О творчестве молодых кинематографистов 70-х годов 20-го века

Размышляя об экранном воплощении образа нашего современника, мы отлично сознаем, что путь к решению этой задачи — раскрытие характера советского человека периода до перестройки в СССР (https://zrada.org/history/1-dati-podiyi-fakti/513-period-zastoja-v-sssr-v-60-80-gody-20-go-veka.html) в главном деле его жизни, в той активной созидательной деятельности, которая только и позволяет по-настоящему передать масштабы человеческой личности.

Хорошо, что именно в этом направлении идут поиски многих молодых кинематографистов. Назову картину молодого режиссера Александра Сурина «Антрацит», фильм «Ночная смена» Л. Менакера (по сценарию молодых кинодраматургов А. Гельмана и Т. Калецкой), телефильмы Л. Марягина «Про Клаву Иванову» и «Моя улица», фильм А. Вехотько и Н. Трощенко «Пилот первого класса», хотя в этих произведениях и есть безусловные просчеты, как любят выражаться рецензенты, «не все в них одинаково удачно».

Недавно в городе Горьком прошел кинофестиваль фильмов о рабочем классе. Рабочие горьковских заводов, участвовавшие в жюри, не сочли возможным присудить премии за игровые фильмы о жизни рабочего класса, премии получили только документальные ленты. Тем самым рабочие зрители предъявили нам, в том числе и молодым кинематографистам, суровый, но справедливый счет, который непременно должен быть оплачен.

Создавать произведения о рабочем человеке сегодня — это значит затрагивать наиболее существенные стороны общественного бытия и социальной психологии человека, проникать в творческую атмосферу коллектива; это значит со всей необходимой чуткостью к жизни исследовать ее движение, сдвиги в характерах людей, вызванные изменением обстоятельств их социального бытия.

Иногда приходится слышать: какое, собственно, значение имеет социальная принадлежность персонажей фильма? Вопрос наивный. Разве можно забывать о том, что именно рабочий класс является основной, ведущей силой в нашем советском обществе? Разве можно раскрыть и объяснить то главное, что происходит в современной действительности, не обращаясь к жизни рабочего человека?

Мир современной советской индустрии, мир людей, которые ее создают и в ней работают, особенно интересен в наши дни. По-новому проявляются человеческие характеры, по-новому складываются отношения людей в ходе осуществления экономической реформы. Новым материалом для художника является и освоение техники нынешнего века, проблемы, связанные с развитием научно-технической революции.

Однако мы тяжелы на подъем, не поспеваем за временем, за нашими героями. Человек поднимается на новую, невиданную ранее ступень знаний. В индустрии — овладевает новой техникой, на селе — решает многочисленные проблемы, которые выдвинули перед колхозным крестьянством новые обстоятельства, новый характер жизни 70-х годов XX века. Удивительные города воздвигнуты усилиями архитекторов и строителей, люди открывают новые богатства земных недр, используют во благо народа все новые и новые ресурсы природы…

И дело не в том, чтобы показать человека во внешних приметах его профессии, а в том, чтобы глубоко раскрыть характеры людей, решающих своим трудом судьбы коммунизма, в процессе перестройки жизни утверждающих себя в новых коммунистических качествах своего духовного и нравственного облика.

Говоря о тематических и жанровых направлениях творчества молодых кинематографистов, хочется особо подчеркнуть значение очень важного, на мой взгляд, в современной идеологической борьбе жанра так называемого политического фильма. «Так называемого» потому, что термин этот не вполне точен. Мы прекрасно понимаем, что любой значительный фильм, какой бы темы он ни касался, является фильмом политическим. Однако есть фильмы, которые впрямую обращаются к вопросам, связанным с крупнейшими политическими и социальными процессами, происходящими в мире, к борьбе народов против сил агрессии и подготовки будущих войн, против империализма и колониализма в его современных формах.

Отрадно, что появляются произведения, с большой публицистической страстностью разоблачающие идеологические мифы о буржуазном обществе и раскрывающие действительную его природу.

С успехом прошла по советским и зарубежным экранам картина Саввы Кулиша «Мертвый сезон» (это его режиссерский дебют в игровом кино), которая широко раздвинула рамки приключенческого фильма, обогатила его глубиной политического содержания, психологической разработкой характеров. Герой фильма — это действительно Герой с большой буквы, человек страстной идейной убежденности, железной воли и самоотверженности.