о достижениях Республики Казахстан
за годы независимости
Макроэкономические показатели
За годы независимости и экономических реформ Казахстан достиг значительных успехов в развитии. Несмотря на ряд кризисов, принятые меры за прошедший период позволили существенно улучшить уровень жизни наших граждан, макроэкономическую и финансовую стабильность, создать необходимые условия для привлечения инвестиций в индустриально-инновационное развитие.
Казахстанский опыт экономического развития, накопленный за годы независимости, стал основой устойчивости экономики республики и ее способности противостоять негативным проявлениям кризиса.
В целом системное и последовательное решение задач по обеспечению макроэкономической стабильности, повышения конкурентоспособности экономики через индустриализацию и диверсификацию, развития частного предпринимательства способствовали сохранению стабильных темпов роста экономики Казахстана. За период независимости с 1993 по 2015 год ВВП Казахстана вырос в 16,1 раза (с 11,4 до 183,8 млрд. долл.), в реальном выражении ВВП страны вырос в 2,2 раза. За последние 10 лет экономика Казахстана выросла в 1,7 раза (2015 год к 2005 году).
Устойчивый рост экономики обеспечивается за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры, и повышение конкурентоспособности человеческого капитала. В рамках диверсификации осуществляется переход от экстенсивного, сырьевого пути развития к индустриально-инновационному развитию. Диверсификации экономики и развитию несырьевых отраслей содействовала Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию экономики страны на 2010 – 2014 годы, а также ГПИИР-2 (2015-2019гг.).
Рост реального ВВП сопровождался ростом доходов на душу населения. Если в 1993 году ВВП на душу населения составлял 696,2 долларов США, то в 2015 году этот показатель составил 10 478,2 тыс. долларов США и возрос более чем в 15 раз.
Основой для устойчивого подъема экономики стал масштабный рост инвестиций в основной капитал. Если в 1993 году инвестиции в основной капитал составляли 7,3 млрд. тенге, то в 2015 году они достигли 7,0 трлн. тенге, увеличившись за период 966,8 раз. За годы независимости в экономику Казахстана было привлечено более 222 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций.
Важным фактором роста инвестиций является поддержка иностранных инвесторов. Государство в рамках привлечения иностранных инвестиций создавала условия по улучшению бизнес-климата в стране и снижению административных барьеров.
Меры, принимаемые в рамках Программы «Дорожная карта Бизнеса-2020» также способствует оздоровления предприятий реального сектора и стимулирования их деятельности, которая направлена на формирование необходимых условий для развития частного предпринимательства, финансовая поддержка МСБ, увеличение казахстанского содержания в закупках товаров и услуг.
Адекватно росту экономики улучшалось благосостояние населения Казахстана. Номинальные денежные доходы населения в среднем на душу населения в 1995 году составляли 1721 тенге, в 2015 году – 67918 тенге, увеличившись в 39 раза. За годы независимости республики стабильно повышается уровень оплаты труда. Среднемесячная номинальная заработная плата по видам экономической деятельности одного работника по стране в целом увеличилась с 128 тенге в 1993 году более 125 тыс. тенге в 2015 году.
Динамичное развитие отраслей экономики позволило стабилизировать ситуацию на рынке труда. Так, если в 1994-1999 годах уровень безработицы в Казахстане составлял около 11,9% от экономически активного населения, то в 2015 году уровень безработицы в среднем составил 5,0%.
Динамика внутреннего рынка за годы независимости определялась ростом потребительского спроса. Так розничный товарооборот вырос с 4,8 млрд. тенге в 1993 году до 6369,6 млрд. тенге в 2015 году. Это обусловлено во многом ростом реальных доходов населения и замедлением инфляционных процессов в экономике.
Сегодня Казахстан обладает признаками успешно развивающейся экономически страны, которые соответственно отражены в мировых рейтингах конкурентоспособности. Этому свидетельствует, Глобальной индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. В 2015 году Казахстан занял 42 место среди 140 стран и переместился в группу стран, где возрастает значение факторов эффективности и инновационного развития. В качестве сильных факторов конкурентоспособности Казахстана экспертами Всемирного экономического форума отмечается «Макроэкономическая среда» (25 место) и «Эффективность рынка труда» (18 место).
Бюджетная политика
С момента обретения Независимости Казахстан прошел большой путь становления и совершенствования бюджетного процесса.
Период с 1991 по 1993 годы можно охарактеризовать как этап зарождения бюджетной системы. 17 декабря 1991 года был принят первый Закон «О бюджетной системе», который определил порядок формирования республиканского и местного бюджетов, а также процедуру взаимоотношения юридических и физических лиц с бюджетом по уплате налоговых платежей.
Следующий период с 1993 по 1997 годы – это становление бюджетной системы Казахстана, характеризующееся разработкой и внедрением новой бюджетной классификации в соответствии с международными стандартами.
В эти годы в стране были проведены большие экономические реформы, связанные с налоговым законодательством, структуризацией исполнительных органов власти, а также принятием второго Закона «О бюджетной системе» от 24 декабря 1996 года.
В период с 1998 по 2003 годы было продолжено реформирование бюджетной системы, проведен анализ государственного сектора, на основании которого были оптимизированы организации, финансируемые из бюджета.
С принятием третьего Закона «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999 года законодательно утверждено распределение поступлений и расходов между республиканским и местными бюджетами.
Далее последовал процесс модернизации бюджетной системы, который ознаменовался принятием первого Бюджетного кодекса от 24 апреля 2004 года.
В нем были объединены ранее функционировавшие законы («О бюджетной системе», «О государственном и гарантированном заимствовании и долге», «О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов»), регламентировавшие весь бюджетный процесс.
Впервые в Бюджетном кодексе 2004 года систематизированы вопросы межбюджетных отношений и принята норма о стабильных межбюджетных отношениях на среднесрочный период.
Начиная с этого времени, были разработаны четыре закона об объемах трансфертов общего характера на среднесрочные периоды: 2005-2007 годы, 2008-2010 годы, 2011-2013 годы и на 2014-2016 годы.
В 2007 году начата работа по выстраиванию качественно новой модели государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. В целях формирования целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированного на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны, в декабре 2007 года была утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты.
Это нашло отражение в новом Бюджетном кодексе от 4 декабря 2008 года, направленного на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами, а именно, на смещении бюджетного процесса от управления ресурсами бюджета, к управлению результатами.
Также был осуществлен переход от бюджетного планирования на один год на трехлетний бюджет, который стал основой новой модели государственного планирования.
С момента обретения независимости в Казахстане сформированы основы современной системы управления государственными финансами.
Важной реформой в бюджетной системе Казахстана стало создание в 2000 году Национального фонда Республики Казахстан (далее — Национальный фонд) в целях накопления финансовых ресурсов для будущих поколений посредством сбережения нефтяных доходов, а также снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. Национальный фонд стал важным инструментом поддержания макроэкономической стабильности в стране.
В целях обеспечения взаимосвязи экономического, стратегического и бюджетного планирования было проведено разграничение полномочий между центральными государственными органами и уровнями государственного управления, в том числе в бюджетной системе.
Продолжается работа по совершенствованию системы межбюджетных отношений и обеспечению прозрачности и стабильности, а также усиления самостоятельности каждого уровня управления в распределении бюджетных ресурсов.
Таким образом, создана целостная система регулирования бюджетных правоотношений, установлены единые принципы бюджетной системы, внедрен механизм сбережения нефтяных доходов, выстроена система межбюджетных отношений.
По поручению Главы государства Министерством разработана и утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2013 года № 590 Концепция новой бюджетной политики (далее – Концепция).
Концепция определяет видение, основные подходы формирования бюджетной политики до 2020 года и меры, направленные на обеспечение комплексности реформ в области государственных финансов.
С учетом приоритетов развития на средне и долгосрочный период целью бюджетной политики определено обеспечение сбалансированности государственных финансов и стабильности социально-экономического развития.
В целях обеспечения макроэкономической стабильности и сбалансированности государственных финансов, бюджетная политика формируется на основе ряда фискальных ограничений, основным из которых является управление размером дефицита бюджета.
В целом реализация Концепции способствует обеспечению стабильности государственных финансов, повышению результативности бюджетных расходов, увеличению частных инвестиций в экономику и созданию благоприятных условий для устойчивого экономического роста.
В условиях новой глобальной реальности основным приоритетом бюджетной политики должна стать жесткая экономия бюджетных ресурсов, рациональное использование средств Национального фонда и повышение эффективности государственных расходов.
Налоговая политика
Налоговая система Республики Казахстан, действующая с 1 января 2009 года, в том числе с учетом предусмотренных в Налоговом кодексе налоговых льгот во многом соответствует условиям, выдвинутым ОЭСР к налоговой системе, стимулирующей экономический рост.
Интерес к Казахстану со стороны инвесторов в последние годы продолжает расти. Приток валовых прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) в страну сохраняет стабильную положительную динамику. При этом в мире потоки ПИИ сокращаются.
Между тем, стоит отметить, что в Казахстане за последние 5 лет привлечено почти 50% от валового притока ПИИ за все годы независимости, а за годы Государственной программы индустриально-инновационного развития в обрабатывающий сектор привлечено столько же ПИИ, сколько за все 18 лет до него.
Инвестиции в основной капитал по горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, а также по обрабатывающей промышлености сохраняют положительную динамику начиная с 1999 года до 2016 года.
Объем ВВП с 29 423,1 млн. тенге (11 404,3 млн. долл. США) в 1993 году вырос до 40 761 445,1 млн. тенге (183 833,7 млн. долл. США) в 2015 году.
Объем промышленного производства с 23 773 млн. тенге в 1993 году вырос до 14 634 477 млн. тенге в 2015 году.
При этом, доходы государственного бюджета с 7 103 млн. тенге
в 1993 году выросли до 7 634 804,9 млн. тенге в 2015 году.
Являясь одним из приоритетных направлений развития экономики страны, сельское хозяйство располагает огромным потенциалом и большими резервами.
С целью подъема экономики села за последние 15 лет были приняты государственные и отраслевые программы по развитию и поддержке агропромышленного комплекса и села, подкрепленные солидными финансовыми ресурсами.
Совместно с бюджетными расходами государство предоставило для сельского хозяйства ряд налоговых льгот. Основными из них являются специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств и специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельхозпродукции.
Учитывая ежегодную положительную динамику валовой добавленной стоимости сельского хозяйства, следует вывод о том, что действующие в настоящее время налоговые льготы, направленные на стимулирование деятельности производителей сельхозпродукции, являются обоснованными и эффективными.
Наглядным примером является валовый выпуск продукции (услуг) сельского хозяйства с 77,8 млн. тенге в 1991 году вырос до 2 748 684,1 млн. тенге в 2015 году.
Достижению данных показателей сопутствовала грамотно выстроенная государственная политика, в том числе меры стимулирования посредством инструментов налоговой политики, как уровня налоговой нагрузки в целом, так и путем применения отдельных видов налоговых льгот.
Сегодня в развитых странах на долю МСБ приходится от 40 % до 90% объема ВВП, поэтому правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора. Казахстанский МСБ движется в русле глобальных тенденций, однако его доля значительно отличается от мировых критериев.
Благодаря активной работе Правительства по улучшению бизнес климата в стране в течении последних 6 лет Казахстан сегодня повысил свою позицию в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка, характеризующем степень легкости ведения бизнеса с 80-го до 50-го места из 189 стран, при этом по показателю налогообложение 18 место, что говорит о благоприятном налоговом режиме. Россия в данном рейтинге находится на 47 месте, а Белорусия на 63 месте.
Таможенная политика
Развитие сферы таможенного регулирования как одной из важнейших сфер государственного регулирования, в те времена для осуществления 100-процентного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Казахстана, было обеспечено введением таможенных границ с сопредельными государствами бывшего Союза, созданием широкой разветвленной сети таможенных учреждений как внутри территории республики, так и на ее границе.
Жесткая позиция была занята и в сфере формирования правого фундамента в механизме регулирования таможенных отношений. В 1995 году был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О таможенном деле в Республике Казахстан», главным принципом которого было «полицейское» администрирование со стороны государства.
За период независимости в стране произошли крупномасштабные государственные преобразования. Радикально преобразованная система экономики, стремительные изменения в международной торговле, интеграция в мировую экономическую систему потребовали гармонизации и упрощения таможенных процедур.
В законодательстве был взят курс на облегчение таможенных процедур, содействие развитию бизнеса и ускорение товарооборота.
Также происходящие в последнее десятилетие процессы интеграции по созданию экономического союза не могли не внести изменений в сферу таможенного регулирования. Так, в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 года №1, Комиссией таможенного союза был заложен комплекс мероприятий, связанных с разработкой проекта Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС).
Сам Договор о ТК ТС подписан 27 ноября 2009 года в городе Минске на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Официально ТК ТС начал действовать с 1 июля 2010 года.
При разработке данного документа использовались важнейшие международные договоры в сфере таможенного регулирования, а также лучшая правоприменительная практика государств-членов таможенного союза.
Основными новеллами, не имевшими правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-членов Таможенного союза, стали:
введение понятия «Единая таможенная территория таможенного союза»; создание единых условий транзита на всей территории таможенного союза; взаимное признанию мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории Таможенного союза; введение института уполномоченных экономических операторов пользующихся специальными упрощениями; установление единых требований в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела на территории государств-участников таможенного союза и др..
В целях приведения национального таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза параллельно был разработан Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», который вступил в силу также с 1 июля 2010 года.
С 1 января 2015 года стартовал новый этап интеграции – Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), Договор о создании которого был подписан президентами Беларуси, Казахстана и России 29 мая 2014 года в Астане.
Для обеспечения применения действующего таможенного законодательства Таможенного союза в новых условиях ЕАЭС Договором предусмотрены переходные положения, позволяющие применять ТК ТС до момента вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – проект ТК ЕАЭС), по формированию которого в настоящее время ведется активная работа.
При работе над проектом данного международного документа взята за основу практика обсуждения крупных законопроектов, существующая в Республике Казахстан на протяжении последних лет, а именно к обсуждению помимо заинтересованных государственных органов Сторон, специалистов Евразийской экономической комиссии, привлечены представители бизнес-сообщества трех стран, как аналогичной.
В числе основных подходов подготовки проекта ТК ЕАЭС были обозначены: согласованность проекта ТК ЕАЭС с терминологией, понятийным аппаратом и положениями Договора о ЕАЭС; систематизация и кодификация действующего таможенного законодательства, включая устранение правовых коллизий — в новый кодекс инкорпорировано порядка 21 различного соглашения Таможенного союза; модернизация таможенного регулирования с учетом современного уровня развития информационных технологий; учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО.
Жилищное строительство
В нашей стране строительство – одна из стратегически важных и активно развивающихся отраслей экономики. Оно оказывает значительное воздействие на социально-экономическое развитие страны и ее отдельных регионов. Его доля в ВВП Республики Казахстан в 2015 г. составила 6,2 %.
Для обеспечения реализации политики государства в области жилищного строительства был принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих строительную деятельность, а именно: Государственная программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы; Государственная программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы; Программа по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов Республики Казахстан на 2010–2014 годы; Программа «Доступное жилье – 2020»; Программа развития регионов до 2020 года.
Одним из основных приоритетов Республики Казахстан на среднесрочную перспективу остается дальнейшее развитие жилищного строительства и на его основе наиболее полное обеспечение жильем социально защищаемых граждан и граждан с невысоким доходом.
Темп ежегодного прироста за эти двадцать пять лет составляет от 1,5% до 10%. В 2015 году введено 8,9 млн. кв. метров жилья. В сравнении с 1991 годом ввод жилья по всем источникам финансирования увеличился почти на 2,8 млн. кв. метров или на 45,9%.
Целенаправленная политика государства по обеспечению жильем граждан нашей страны дала ощутимые результаты и позволила обеспечить за неполных 25 лет (с 1991 по 1 июня 2016 года). строительство 110,7 млн. кв. метра жилья. Это позволило обеспечить свыше 1,0 млн. семей квартирами.
Период с 1991 по 2015 годы характеризуется значительным ростом объема инвестиций. Инвестиции в данную отрасль возросли с 0,01 млрд. тенге в 1991 году до 719,2 млрд. тенге в 2015 году.
Защита конкуренции
История становления и развития законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности насчитывает 5 этапов. 1991 год является первым этапом в становлении конкурентной политики, началом зарождения в республике антимонопольного законодательства. В 1991 году принят первый в республике закон — «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1991 года.
Этот Закон заложил основные, базисные понятия регулирования монополий, недопущения недобросовестной конкуренции, антиконкурентных действий государственных органов.
Начало второго этапа становления и развития законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности который характеризуется принятием большинства подзаконных актов, регулирующих монополии, впервые введены понятия «монопольного дохода», «монопольно высокой (низкой) цены», определена система антимонопольного органа.
Третий этап. Принятие закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», к которому было разработано 15 подзаконных актов.
Четвертый этап приходится на 2008 – 2009 годы. Во исполнение положений Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» была предусмотрена разработка нового Закона «О конкуренции», который введен в действие с 1 января 2009 года. Отличием данного Закона является его прямое действие и направленность на поддержку малого и среднего предпринимательства, стимулирование внедрения инноваций и роста инвестиций.
Пятый и шестой этапы – это 2015 и 2016 годы – новейшие этапы в развитии конкурентной политики, которые характеризуются стремлением к либерализации законодательства — упрощением антимонопольного регулирования.
В течение 2015 года в антимонопольное законодательство внесен важнейший ряд изменений и дополнений.
В конкурентную практику внедрены принципы « Yellow Pages Rule », суть которых заключается в том, что для поддержания здоровой конкурентной среды необходимо ограничить создание дочерних структур госкомпаниями и не допускать вмешательства государства в те сферы экономики, где представлен бизнес. Усилена роль антимонопольного органа. Введены нормы, оптимизирующие сделки экономической концентрации, отчетность субъектов рынка, сроки запросов.
Сегодня антимонопольная служба РК в рамках реформы «Индустриализация и экономический рост» стремится преобразовать свою работу согласно стандартам ОЭСР. В рамках 53 шага Плана нации «Изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР» разработан 2-х этапный подход по приведению законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции в соответствие стандартам ОЭСР.
Государственно-частное партнерство
Официальное становление государственно-частное партнерство (ГЧП) в Казахстане началось в 2006 году с принятием Закона «О концессиях», который заложил правовое поле для реализации инвестиционных проектов с использованием концессии, одной из наиболее популярных форм ГЧП.
В целях совершенствования законодательства с учетом лучшей международной практики в 2008 и 2010 годах внесены ряд поправок в законодательство по концессии в части процедур передачи объектов в концессию, расширения мер государственной поддержки и повышения привлекательности концессионных проектов, отмены обязательности выпуска инфраструктурных облигаций, за исключением предоставления меры государственной поддержки в виде софинансирования государства.
На сегодняшний день на стадии реализации находятся 3 действующих концессионных проекта, по которым наработан определенный положительный и отрицательный опыт.
В течение 2012-2013 годов для повышения привлекательности ГЧП проектов и их широкого применения, в казахстанское законодательство внесены дополнительные концептуальные изменения.
В июле 2014 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного управления» (далее – Закон).
Законом внесены отдельные поправки в Бюджетный кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О концессиях», направленные на повышение самостоятельности местных исполнительных органов (далее – МИО) в части реализации проектов ГЧП.
31 октября 2015 года подписан Закон «О государственно-частном партнерстве», цель которого формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между государством и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг.
На различных этапах готовности находятся 102 проекта.
— 8 республиканских проектов, на общую сумму 290 734 млн. тенге, среди которых строительство автодорог, больниц, исправительных учреждений и др.;
— 94 местных проекта. на сумму порядка 873 499 млн. тенге. в сфере здравоохранения, образования, городской инфраструктуры и другие.
В Восточно-Казахстанской области в конце 2015 года заключены 11 договоров концессии по строительству детских садов (концессионеры Global Construction, Kaz Azmeko ).
Международная экономическая интеграция
Формирование Евразийского экономического союза
В ходе первого официального визита в Россию 29 марта 1994 года, в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев впервые выступил с идеей формирования Евразийского Союза Государств.
В июне 1994 года детально разработанный интеграционный проект направлен главам государств, а затем опубликован в прессе. Впервые в официальном документе новое интеграционное объединение названо Евразийским Союзом.
В 1995 году Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Соглашение о Таможенном союзе, нацеленное на устранение препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами сторон, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции и в конечном итоге гарантирование устойчивого развития экономик Сторон.
Подписанное в 1995 году Соглашение «тройки» определило то интеграционное ядро, которое и в настоящее время является двигателем интеграционных процессов на пространстве Евразии.
29 марта 1996 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Республика Таджикистан присоединилась к Договору в 1998 году.
Задуманный как высшая форма равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, Евразийский союз, по сути, является моделью цивилизованных взаимосвязей независимых государств на постсоветском пространстве, при безусловном сохранении ими суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. Эти принципы постепенно начинают воплощаться в жизнь.
26 февраля 1999 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
23 мая 2000 года в Минске на заседании Межгосударственного Совета принято решение подготовить до сентября 2000 года проект договора о формировании межгосударственного интеграционного объединения Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
10 октября 2000 года в Астане Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан в целях эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
19 сентября 2003 года в Ялте Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Правительства сторон начали работу по подготовке правовой базы ЕЭП с целью создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В августе 2006 года в ходе неформального саммита в Сочи главами государств-членов ЕврАзЭС принято решение об активизации Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией работы по формированию Таможенного союза в формате «тройки» с последующим присоединением Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по мере готовности их экономик.
6 октября 2007 года в Душанбе подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Поставлена цель — обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции.
В январе 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: введен в действие Единый таможенный тариф, отменены таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, обеспечено беспрепятственное движение товаров на территории трёх государств.
В декабре 2010 года приняты 17 базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования Единого экономического пространства, а также подписана Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В ноябре 2011 года лидеры стран Таможенного союза подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству. Президенты также подписали Договор о Евразийской экономической комиссии.
В октябре 2011 года принято решение о начале переговоров о присоединении Кыргызской Республики к ТС.
В декабре 2011 года Президенты приняли решение «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определяющее введение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП.
В январе 2012 года вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения уже не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы. Для полноценной реализации формата «четырёх свобод» ведётся разработка свыше 50 документов.
В феврале начала работу Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве.
29 мая 2014 года в Астане Президенты государств-членов ТС и ЕЭП на заседании Высшего Евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В целом основой Договора о Евразийском экономическом союзе являются договоренности, ранее достигнутые государствами в рамках Таможенного союза и ЕЭП. Систематизирована нормативная правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В ходе работы над Договором казахстанская Сторона отстояла позицию о недопустимости включения в Договор положений, связанных с гражданством, правовой помощью, охраной границ, общим парламентом, паспортно-визовой политикой, экспортным контролем, общей миграцией, обороной, безопасностью, здравоохранением, образованием, наукой и культурой, выходящие за пределы экономической интеграции.
Исключены также по многим направлениям положения, предполагающие всеобъемлющее введение единых политик с передачей регуляторных функций Комиссии (к примеру, положения о единой денежно-кредитной, налоговой политике).
Обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов государств.
В Договоре заложен чёткий механизм консенсуса при принятии стратегически значимых решений на всех уровнях, что исключает всякую возможность доминирования какого-либо государства.
10 октября 2014 года в Минске в ходе Высшего Евразийского экономического совета подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС.
23 декабря 2014 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, с одной стороны, и Президент Кыргызской Республики, с другой стороны, подписали Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
Евразийский экономический союз Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации заработал с 1 января 2015 года. Со 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 12 августа 2015 года Кыргызская Республика стал полноправным членом ЕАЭС.
Евразийский экономический союз открывает значительные возможности для развития экономики Казахстана, полномасштабной реализации имеющегося потенциала в сферах энергетики, транспорта, промышленности и сельского хозяйства.
К 2025 году будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов, который предусматривает неприменение во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин и ограничений.
Равный доступ к газотранспортной инфраструктуре стран-партнёров, прежде всего России, будет предоставлен к 2025 году.
Казахстан экспортирует ежегодно более 8 млрд. куб. м. газа. В перспективе, с разработкой национальных месторождений, экспортный потенциал республики значительно вырастет. Поэтому, договоренности по доступу к газотранспортной инфраструктуре очень важны для будущего стабильного развития Казахстана.
Казахстан является самым большим и при этом наиболее отдалённым от моря государством из так называемых «land-locked countries» (из стран удалённых от моря).
В условиях континентальной «замкнутости» важнейшим системным аспектом для роста экономики и ее диверсификации является снижение транспортных издержек.
В рамках Евразийского экономического союза существуют договоренности о доступе к инфраструктуре и внутригосударственным тарифам стран-партнеров на перевозку грузов позволят сократить транспортные издержки. Соответственно, повысится конкурентоспособность казахстанской продукции на внешних рынках.
Следует отметить, что при перевозках грузов железнодорожным транспортом из одного государства в третьи страны транзитом через морские порты другого государства и в обратном направлении, с момента вступления в силу Договора о ЕАЭС применяется унифицированный (внутренний) тариф, который по размеру значительно ниже транзитного. По оценкам экспертов, экономия казахстанских перевозчиков при транспортировке транзитом по территории России через морские порты при применении унифицированных внутренних российских тарифов на услуги железнодорожного транспорта вместо транзитных тарифов может составить до 240 млн. долл. США.
По территории Казахстана проходят и формируются следующие международные автотранспортные коридоры, дальнейшее развитие которых имеет стратегическое значение:
1. ТРАСЕКА: Восточная Европа — Центральная Азия через Чёрное море, Кавказ и Каспийское море;
2. Север-Юг: Северная Европа — страны Персидского залива через Россию и Иран с участием Казахстана на участках Актау — уральские регионы России и Актау-Атырау.
3. Западная Европа-Западный Китай.
Договором о ЕАЭС предусмотрена поэтапная либерализация автомобильных каботажных перевозок. При этом, этапность будет отражена в Программе либерализации автомобильных перевозок. В рамках данной Программы либерализация предполагается осуществляться с 2016 по 2025 годы. При этом, казахстанская Сторона будет применять ограничения в допуске на свой внутренний рынок перевозчиков государств – членов до 2025 года.
В этой связи, договоренности государств-членов в рамках ЕАЭС будут способствовать укреплению транзитной роли Казахстана между Европой и Китаем.
Ещё одно важнейшее направление сотрудничества – это сфера электроэнергетики. Общий электроэнергетический рынок путем интеграции национальных рынков электроэнергии Белоруссии, Казахстана и России планируется сформировать к 2019 году. Это позволит в полном объеме реализовать экспортный потенциал электроэнергетической отрасли Казахстана, который согласно Плану развития электроэнергетической отрасли к 2030 году превысит 6 миллиардов киловатт-часов, а также повысить стабильность энергосистемы. Это порядка 200-300 млн. долл. США дополнительной экспортной выручки ежегодно.
В Договоре о ЕАЭС предусмотрено создание общего рынка лекарственных средств на основе стандартов GMP (надлежащих производственных практик). Такой рынок, основанный на международных стандартах, в дополнение к исключению барьеров позволит обеспечить доступность безопасных и качественных лекарств для населения, повысит конкурентоспособность фармацевтических предприятий Казахстана на мировом рынке.
В Казахстане на настоящий момент 9 производственных участков пяти производителей имеют заключения о соответствии стандарту «Надлежащая производственная практика» (GMP). Казахстанскими производителями добровольно принято решение об обязательном получении GMP стандарта, так как это положительно отражается не только на качестве производимой продукции, но и на имиджевой составляющей.
На основе формирования общего фармацевтического рынка ЕАЭС наиболее крупные отечественные производители планируют увеличить объем экспорта лекарственных средств до 360 млн. долларов США в год.
Достигнуты договорённости о поэтапной до 2025 года либерализации отдельных секторов услуг. Либерализация будет осуществляться по тем секторам, в которых такая либерализация будет выгодна государствам-участникам.
Ключевым фактором заинтересованности в участии Казахстана в евразийском интеграционном процессе являются развитие перерабатывающих производств на основе повышения инвестиционной привлекательности. Уже сейчас в условиях реализации договорённостей Таможенного союза и Единого экономического пространства, которые в свою очередь являются базовыми для Евразийского экономического союза, в этих направлениях отмечаются положительные тенденции.
Формированием общего рынка ЕАЭС, может стать дополнительным импульсом для привлечения инвестиций в Казахстан.
Объёмы прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана за 5-летний период с начала функционирования Таможенного союза, с 2010-го по 2014-й годы, по сравнению с предыдущим пятилетним периодом, с 2005-го по 2009-й годы, возросли почти в 3 раза (с 6 млрд. долл. США до 18 млрд. долл. США). Общий объем привлечённых прямых иностранных инвестиций с 2005 по 2015 годы составляет более 222 млрд. долл. США.
Оценивая весь период функционирования Таможенного союза, можно сказать, что с 2009 года по настоящее время годовой товарооборот со странами-партнёрами по Таможенному союзу вырос на 22,5% (с 12,9 млрд. долл. США в 2009 году до 15,8 млрд. долл. США в 2015 году).
При этом, экспорт увеличился на 36,1% (с 3,6 млрд. долл. США в 2009 году до 4,9 млрд. долл. США в 2015 году). Доля обработанных товаров в общем объёме казахстанского экспорта в страны Таможенного союза выросла с 45 до 53 процентов.
Вместе с тем, наиболее значительные выгоды, как для стран-участников, так и в целом для экономического развития всего континента, Евразийский экономический союз принесёт в перспективе. При этом, поэтапное его развитие создаёт необходимую платформу для стабильности и привлекательности евразийского интеграционного процесса.
В целом, Евразийский экономический союз открывает новые перспективы для полномасштабного развития экономики Казахстана, создаёт глубокие стимулы для экономической кооперации всех стран евразийского региона, включая европейские страны, государства Центральной и Юго-Восточной Азии.
В рамках Евразийского экономического союза прорабатывается
8 приоритетных направлений по торгово-экономическому сотрудничеству с другими странами. В их числе Европейский союз, СНГ, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Черноморский и Прикаспийский регионы, Северная, Латинская Америка и Африка.
Для Казахстана особый интерес представляют Европейский союз, Китай и Иран.
Комиссией предлагается взаимодействие ЕАЭС с ЕС в формате диалогового сотрудничества. Данное сотрудничество не предусматривает юридических обязательств сторон. Впоследствии это позволит перейти к заключению непреференциального торгово-экономического соглашения, а со временем, по мере накопления позитивного опыта взаимодействия, сближения регулятивных норм и правил, развития торговли и кооперации перейти к диалогу о заключении соглашения о зоне свободной торговли.
С Китаем в ближайшее время начнутся переговоры по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве, которое будет непреференциальным. В перспективе, данное сотрудничество будет направлено на сопряжение евразийского интеграционного процесса с инициативой «Экономический пояс Шелкового пути».
Расширение сотрудничества с Ираном позволит получить выход на рынки и доступ к транзитным маршрутам Среднего Востока.
В этой связи, принято решение о создании совместной исследовательской группы по изучению целесообразности создания зоны свободной торговли с Ираном.
Совместные исследовательские группы созданы также с Израилем, Индией и Египтом.
В целом заинтересованность в сотрудничестве с ЕАЭС проявляют более 30 стран.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета 16 октября 2015 года принято Распоряжение «О взаимодействии государств – членов ЕАЭС по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса». Распоряжение предусматривает поручение правительствам государств – членов ЕАЭС совместно с ЕЭК в части компетенции ЕАЭС обеспечить взаимодействие по вопросам участия в инициативе Экономического пояса Шёлкового пути, в том числе в рамках работ по разработке соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Также распоряжением поручено Комиссии совместно государствами подготовить проект «дорожной карты» дальнейшего взаимодействия ЕАЭС и КНР.
Товарооборот Республики Казахстан со странами партнерами Таможенного союза за 2010-2015 годы ( данные за 2014 г. по странам ТС приведены без учета данных по Армении и Кыргызстану)