Политика
Массовый протест против политики царизма в Центральной России, доходивший летом и осенью 1905 года до вооруженных столкновений, заставил царя пойти на уступки народу и начать реформирование системы управления.
Важнейшим новшеством стало объявление о выборах в Государственную Думу , представительный орган, который должен был обсуждать и одобрять принимаемые царем законы.
IДума настаивала на отчуждении помещичьих земель, в связи с этим, озлобленный ее упрямством царь подписал 9 июля 1906 года Манифест о ее роспуске. С конца декабря 1906 года началась выборная компания во IIДуму, однако, ее работа была не более продуктивной, чем первой. Казахские депутаты А. Бокейханов, Ш. Кожагулулы, Б. Каратаевактивно использовали думскую трибуну для попытки проведения аграрного закона, позволяющего остановить переселение русских и украинских крестьян в Казахстан и изъятие земель у казахского населения. По аграрному вопросу начались ожесточенные дискуссии, причем большинство депутатов вновь настаивало на отчуждении помещичьих земель. На заседании 2 Думы 16 мая 1907 ᴦ. Б. Каратаевсделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Когда председательствующий прервал депутата͵ Каратаевсделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение, выступающее за конфискацию ʼʼчастновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голодаʼʼ.
Не желающий идти на уступки демократической оппозиции царь, 3 июня 1907 года распустил IIДуму и издал ʼʼПоложениеʼʼ о выборах в III Государственную Думу.
В конце 1905 ᴦ. в ᴦ. Уральске состоялся Первый общеказахский съезд , поставивший задачу создания казахской национальной политической партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, однако, более радикальной и отражающей интересы коренного населения края. Во главе национально освободительного движения встали лучшие представители казахской интеллигенции: Алихан Бокейханов, Миржакып Дулатов, Бакытжан Каратаев, Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Чокай, Ахмет Байтурсынов и др.
Несмотря на репрессии со стороны властей, национально-освободительное движение в начале XXв. все более крепло, консолидировалось, приобретало черты политической оппозиции режиму. Период 1905-1914 гᴦ. подготовил появление казахской политической партии ʼʼАлашʼʼ и новый подъем освободительной борьбы.
Одной из политических теорий, зародившихся относительно духовного наследия Казахстана и Росии является Евразийская идея. Основу этой идеии заложили 3 июня 1921 года в Софии русские ученые-эмигранты Н. С. Трубецкой и П. Н. Савицкий. Эта идея получила свое развитие в трудах известного русского ученого, академика Л. Н. Гимилева. На базе этой идеи признаются особенности права и духовной культуры каждого народа, населющего Евразийский континент. По мнению вышеназванных ученых основой многонациональной евразийкой культуры является ʼʼматериальная базаʼʼ, а также не преклонение перед государством, а верховенство духа народа.
Впервые идея о создании Евразийского сообщества была выдвинута Н. А. Назарбаевым 28 марта 1994 года в своем выступлении перед преподавателями и студентами МГУ. Она была реализована 10 октобря в ᴦ. Астане, где было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикстан. Поже в него вошел и Узбекистан.
Литература:
1. Жамбылов Д. Саясаттану. Алматы, 2007 ж.
2. Кузембайулы А. Абиль Е. История Казахстана. — Санкт-Петербург, 2006.
3. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. В пяти томах. – Алма-Ата͵ 1954-1985.
4. Бокейханов А. Избранное. – Алматы, 1995.
Контрольные вопросы:
1. Назовите первых мыслителей Казахстана. Какой вклад они внесли в развите общественно-политической мысли в Казахстане?
2. В чем состояла основная суть политических и правовых реформ ханов Касыма, Есима и Тауке?
3. Роль хана Абылая в укреплении государственного суверинитета и незавсимости Казахского ханства.