История политической мысли Казахстана

История политической мысли КазахстанаМатериалы к лекции.

Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю. Баласагуни.

Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Последнее обеспечивает достижение счастья всеми его гражданами. По мнению мыслителя, одним из актуальных условий достижения счастья в добродетельном городе является взаимосвязь философской и правовой культуры, моральных качеств, рациональных способностей человека.

Другим мусульманским мыслителем средневековья является Ю. Баласагуни (ХI в)-один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда «Кутадгу билиг» (Благодатное знание). Морально-этическая проблема в изложении Ю. Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. Давая назидание правителю, Баласагуни, как и Аль-Фараби, считал, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных.

Большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения внес основатель суфийского ордена Яссавия – Ходжа Ахмед Яссави.

Составной частью духовной культуры казахов являются многообразные формы народного поэтического творчества – фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки. Особое место занимают в поэтическом творчестве казахов героический и социально-бытовой эпос, айтысы, в которых содержится информация об условиях кочевого быта, патриархально-родового уклада предков.

Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана в XIX веке занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статуте государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.

Пристальное внимание заслуживают демократические взгляды Валиханова. Примером этого служит его труд «Записки о судебной реформе», где отмечается «несостоятельность» царского правосудия в степи. Незнание царскими судами обычаев и традиций местного населения приводит к равнодушию и чванству судей, порождая взяточничество и несправедливость. Он считал первым условием для общественного прогресса — подъем просвещения и науки, за которыми последуют и другие реформы

Общественно-политическим взглядам Алтынсарина присущи по-настоящему глубокий демократизм и стремление защитить интересы своего народа. Недовольство колониально-административной реформой царского правительства он выражает в статье «Несчастье киргизов». В разрешении проблем взаимодействия истории и общественного явления, в выборе правильного пути построения развитого общества Алтынсарин, в первую очередь, возлагал надежды на силу науки и просвещения.

Казахская интеллигенция начала ХХ века, продолжая традиции предшествующей эпохи, воспевала в своих трудах веру в гражданственность, независимость и стремление к свободе до образования государственности – М. Дулатов «Проснись казах», М. Жумабаев «Небо», «Кто я?», «Пойду быстрее», А. Байтурсынова «Мечта казаха», «В здоровом теле – здоровый дух», «Об изучении казахского языка», а также А. Бокейханов, Ш. Кудайбердиев, М. Шокаев, Ж. Аймауытов.

Методические указания к выполнению семинарских занятий.

1. Воззрения Аль-Фараби, Юсуфа Баласугуни, Ходжа Ахмеда Яссауи.

2. Фольклор — источник политической мысли казахского народа.

3. Политические взгляды казахских просветителей Х1Х века.

4. Политическая мысль Казахстана ХХ века.

Литература.

1. Абай. Слова назидания. Алма-Ата, 1970.

2. Аль-Фараби. Избранные произведения. Алматы, 1994.

3. Касымжанов А. Х. Портреты и штрихи к истории степи. Алматы, 1999.

4. Сегизбаев О. А. Казахская философия ХУ — начала ХХ века. Алматы, 1996.

5. Философия. Сост. Т. Х.Габитов. Алматы, 2003.

При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на главную тему политико-правовой мысли мусульманского Востока — проблему добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю. Баласугуни. Необходимо обратить внимание, что идеи духовно-нравственного совершенства получили развитие и в философских взглядах Яссауи, который является крупнейшим представителем суфизма.

Во втором вопросе необходимо рассмотреть разнообразную и богатую духовную культуру казахского народа, составной частью которой являются многообразные формы народного поэтического творчества — фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки и т. д. Покажите, как в фольклоре отображены вопросы борьбы с иноземцами за свою свободу, отношения к власти, к правителям и т. д.

В третьем вопросе, рассматривая развитие политической мысли в духовном наследии казахского народа, необходимо отметить, что вторая половина ХIХ в. в Казахстане отмечена глубокими изменениями, которые произошли в экономической, политической и духовной жизни, связанные с завершением добровольного присоединения к России.

Огромную роль в этом деле сыграла появившаяся в степи малочисленная на первых порах группа национальной интеллигенции и прежде всего — выдающиеся просветители-демократы Ч. Валиханов ( 1835-1865гг. ), И. Алтынсарин ( 1841-1889гг. ), А. Кунанбаев ( 1845-1904гг. ).

Покажите какие русские ученые, ссыльные революционеры, творчество каких великих людей оказали серьезное влияние на формирование мировоззрения казахских просветителей?

Именно с просветительской деятельностью казахских интеллигентов связано новое направление в истории общественно-политической мысли Казахстана, поворот в сознании людей к реалистическому освоению мира.

Казахские просветители критиковали «лицемерные» действия царских чиновников в отношении национальных меньшинств и их «деморализующее» влияние на общество. Какие еще политически ошибочные мероприятия осуществлялись царской администрацией на территории Казахстана. Какую оценку давали казахские просветители колониальному административному аппарату чиновников?

Что же предлагали сами просветители для улучшения системы власти и управления в Казахстане? Как понимал Абай роль просвещенного правителя?

При рассмотрении четвертого вопроса покажите дальнейшее творческое развитие идеологии просвещения в деятельности М. Дулатова, М. Жумабаева, А. Байтурсынова, А. Бокейханова, Ш. Кудайбердиева, М. Шокаева, Ж. Аймауытова и др.

Развитие Казахстана в начале 20 века