В условиях трансформации казахстанского общества, а также в контексте дальнейшего стратегического развития страны государственная молодежная политика приобретает важное значение.
Молодежь — ценнейший и уникальный ресурс любого общества, основа его дальнейшего существования. И поддержка молодежи в ее становлении и развитии, создание условий для интеграции молодого поколения в общество – важная государственная задача.
Молодежь является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни. Поэтому казахстанская молодежь должна восприниматься как главный заказчик – достойного будущего, как главный стратегический ресурс нашей страны.
Г осударственная молодежная политика в деятельности любого государства является одним из приоритетных направлений. В научной литературеона понимается как деятельность государства по выработке доктрины концептуальных направлений молодежной политики и обеспечению их целостной системой социально-экономических, организационных мер с целью создания социально-правовой защищенности молодого поколения. В то же время правильно проводимая государственная молодежная политика должна создать условия для реализации молодежью права на свободное социальное развитие, творческую инициативу, в соответствии с коренными интересами и склонностями, физическими возможностями, с учетом интересов реформирующегося общества
Основным нормативным правовым документом, регулирующим сферу отношений государства и молодежи в Республике Казахстан, является Закон «О государственной молодежной политике» №581 от 7 июля 2004 года, в котором определены его цели, задачи, направления, а также механизмы государственной поддержки молодежи, ее социальные и политические права. Сферу государственной молодежной политики в той или иной степени регулировали различные государственные и отраслевые программы: Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан, Программа молодежной политики на 2005-2007 годы, Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы, программа «Молодежь Казахстана-2009» и другие.
Еще на Втором Конгрессе молодежи Казахстана в 2002 году в Астане Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отметил, что: «Молодой гражданин Казахстана должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях, обо всем лучшем, что отличает жителей именно нашей страны» [1]. Построение демократического государства предполагает развитие соответствующих ценностей и культуры, а также активное участие молодых людей в управлении государством и принятии важнейших для всего общества решений.
Однако на практике, существует значительный разрыв между целями молодежной политики и реальной деятельностью государства по отношению к молодежи. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что «часть молодежи (около 10%) готова к активному агрессивному сопротивлению силам правопорядка в случае нарушения их прав» [2, с. 72], получение качественного образования, доступность жилья, занятость и трудоустройство остаются актуальными проблемами для казахстанской молодежи и требуют дальнейшей разработки. Кроме того, любые реформы могут быть успешными лишь при активном участии в них самой молодежи, при предоставлении необходимых финансово-экономических основ обеспечения поставленных задач, исключения политики патернализма.
Поэтому, необходим поиск наиболее эффективных механизмов регуляции и саморегуляции молодежной политики, форм управленческого воздействия, которые позволят совершенствовать процесс социального развития казахстанской молодежи.
Сегодня в современном мире происходят фундаментальные перемены в условиях существования человеческой цивилизации, которые уже приводят к ее качественно новому состоянию. Глобальные проблемы человечества, реальные процессы и формы глобализации имеют молодежное измерение, молодежное лицо. Именно молодежь страдает от экономических и социальных кризисов и гибнет в огне гражданских конфликтов. Примеров тому много: Франция, Греция, Тунис, Египет. Молодежь, в первую очередь должна освоить систему духовных и нравственных ценностей, которую выработала человечество за время своего существования, и научиться жить на ее основе.
На сегодняшний день сложности переживаемого трансформационного периода в Казахстане обуславливают соответствующие формы политического поведения молодежи, которая в силу как объективных, так и субъективных причин в определенной степени утратила свою активную позицию, не в полной мере реализует свой позитивный потенциал в проводимых политических преобразованиях в стране.
В общественном сознании постепенно формируется понимание того, что необходимо изменение взглядов на молодежь как таковую, на ее место и роль в целом, а также в развитии государства. Без пересмотра в общественном сознании феномена молодежи, ее роли в строительстве демократического, правового социального государства в Казахстане отраженной в Конституции РК, общество не сможет достичь прогресса, не сможет продвигаться к новым цивилизационным достижениям.
Современные экономические и политические условия в стране создали для молодежи возможность реализовать свои позитивные инициативы и творчество. Однако объективные трудности трансформации государства выступают препятствующим фактором в формировании активистской демократической политической культуры у молодежи. Существенная часть современной казахстанской молодежи достаточно критически настроена по отношению практически ко всем властным структурам, не видит для себя возможности оказать решающее влияние на политический процесс, поэтому граждански пассивна и аполитична.
При этом всегда имеется потенциальная вероятность политизации определенными деструктивными общественными силами имеющихся социальных проблем, привлечения на свою сторону представителей молодежи для использования ее в качестве слепой массы, способной к разрушительным формам политического поведения. Реальные социальные опасности, практически неизвестные предыдущим поколениям, такие как безработица, наркотики, углубляющееся социальное неравенство и маргинализация, отсутствие защитных механизмов от этих проблем, создают основу для более активного участия самой молодежи в решении собственных проблем. В то же время подходы к их решению могут быть совершенно разными, отличаться как методами, так и способами.
Таким образом, сегодня перед государственными структурами, проводящими молодежную политику, настоятельно стоит задача изучения политических ценностей и культуры поведения молодежи, политических процессов, происходящих в молодежной среде, факторов, обуславливающих такое специфическое состояние ее социально-политического развития.
Все это представляется исключительно актуальной задачей для исследования. Изучение этих процессов имеет принципиальное значение как для дальнейшей демократизации общественных отношений в республике, так и для развития государства в целом.
Однако сегодня мы видим, что социальное положение большей части молодежи остается неудовлетворительным, государство не в состоянии обеспечить достаточные гарантии для осуществления молодыми своих конституционных прав и защиту их законных интересов. Об этом наглядно свидетельствует отсутствие у значительной части молодых семей нормальных условий для рождения и воспитания детей, неблагоприятные характеристики состояния здоровья, проблемы в получении образования увеличении числа молодых граждан, живущих за чертой бедности.
Поэтому, в настоящее время назрела острая необходимость в усилении внимания к молодежи со стороны государства и всего общества для скорейшего разрешения накопившихся проблем.
Мамираимов Т. К. вице-президент
Казахстанского центра
гуманитарно-политической конъюнктуры,
Байдаров Е. У. старший научный сотрудник