много сделано для создания независимой судебной системы. Учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Страна присоединилась к международным конвенциям по правам человека. В обществе реально обеспечены равноправные отношения между всеми этническими и конфессиональными группами населения.
Важной тенденцией в развитии социально-политической системы страны становится развитие институтов гражданского общества, возрастание роли общественных объединений и НПО. В настоящее время в республике осуществляют деятельность более пяти тысяч неправительственных организаций. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО. В рамках Гражданского форума создается новая модель партнерских отношений между «третьим сектором» и государством. Развитие неправительственного сектора способствует повышению общественной активности граждан и усилению влияния общества на качество работы государственных органов.
Устойчивыми темпами развиваются независимые средства массовой информации. Из всех действующих СМИ в республике более 80% являются негосударственными. Казахстанская интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и составляет более 600 тысяч человек.
Также позитивно характеризуется на современном этапе социальное развитие Казахстана. Существенному реформированию подвергнуты системы здравоохранения, образования и социальной защиты. В настоящее время ведется активная политика по улучшению благосостояния населения. В государственных учреждениях и организациях иной формы собственности растет заработная плата. Производится перерасчет по пенсионным выплатам в сторону увеличения, возросли доходы населения и средняя заработная плата. По размеру совокупного дохода среднестатистическая семья нашей республики находится в лучшем положении, чем в большинстве стран СНГ. Значительные достижения в экономике и социальной сфере позволяют сегодня казахстанцам с оптимизмом смотреть в будущее.
В целом можно отметить, что сегодня процесс демократизации казахстанского общества имеет все необходимые рычаги конструктивного и последовательного развития.
Особенностью государственной политики Казахстана является поиск новых структур и методов дальнейшей демократизации, развития гражданского общества. Сегодня основное внимание в государстве уделяется законодательно-правовому обеспечению процесса институционализации политических преобразований, инициированных Главой государства и прорабатываемых в рамках деятельности Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Создание Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ под личным руководством Главы государства демонстрирует, что вопросам дальнейшей демократизации казахстанского общества уделяется приоритетное внимание. Расширение состава и полномочий Госкомиссии, а также повышение ее статуса представляются очевидными доказательством перехода процесса общенародного диалога на новый качественный этап. Показателем продуктивности работы данной структуры стали системная и скоординированная деятельность рабочих групп по конкретным направлениям реформирования политической системы и расширение формата участия политических партий в работе Госкомиссии.
Дальнейшее развитие демократии и модернизация политической системы являются одной из составляющих Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, представленной Президентом в своем Послании народу Казахстана в 2006 г.
Для достижения намеченной цели необходимо отталкиваться от следующих важных постулатов.
Во-первых, инициируемый Главой государства пакет мер по углублению демократических реформ в политической сфере общества, а также все разрабатываемые законопроекты, прежде всего, должны исходить из положений действующей Конституции, базовые принципы которой являются фундаментом демократизации казахстанского общества.
Во-вторых, очевидно, что при дальнейшем развитии политической системы страны необходимо сбалансировать интересы государства и общества, исходя из политических реалий Казахстана, игнорирование которых может привести к провалу всех начинаемых инициатив.
При этом, учитывая не только опыт развитых демократий, но и собственные культурно-исторические традиции и национальные интересы, конечной целью всех трансформаций должно стать качественное изменение состояния казахстанского общества.
Статья опубликована в журнале «Казахстан-Спектр» №4-2006