Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство

Думан реферат Основы право. doc

Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государствоМинистерство образования и науки Республики Казахстан

Принял: преподаватель Айтходжаева С. А.

Усть-Каменогорск

2011

Введение

1 Образование Республики Казахстан как суверенного и независимого государства, признаки суверенитета

2 Республика Казахстан – демократическое государство

3 Республика Казахстан — светское государство

4 Республика Казахстан – правовое государство

5 Республика Казахстан — социальное государство

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная работа, «Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство», актуальна для рассмотрения с теоретической стороны для разъяснения понятий демократического, светского, правового и социального государства и рассмотрения практического воплощения указанных понятий в нашей республике.

Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя в Конституции демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.

В ХХ веке правовое государство все чаще получает дополнительное определение, выступает в качестве «социального правового государства». За этим стоят очень серьезные процессы, позволяющие сделать вывод о том, что рассматриваемая идея в принципе совместима с различными экономическими и социальными системами, с различными ориентациями общества в социальной сфере.

Между замыслами и реальностью — дистанция огромного размера. Но любой шаг в этом направлении является важным и ценным. Успех возможен тогда, когда правовые механизмы конструируются на уровне высокого профессионального творчества, когда есть глубокие идеи, а идеи умело переводятся на язык политических и юридических норм, выражаются в социальных институтах. От политической культуры и общественного сознания, от уровня научных разработок зависит, каким будет правовое государство в нашей стране, как пойдут процессы его формирования.

Правовое государство — качество, к которому стремится Республика Казахстан и начало которого положено Конституцией 1995 года, созидающей такую легитимную суверенную организацию по упорядочению многообразия и устойчивому развитию казахстанского общества, которая во всей деятельности своих органов и должностных лиц связана правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в соответствии с ними. Определенные успехи в этом достигнуты.

1 Образование Республики Казахстан как суверенного и независимого государства, признаки суверенитета

В декабре 1991 г. распался Советский Союз Социалистических Республик. Входившие в его состав союзные республики образовали самостоятельные, независимые, суверенные государства. Казахская Советская Социалистическая Республика перестала существовать. На ее территории возникло новое государство, которое называется Республикой Казахстан.

С момента образования Республики Казахстан принят ряд правовых актов, которые заложили юридическую основу нового государства. К ним относятся Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, Закон о государственной независимости Республики Казахстан, Конституция Республики Казахстан 1995 г.

В указанных конституционных актах провозглашены независимость, самостоятельность Казахстана, выдвинута идея создания демократического правового государства.

Государство Казахстан имеет свою исторически сложившуюся территорию, которая граничит с Россией, Китаем, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном. Территория государства неделима и неприкосновенна.

В Конституции провозглашено, что Казахстан проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами, невмешательства в их дела, мирного разрешения споров, в т. ч. территориальных, отказа от применения первым вооруженной силы.

Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:

— констатировалась территориальная целостность входивших в Содружество государств;

— сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;

— создавались высшие органы власти СНГ «Совет глав государств» и «Совет глав правительств»;

— объявлялся открытый характер Содружества.

16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

В статье 1 Казахстан провозглашался демократическим, светским, правовым и социальным государством высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной. Республика Казахстан стала унитарным государством с президентской формой правления. Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории.

Согласно 3 статьи Конституции, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.

3 статья определила структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлен Президент.

4 статья определила экономические основы государства. Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности.

Важным признаком суверенитета является наличие высших органов государственной власти. Глава государства – Президент, избирается гражданами. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент должен обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей государственной власти.

Высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции, является Парламент Республики Казахстан. Парламент состоит из двух палат: Мажилиса и Сената. Они действуют постоянно. Депутаты Мажилиса избираются гражданами непосредственно, а депутаты Сената избираются депутатами маслихатов.

Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть в масштабе страны. Оно возглавляет систему исполнительных органов, в которую входят центральные органы – министерства, государственные комитеты, комиссии, главные управления а так же местные исполнительные органы – областные, городские, районные, аульные, сельские администрации. Полномочия исполнительных органов определяются в законе, а так же в специальных положениях.

Судебная власть осуществляется специальными правоохранительными органами. Это суды, органы внутренних дел, национальной безопасности, прокуратуры. Их структура, полномочия определяются в специальных законах.

Признак суверенитета – это и собственное гражданство. Вопросы о гражданстве определены в Конституции, Законе «О гражданстве в Республике Казахстан», в указах Президента, имеющих силу закона. Гражданство – состояние постоянной политической связи людей с государством. Из такой связи вытекают взаимные права и обязанности государства и граждан. Государство, его органы должны создавать условия для того, чтобы граждане могли использовать свои права и свободы. Гражданин должен соблюдать Конституцию, законы, с уважением относиться к государственному языку, языкам граждан всех других национальностей, проживающих в Казахстане, к их обычаям, традициям, способствовать усилению экономического могущества страны.

Следующий важный признак суверенитета – способность Республики Казахстан вступать во взаимоотношения с другими государствами. Казахстан является членом Организации Объединенных Наций с 2 марта 1992 года. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира, дипломатические отношения были установлены с 61 государством.

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Главной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, своих национальных интересов и, исходя из них, стратегию внешней политики, обороны и военную доктрину.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

  • развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;
  • создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;
  • обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;
  • заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;
  • повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека;

Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики. 4 июня 1992 года новые государственные символы – герб, флаг и гимн, были приняты Верховным Советом.

Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась.

Основными проблемами, наиболее активно обсуждавшимися в парламенте и в обществе, стали: экономическая проблема (в особенности, проблема собственности), административно — территориального устройства Казахстана, государственного языка, формы правления, гражданства.

Полномочия Верховного Совета КазССР, избранного в 1990 году, истекали в 1995 году. Однако в конце 1993 года в политической жизни республики произошли резкие изменения.

10 декабря 1993 года Верховный Совет принял решение о самороспуске. Это означало не только то, что Казахстан остался без парламента, но и то, что в республике была ликвидирована Советская власть.

Описание

Данная работа, «Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство», актуальна для рассмотрения с теоретической стороны для разъяснения понятий демократического, светского, правового и социального государства и рассмотрения практического воплощения указанных понятий в нашей республике.

Культурное развитие Казахстана в 50-80 гг