Восстановление промышленности и транспорта. Отсталая колониальная экономика Казахстана, перенесшая разорительные последствия первой мировой и гражданской войн, оказалась еще в более тяжелом положении, чем промышленно развитые регионы страны. От военных действий особенно пострадали промышленность и транспорт. Валовая продукция крупной промышленности в 1920 г. по сравнению с 1913 г. сократилась вдвое, а производство средств производства — в 4,5, добыча нефти — в 4 раза, прекратилась добыча медной и полиметаллических руд, выплавка меди, многие рудники и угольные шахты были затоплены или бездействовали из-за разрушения электрических станций, негодности оборудования и т. д. В катастрофическом состоянии находился транспорт, в особенности железнодорожный: более половины паровозов и около 90% вагонов требовали капитального ремонта, разрушены сотни мостов, больше всех пострадало путевое хозяйство, не хватало рельсов и шпал для замены пришедших в негодность и т. д.
Восстановительные работы в промышленности и на транспорте Казахстана, начавшиеся в условиях перехода страны к нэпу, сильно затруднялись не только последствиями хозяйственной разрухи в целом, но и джутом 1920—1921 гг. когда погибло много скота, а также неурожаем 1921 г. приведшим к голоду в республике.
В1920—1921 гг. восстанавливались лишь отдельные предприятия, а в целом этот процесс успешно развернулся только во второй половине 1922 г. Переломным в восстановлении народного хозяйства республики стал 1923 г. В первую очередь восстанавливались предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, чему способствовал неплохой урожай 1922 г. Заработали крупные мельницы в Кустанайской, Уральской и Семипалатинской губерниях, Павлодаре и т. д. что привело к быстрому восстановлению мукомольной промышленности. В Северном Казахстане восстановились маслодельные заводы, было вновь построено 20 маслозаводов. Определенные успехи имелось и в работе других отраслей пищевой промышленности, так, например, в августе 1923 г. восстановлены Илецкий и Коря — ковский соляные промыслы, не требовавшие крупных капиталовложений.
Налаживалась, хотя и медленно работа хлопкоочистительных заводов на юге республики, кожевенных, шерстомоек и других предприятий легкой промышленности. Восстановленные пимокатный, овчинный, кожевенный и чугунолитейный заводы в Петропавловске в 1923 г. были соединены в единое предприятие — промкомбинат. Вновь начали работать кожевенные заводы в Алма-Ате, Чимкенте и Талгаре.
Некоторые шаги были сделаны в восстановлении предприятий тяжелой промышленности. Бол ее быстро возродиласьнефтяная промышленность: промыслы Эмбы и Доссора уже в 1925 г. превысили уровень 1913 г. Успешно шла техническая реконструкция производства, для добычи применялись глубокие насосы, развертывались электрификация промыслов, обновлялось оборудование, применялись геофизические методы разведки. Успешно работала и полиграфическая промышленность, быстро достигая довоенного уровня, благодаря чему резко расширилось издание газет на казахском и русском языках.
Рабочие Риддера упорно боролись за восстановление шахт, рудников, обогатительной фабрики, электростанции, железной дороги и других объектов, но из-за недостаточности оборудования и денежных средств эти предприятия были переведены на положение технической охраны и только в 1925 г. возобновились работы по восстановлению предприятий Риддера. Бездействовали Карагандинские и Эки-бастузские копи, Спасский завод, Успенский рудник и другие горнодобывающие и горнозаводские предприятия. Лишь в конце 1925 г. начались работы по восстановлению Карсакпайского медеплави-тельного завода и его узкоколейной железной дороги Байконур — Карсакпай — Джезказган.
Особое внимание уделялось транспорту, без налаживания успешной работы которого нельзя было осуществить главную задачу нэпа — восстановление экономических связей между городом и деревней, между промышленными предприятиями и сельским хозяйством.
Основной железнодорожной артерии республики — Оренбург-Ташкентской магистрали выделялось значительное число паровозов и вагонов, топливо, различные материалы по развертке НКПС, направлялись высококвалифицированные железнодорожные командиры транспортного хозяйства и т. д. Строились и новые, особенно «хлебные линии», как продолжение сооружения Семиреченской ж. д. до ст. Луговая и далее до ст. Пишпек, дорога Петропавловск — Кокчетав, а также линия Славгород — Кулунда — Павлодар Южно-Сибирской магистрали и т. д. Первые две линии служили для вывоза хлеба из Семиречья и Северного Казахстана в голодающие регионы страны, а последняя — для вывоза соли из Коряковских промыслов.
Но в Казахстане из-за его экономической отсталости, унаследованной от колониального периода, нехватки оборудования, денежных средств и квалифицированных кадров, а также других местных трудностей, восстановление промышленности и транспорта происходило более низкими темпами, чем в целом по стране и продолжалось вплоть до 1927 г. включительно. В цветной металлургии работало более 60% всех ее предприятий.
Таким образом, восстановление промышленности и транспорта Казахстана завершилось в условиях перехода страны к социалистической индустриализации. К этому времени значительно окреп и начал развиваться социалистический сектор в промышленности и на транспорте, возникший после Октября 1917 г. на базе национализированных частных предприятий, его удельный вес во всей промышленности Казахстана достигал 64, а в крупной — 97,2%. Вее железнодорожные линии, а также водные артерии с их подвижным составом, пристанями и т. д. также находились в государственной собственности. В условиях нэпа, допускавшего развитие частного сектора и свободу торговли, в Казахстане другие экономические уклады не получили особого развития.
В условиях нэпа совершенствовалось управление промышленностью, республиканское промбюро ВСНХ было преобразовано в ЦСНХ республики, а предприятия по подчиненности разделены на союзные, российские, смешанно-федеративные, республиканские и губернские (местные). На базе наиболее крупных предприятий создавались объединения в основном на началах хозрасчета, получавшие название советских трестов. Предприятиями союзного и российского значения стали Урало-Эмбинский нефтяной трест, трест «Алтайполиметалл», Атбасарский трест цветных металлов, трест «Золото-руда» (группа золотых приисков Кустанайского района). Предприятиями Экибастуза и Риддера управлял ЦСНХ Казахстана на основе мандата ВСНХ РСФСР. В непосредственном управлении ЦСНХ республики находились: Илецсольтрест, Павлодарсольтрсст, тресты Южно-Уралзолото, «Акжалзолото», Оренбургский и Петропавловский кожмехтресты, Казрыбтрест. С каждым годом усиливалось управление центром более или менее крупными предприятиями Казахстана, в особенности добывающих отраслей промышленности (нефтяной, цветной металлургии и др.), продукция которых вывозилась в индустриально развитые регионы Союза ССР. Все более отчетливо проявлялась сырьевая направленность экономики Казахстана.
Осуществление социалистической индустриализации страны, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. натолкнулось в Казахстане на ряд серьезных трудностей. Главной из них была социально-экономическая отсталость республики, в условияхкоторой казахскому народу предстояло, позамыслам Коммунистической партии и Советского правительства, совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Восстановление народного хозяйства, в особенности промышленности, затянулось. К началу 1926 г. промышленность республики достигла лишь 61, а сельское хозяйство—82,9% уровня 1913 г.
К началу индустриализации богатые месторождения угля, нефти, цветных металлов и других ископаемых в республике только начали изучаться, поэтому новое промышленное и железнодорожное строительство проводилось во многих случаях без должной подготовки. Так, легендарный Турксиб строился по дореволюционным изысканиям и уже в процессе строительных работ разгорелся спор между сторонниками Курдайского и Чокпарского вариантов на южной части магистрали, а на северной части—Балхашского и Лепсинского. На выбор оптимального варианта в каждом из этих случаев ушло немало времени и средств. На местах новых строек не хватало квалифицированной рабочей силы, строительных материалов, техники и механизмов, а также денежных средств и т. д.
Эти трудности, а также сложная общественно-политическая обстановка в Казахстане вызвали в 20 — начале 30-х гг. острую идеологическую борьбу вокруг вопросов о будущем республики, в особенности, путях ее индустриализации, создании национальных кадров рабочих. Основная борьба разгорелась между двумя точками зрения. Согласно первой, главным проводником которой был Ф. И. Голоще-кин, Казахстану отводилась роль сырьевой базы промышленно-раз-витых регионов страны 14 .
Против этого выступал крупный политический деятель С. Садва-касов, который поддерживал идею индустриализации с максимальной выгодой для республики и с учетом ее экономических возможностей, природных и человеческих ресурсов. Он отмечал, что политика партии и ее руководителей на окраинах мало чем отличаются от прежней политики, которая видела в окраинах, главным образом, сырьевую базу для центральной промышленности. Он выступал за форсированную индустриализацию окраин, за комплексное развитие тех отраслей промышленности, для которых в республике имеются условия: сырье и рабочая сила в лице миллионов бедняков-казахов. Садвакасов был против массового переселения в республику «свободных» рабочих рук из других районов страны 15 .
Несмотря на все трудности, которые преодолевались в процессе нового строительства, благодаря в первую очередь самоотверженному труду рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции, Казахстан превратился из отсталой окраины страны в индустриальную с крупным сельскохозяйственным производством республику. Индустриальное развитие Казахстана в 1926—1940 гг. когда каждая республика, исходя их своих конкретных условий, вносила свой вклад в общесоюзный процесс индустриализации с преимущественным развитием тяжелой промышленности, в особенности машиностроения, имело здесь ряд особенностей, связанных с исходным социально-экономическим положением, демографическим развитием населения, а также природными богатствами республики и т. д.
Богатейшие месторождения полезных ископаемых стали основой для преимущественного развития тяжелой индустрии в Казахстане, в особенности ее добывающих отраслей — нефтяной, угольной и цветной металлургии, которые на длительное время определили индустриальный облик республики, характер сырьевой направленности ее промышленности. На базе реконструированных предприятий работали Риддерский полиметаллический комбинат, Карсак-пайский медеплавильный комбинат, Иртышский медеплавильный завод и др. Были построены Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, строились Текелийский полиметаллический и Джезказганский медеплавильный комбинаты, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый завод и др.- Это были в большинстве своем предприятия цветной металлургии, крупнейшие не только в Казахстане, но и в стране.
Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, ставшего третьей после Донбасса и Кузбасса угольной кочегаркой страны.
По добыче нефти Казахстан вышел на третье место (после России и Азербайджана). Развивалась химическая промышленность: был реконструирован Чимкентский химфармзавод, в 1939 г. вошел в строй Актюбинский химкомбинат, начавший производить фосфорные удобрения. Успешно работал Аралосульфат, началась подготовка к освоению богатейших меторождений фосфоритов Каратау и т. д.
Восстановление старых, строительство новых и техническая реконструкция предприятий, в особенности в тяжелой индустрии, требовали создания соответствующей мощной энергетической базы. В связи с этим были построены Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, теплоэлектростанции Балхашского медеплавильного комбината, Чим — кентского свинцового завода, Актюбинского химкомбината, Ачи-сайского полиметаллического комбината и др. Производство электроэнергии в республике возросло по сравнению с 1913 г. в 486 раз.
Значительные успехи были достигнуты в легкой и пищевой промышленности: вошли в строй и упешно работали обувная и двешвейные фабрики в Алма-Ате, кожевенный комбинат и мясокомбинат в Семипалатинске, Гурьевский рыбоконсервный и Алма-Атинский плодоовощной комбинаты, первые сахарные заводы в Талды-Кургане, Мерке и Джамбуле, табачная фабрика в Алма-Ате, рядмельничных комбинатов, хлебо — и маслодельных заводов.
Другой особенностью индустриального развития Казахстана в этот период было выдвижение на передний план наряду с цветной металлургией, нефтяной, угольной и другими в основном добывающими отраслями, тяжелой промышленности, транспорта, в особенности железнодорожного. В 1928—1940 гг. железнодорожная сеть республики увеличилась почти на 50% и достигла 6581 км. Были построены Туркестано-Сибирская железная дорога, соединившая Сибирь со Средней Азией, основные участки трансказахстанской магистрали, сыгравшие большую роль в освоении природных богатств Центрального Казахстана. Линии Рубцовск—Риддер обслуживала предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана, Уральск—Илецк связала районы республики с Оренбуржьем и другими промышленно развитыми областями России.
Более высокие, чем общесоюзные темпы индустриализации заложили основу ликвидации экономического неравенства ранее отсталых национальных республик Советского Востока.
Индустриальное развитие Казахстана такими высокими темпами стало возможным только благодаря всесторонней помощи России, Украины и других промышленно развитых республик Советского Союза. Помощь эта приняла широкий размах и разнообразные формы.
Но, несмотря на огромные успехи Казахстана в индустриальном развитии, в этом процессе имелись существенные проблемы и недостатки. Главным из них была сырьевая направленность промышленности республики.
В республике отсутствовали предприятия по обработке нефти и газа, цветных металлов, не говоря уже о машиностроении, в особенности его ведущих отраслей — таких, как станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, производство тракторов, других сельхозмашин и т. д. Из-за слабости или отсутствия ряда ведущих отраслей легкой промышленности большинство предметов потребления (одежда, обувь, ткани и т. д.) ввозилось из-за пределов республики. Кроме угля, нефти, руды из Казахстана в Россию, Среднеазиатские и другие республики вывозились соль, хлопок, зерно, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты и сырье.
Казахстан ввозил большое количество машин, металлических изделий, цемента, лесных грузов и др. в основном из России.
Однобокое развитие промышленности Казахстана, заложенное еще в колониальный период и продолженное в последующее время, в том числе и в послевоенные годы, сказывается до сих пор.
Индустриальное развитие Казахстана в 1926—1940 гг. имело ряд крупных социально-экономических последствий, к числу которых в первую очередь следует отнести превращение его из аграрного в индустриально-аграрный, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики и формирование рабочего класса, в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения.
Промышленность стала преобладающей отраслью хозяйства Казахстана, удельный вес ее продукции в середине 30-х гг. начал преобладать и в 1939 г. достиг 58,9% против 41,1% продукции сельского хозяйства. Был создан и ускоренно развивался мощный промышленный потенциал, постепенно занимавший передовые позиции в Советском Союзе: Казахстан вышел на второе место по производству цветных металлов, на третье—по добыче угля и нефти, на пятое—по выработке электроэнергии. Все это позволило ему стать одним из крупных арсеналов Советского Союза в условиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Шел процесс урбанизации и укрепления городов. Почти половина городского населения (47,5%) сосредоточивалась в городах численностью более 50 тыс. чел. Если в 1926 г. в республике таким был только Семипалатинск, то в 1939 г. их стало семь, а в Алма-Ате, Караганде и Семипалатинске проживало более 100 тыс. чел. в каждом, что составляло 29,9% всего городского населения республики. Городское население увеличивалось за счет механического движения (до 80%), в некоторой степени — за счет преобразования населенных пунктов в поселки городского типа (15,5%), а также — за счет естественного прироста (4,5%). В начале 30-х гг. наблюдалась сильная убыль населения в городах из-за резкого снижения рождаемости и повышения смертности в результате голода 1932—1933 гг. разразившегося в республике после коллективизации.
Миграционный поток в Казахстан, начавшийся еще в первой половине 20-х гг. из-за безработицы в промышленных центрах страны, в 30-е гг. усилился. Проводился значительный оргнабор рабочейсилы для индустриальных отраслей республики, который в 1931—1940 гг. достиг 559 тыс. чел. Стихийная же миграция на Турксиб, в Караганду и на другие крупные стройки (индивидуально, семьями или группами) значительно превышала оргнабор, не поддавалась учету и регулированию. В 1928—1939 гг. механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции превысил более 1,8 млн. чел. Среди мигрантов из других республик большинство составляли выходцы из России, с Украины, из Узбекистана и Белоруссии. В связи этим в 1939 г. удельный вес русских в составе городского населения республики достиг 57,7% против 53,7 % в 1926 г. украинцев — с 6 до 8% и т. д. Казахи составляли всего 21,9%, хотя по сравнению с 1926 г. (14,2%) их удельный вес среди горожан несколько вырос.
В процессе осуществления ускоренной индустриализации в Казахстане сформировался рабочий класс, объединявший его различные отраслевые отряды как в сфере материального производства, в первую очередь в промышленности, строительстве, на транспорте и связи и сельскохозяйственном производстве (совхозы, МТС и т. д.), а также в сфере обслуживания населения (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, общественное питание и др.). Процесс собирания и укрепления’ рядов рабочих Казахстана в восстановительный период, проходивший в трудных условиях, осложнялся голодом 1921 г. бездействием многих предприятий горнодобывающей и горнозаводской промышленности, наличием значительной безработицы и т. д. Достаточно сказать, что в 1922 г. только на биржах труда было зарегистрировано около 50 тыс. безработных. По мере восстановления предприятий, главным образом обрабатывающей промышленности и железнодорожного транспорта, ряды рабочих начинают консолидироваться. Их состав пополнялся за счет безработных, возвращения на производство старых рабочих кадров, демобилизованных из армии воинов, ремесленников, кустарей и других групп городской бедноты, а также батраков и пастухов из казахских шаруа и переселенческого крестьянства. Предпринимались первые шаги по подготовке и закреплению на предприятиях национальных кадров. К концу восстановительного периода (по данным Всесоюзной переписи населения на 17 декабря 1926 г.) в Казахстане насчитывалось 152 тыс. рабочих.
Удельный вес казахских рабочих во всех отраслях народного хозяйства составлял 29,4%, половина из них была занята в сельском хозяйстве. В крупной промышленности казахов было 23,4, на транспорте — 9,6, а среди рабочих прочих отраслей, куда включались временные и сезонные рабочие, — 41%.
Рабочий класс в составе занятых в народном хозяйстве республики в 1939 г. составил 33,8% против 10,7 в 1926 г. и тем самым превратился наряду с колхозным крестьянством в крупный класс нового общества. Ядро нового класса составляли промышленные рабочие (свыше 115,5 тыс. чел.). Свыше 3/4 рабочих республики пришли в годы социалистической индустриализации. Это были вчерашние казахские крестьяне — бедняки, ремесленники, кустари и другие труженики, а также рабочие и крестьяне из других регионов страны, приехавшие в Казахстан по вербовке, оргнабору рабочей силы или самотеком. Значительные успехи были достигнуты в подготовке кадров рабочих-казахов.
В целях привлечения местного населения в индустриальные отрасли труда угфощался порядок их найма на работу: они приравнивались к членам профсоюзов и трудоустраивались в первую очередь. Наем проводился не только через биржу труда и ее пункты, но и непосредственно в аулах. Успеху в создании национальных кадров рабочего класса Казахстана способствовала деятельность русских кадровых рабочих, а также передовых представителей рабочего класса Российской Федерации и Украины, приехавших в республику 16 .
Одной из активных форм подготовки квалифицированных рабочих из местного населения стали стажировки и прикомандирование на родственные предприятия крупных и высокоразвитых промышленных центров.
Такой путь профессионального обучения был характерен для промышленных рабочих регионов. Десятки тысяч представителей народов Востока овладевали сложными профессиями индустриального производства, что позволило уже к середине 30-х гг. сформировать крупные отряды национальных кадров советского рабочего класса в республиках Средней Азии и Казахстана.
Свыше 80% вновь сформировавшегося в ходе индустриализации советского рабочего класса Казахстана были вчерашние крестьяне из коренного и переселенческого населения. Иначе говоря, новое пополнение рядов происходило в основном за счет мелкобуржуазных слоев. В связи с этим шел процесс «окрестьянивания» рабочего класса региона.
В подготовке национальных кадров рабочего класса Средней Азии и Казахстана имелись существенные проблемы. Рабочие из коренных национальностей находились все еще в процессе формирования. Удельный вес л общая численность рабочих — казахов, узбеков, киргизов, туркмен и таджиков с каждым годом возрастала, но в своей основной массе это были неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие.
И хотя сегодня все еще низок удельный вес национальных кадров в престижных отраслях труда, среди квалифицированной и высококвалифицированной части рабочего класса Казахстана, следует объективно взглянуть и на исходные рубежи, достигнутые с большими трудностями перед Великой Отечественной войной.
Несмотря на все трудности и проблемы в формировании нового класса, в процессе его становления преодолевались недостатки в культурно-техническом уровне и общественном сознании, в короткие сроки рабочие резко повысили социальную активность, внесли большой вклад в индрустриальное развитие республики.
Решающая роль формировавшегося рабочего класса в индустриальном развитии республики, в строительстве нового общества в целом проявилась в его самоотверженном труде в чрезвычайно трудных и сложных условиях тех лет.
Общественно-политическая и трудовая активность рабочего класса Казахстана сыграли решающую роль в обеспечении успешного индустриального развития республики, других социально-экономических преобразований в переходный период.
Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива