1. Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы.
2. Основные направления политики Н. С. Хрущева.
3. Целина: Планы, Реализация, Последствия.
4. «Преобразования» в командно-административной системе.
5. Индустриальное развитие.
6. Кризисные явления в сельском хозяйстве.
7. Семипалатинский ядерный полигон.
1. Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы.
Из войны Советский Союз вышел экономически значительно ослабленным. За время войны было разрушено 1710 населенных пунктов городского типа и 70 тысяч деревень и селений, 25 млн. человек потеряли крышу над головой. Громадный ущерб понесли промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Многие заводы Казахстана, выполнявшие исключительно военные заказы, в новых условиях перешли на выпуск мирной продукции. Но последствия войны оказались нелегкими для Казахстана. На заводах, фабриках и в сельском хозяйстве не хватало рабочих рук. Рабочие и специалисты, эвакуированные в годы войны в Казахстан, вернулись на родину. Многие погибли на фронте. В республике повсеместно стали создаваться школы и училища трудовых резервов. Пополнение шло и за счет демобилизованных воинов. Казахстан оказывал посильную помощь районам, пострадавшим во время оккупации. В 1946-1952 гг. в республике было налажено производство стального проката, искусственного волокна для предприятий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности. Большое развитие получила черная металлургия. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский СЦК, велось строительство угольного разреза Экибастузского бассейна. Были продолжены работы по увеличению мощностей Балхашского медеплавильного завода. Вводились в строй новые нефтепромыслы Эмбенского бассейна. Развивалась легкая и пищевая промышленность. В эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустриальная база. Развитие индустрии в Казахстане стимулировало развитие транспортной сети. Были телефонизированы все районные центры. Изменения в экономической жизни республики привели к росту рядов квалифицированных рабочих.
Первый послевоенный год оказался тяжелым для сельского хозяйства республики. Многие районы были охвачены засухой. 19 сентября 1946 года принято Постановление Совмина и ЦК ВКП(б) об устранении перегибов в отношении колхозов и совхозов. Колхозам Казахстана была возвращена задолженность, стала налаживаться система подготовки и переподготовки кадров, МТС получили новую технику, произошло укрупнение колхозов. Увеличилось общее поголовье скота, расширились площади орошаемых земель. Однако сельское хозяйство республики, как и всего СССР, не смогло удовлетворить потребность народа в продовольствии, а промышленность – в сырье.
Изменились условия жизни трудящихся. Была отменена карточная система, оказывалась социальная помощь участникам и инвалидам войны, одиноким и многодетным матерям. Расширилось строительство жилья. Проводилось снижение цен.
2. Основные направления политики Н. С. Хрущева.
Курс на демократизацию общества, предпринятый ХХ съездом КПСС. обусловил важнее коррективы экономической политики. Возникшая в годы первых пятилеток система хозяйствования устарела. Путь экстенсивного развития экономики исчерпал свои возможности. В 50-е-первой половине 60-х годов происходилпоиск путей совершенствования управления производством, ускорения темпов научно-технического прогресса, преодоления отставания сельского хозяйства. Многие экономические мероприятия были призваны решить проблему демократизации управления, расширения хозяйственных прав союзных республик. Такой подход положительно сказался на тонусе общественной жизни Казахстана. Повысились темпы экономического роста. В течение 1954- 1958 гг. были построены и введены в эксплуатацию 730 промышленных предприятий и цехов. Среди них Жезказганская обогатительная фабрика, первая очередь Усть-Каменогорского машиностроительного завода горного оборудования, Актюбинский завод хромовых соединений и др. Все это позволило Казахстану в 1958 году выйти на третье место по выпуску продукции среди союзных республик. Интенсивное развитие экономики республики потребовало одновременного развития транспорта и связи. Возрос объем капиталовложений по транспорту, увеличилась сеть ж/д. В 1958 году на территории республики была создана Казахская железная дорога. Большой объем строительных работ, высокие темпы развития цветной и черной металлургии, машиностроения и топливной промышленности в Казахстане явились объективной основой опережающего развития энергетической базы. Удельный вес Казахстана в общесоюзной добыче железной руды достиг 5,4 %. несмотря на то, что разработка железорудных месторождений республики началась в годы пятой пятилетки. Карагандинский металлургический комбинат стал базой снабжения металлом не только самой республики, но и Сибири, Урала, Средней Азии.
Вместе с тем, историческая практика показала, что реформы в области управления экономикой не смогли обеспечить радикальных преобразований. Осуществляемая с 1957 года перестройка управления отраслями по территориальному принципу. предусматривающая создание системы совнархозов, вскоре стала давать сбои. Нарушалось руководство отраслями как единым целым. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. Экономические рычаги не работали. В 1962 году была предпринята попытка укрупнения совнархозов в Казахстане. В том же году была осуществлена перестройка партийных органов, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные по так называемому производственному принципу. В руководстве по-прежнему не было понимания необходимости политической реформы, внесения каких-либо существенных корректив в идеологические основы политики.
Главное содержание и основную направленность поворота середины 60-х годов определила хозяйственная реформа. Эти мероприятия были самой крупной попыткой реорганизации экономики, затронувшие несколько областей – промышленность, строительство, сельское хозяйство. На мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС была предпринята очередная попыткаразработки эффективной аграрной политики. Его решения предусматривали систему мер, направленных на подъем экономики колхозов и совхозов. Установлены твердые планы на ряд лет, в 2 раза поднялись закупочные цены на сельхозпродукцию и введены надбавки за сверхплановую продажу. Изменены условия взимания подоходного налога с колхозов и укреплена материально-техническая база хозяйств. Но принятые меры не меняли коренным образом экономические отношения в сельском хозяйстве и не привели к большим преобразованиям.
На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение об образовании вместо совнархозов союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. По этой реформе предприятиям предоставлялась большая самостоятельность, предусматривалось развитие хозрасчета, экономическое стимулирование и материальное поощрение. В русле принятых решений были упразднены Совет народного хозяйства КазССР и совнархозы экономических районов. В республике был образован ряд отраслевых союзно-республиканских министерств. Предпринятые шаги по реформе 1965 года стимулировали решение вопросов технического перевооружения, совершенствования организации труда и производства. Заработали такие рычаги как цена, премия, кредит, прибыль. В Казахстане за 1966 год на новый порядок планирования перешли 11 промышленных предприятий, в т. ч. Усть-Каменогорский СЦК. К 1970 году по такой системе работали уже 80 % предприятий республики.
К 1970 году значительно вырос удельный вес Казахстана в народном хозяйстве СССР по добыче угля, железной руды, выплавке стали и прокату черных металлов. Республика давала преобладающую часть общесоюзного производства свинца, меди, титана. Общесоюзное значение приобрела к тому времени нефтедобывающая и химическая промышленность. Происходило формирование и развитие новых промышленных районов, осваивались новые месторождения. На берегу Каспийского моря вблизи г. Шевченко (Актау) была построена первая в мире атомная водоопреснительная установка. Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность республики. На карте республики появлялись новые города. Возросла численность рабочего класса. Развивался транспорт: авиационный, водный, трубопроводный, автомобильный, железнодорожный.
3. Целина: Планы, Реализация, Последствия.
Советское правительство считало, что Казахстан обладает значительными ресурсами для резкого увеличения производства сельхозпродукции. В феврале 1954г. на Пленуме ЦК КПСС принято решение о расширении зерновых культур в северных Казахстана, Сибири, на Урале и Северном Кавказе (около 13 млн. га). Август 1954г. – Постановление «О дальнейшем освоении целинных земель» (к 1956г. – освоение 30 млн. га).
Государственный план освоения целинных и залежных земель, рассчитанный на 2 года, выполнен за 1 год. На целину направлялись десятки тысяч специалистов – в период с 1954 по 1958гг. было направлено около 300 тыс. специалистов. За этот период в освоение целинных земель Казахстана было вложено около 20 млрд. руб.
Крупные масштабы производства привели к притоку рабочей силы, средств производства. Это требовало новых производственных помещений, жилья, строительства сферы обслуживания и т. д.
В период массового освоения целинных земель много говорилось об интенсификации процесса, укреплении материально-технической базы. Но в условиях экстенсивного земледелия это зачастую не соблюдалось. В результате нарушался экологический баланс (эрозия почв, выветривание почв). Распашка земли под посевы привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий – нанесен непоправимый ущерб традиционной отрасли с/х производства – животноводству. К середине 60гг. темпы прироста с/х сократились – вместо запланированных 70% только 15%.
Серьезно отставала жилищное и культурно-бытовое строительство; приток разнонационального населения в Казахстан привел к снижению роли национальных обычаев и традиций, сокращению нац. школ, уменьшению количества изданий на каз. языке.
К середине 60-х гг. политика освоения целинных и залежных земель, проводимая экстенсивными, варварскими методами, полностью себя дискридитировала.
4. «Преобразования» в командно-административной системе.
В 70-80 – е гг. реальные рычаги власти все в большей степени сосредоточились в руках партийно-государственного аппарата, приводя к формализации демократических институтов и деятельности Советов. Процесс «огосударствления» охватил профсоюзы, общественные организации и т. д. Противоречия реальной жизни и регламентируемых партией положений отразились в Конституции 1977г. (реальная власть в руках КПСС, по Конституции – в руках народных Советов).
Новая Конституция не внесла кардинальных положительных изменений в социально-экономической жизни Казахстана – носила чисто декларативный характер (расхождение между словом и делом). Неудачи реформ 1956-65гг. подорвали авторитет правительственных программ среди населения – «синдром усталости» от перемен, не ведущих к сдвигам, что привело к расцвету механизма торможения в 70-80-е гг.
В начале 70-х гг. свертывание реформ сказывалось не так болезненно. как в последующие годы – торможению кризисных явлений способствовала возможность пополнения бюджета за счет продажи нефти и закупки части импортных товаров для народного хозяйства. Но с середины 70-х гг. кризис нарастает.
5. Индустриальное развитие.
В 70-80 – е гг. реальные рычаги власти все в большей степени сосредоточились в руках партийно-государственного аппарата, приводя к формализации демократических институтов и деятельности Советов. Процесс «огосударствления» охватил профсоюзы, общественные организации и т. д. Противоречия реальной жизни и регламентируемых партией положений отразились в Конституции 1977г. (реальная власть в руках КПСС, по Конституции – в руках народных Советов).
Новая Конституция не внесла кардинальных положительных изменений в социально-экономической жизни Казахстана – носила чисто декларативный характер (расхождение между словом и делом). Неудачи реформ 1956-65гг. подорвали авторитет правительственных программ среди населения – «синдром усталости» от перемен, не ведущих к сдвигам, что привело к расцвету механизма торможения в 70-80-е гг.
В начале 70-х гг. свертывание реформ сказывалось не так болезненно. как в последующие годы – торможению кризисных явлений способствовала возможность пополнения бюджета за счет продажи нефти и закупки части импортных товаров для народного хозяйства. Но с середины 70-х гг. кризис нарастает.
Разрыв между словом и делом в промышленной сфере проявлялся в различных формах. Так, образование при промышленных предприятиях научно-производственных объединений должно было способствовать повышению производственного потенциала и внедрению достижений НТР в производство, но в итоге привело к формированию монопольных тенденций в научно-технической политике. На долю Казахстана в конце 70-хгг. приходилось 3% внедряемых новшеств.
Республика по-прежнему ориентирована на сырьевую специализацию, о чем свидетельствуют решения IX-XII съездов КП Казахстана. С одной стороны наращивались темпы добывающей промышленности и добычи энергоносителей, но с другой наблюдалась низкая эффективность использования сырья и энергии (потери при добыче и эксплуатации составляли 50-70% — отсюда высокая себестоимость). Негативно сказывалось валовое планирование, без учета специфики региона – тяга к гигантомании в промышленном строительстве – создание территориально-промышленных комплексов (ТПК) Павлодар-экибастузский, Мангистауский и др. Отрыв от реальности в планировании приводил к невыполнению планов и их постоянной корректировке (в период с 1981 по 1985гг. – переделка планов более 300 раз).
6. Кризисные явления в сельском хозяйстве.
70-80-е гг. характеризуются крупномасштабными решениями правительства по сельскому хозяйству, предусматривающими укрепление материально-технической базы, интенсификацию, специализацию и концентрацию производства. Возросли ассигнования на нужды села – за 1971-80гг. в с/х Казахстана вложено около 18 млрд. руб.
Однако в сельском хозяйстве объемы производства постепенно снижались – сокращалась урожайность, поголовье скота.
Одна из главных причин низкой эффективности – отчуждение крестьянина от результатов труда, отсутствие его заинтересованности. Негативно сказались государственные плановые закупки сельхозпродукции (почти то же самое, что и продразверстка) – в результате к началу 80-х гг. большинство колхозов и совхозов стали убыточными (Например, при установленных государством ценах на мясо прибыль составляла около 9 млрд. руб. тогда как затраты – 18-27 млрд. руб.).
Были попытки сломать сложившуюся систему хозяйства – опыт И. Н.Худенко в совхозе «Акчийский» Алматинской области: внедрял новые формы управления с/х, например элементы фермерства, частной деятельности. В результате Худенко судили, затем он умер в тюрьме. Его эффективная методика была принята в середине 80-х гг. а сам он посмертно реабилитирован.
Принятая в 1982г. Продовольственная программа не дала заметных результатов – программа была разработана в рамках устаревшей системы управления и не затрагивала основных интересов работников села. В результате кризисные явления все более углублялись – в сер.80-х гг. было введено нормированное (по талонам) снабжение продуктами питания.
7. Семипалатинский ядерный полигон.
В период с 1949 по 1990 год в семипалатинских степях было произведено 465 ядерных взрывов, в том числе 116 – в атмосфере. Колоссальный ущерб, нанесенный народу Казахстана, не поддается подсчету. В зоне полигона у взрослых людей наблюдается не менее трех видов тяжелых заболеваний. Это – онкологические заболевания, болезни сердечно-сосудистых систем и туберкулез. Людям этого региона не оказывали медицинскую помощь. На зону полигонов приходится 70 % женщин, больных анемией. За годы действия полигона естественный прирост населения уменьшился в 4,5 раза. С 1989г. в Казахстане действует общественное движение Невада-Семипалатинск (с целью ликвидации ядерного оружия в РК, решение экологических проблем) – лидер Олжас Сулейменов. 29 августа 1991 года Указом Президента ядерный полигон был закрыт. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. Государственный бюджет предусматривает ежегодно средства на компенсацию за ущерб, причиненный ядерными испытаниями.