Развитие науки. Начиная с X века, в Южном Казахстане стала широко распространяться исламская религия. Поэтому все литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались медресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и образование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби,.писавший труды арабским письмом.
Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар). Здесь он получил образование на кыпчакском языке. Арабский язык изучал в Исфагане, Багдаде и Дамаске. Он был ученым-философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля. В своих трудах он доказывал, что человек может познать мир, его сущность посредством своих
чувств и разума. Логика, медицина, космология, анатомия, философия, юриспруденция, математика — вот круг его широких научных интересов, которые великий ученый осмысливал и развивал своим проницательным умом.
На родине аль-Фараби в Отраре (Фарабе) был ряд ученых, носивших фамилию Фараби, производную от названия округа, уроженцами которого они являлись. Среди них в XII веке нам известны имена Искака аль-Фараби, Жаухари аль-Фараби, Ахмада аль-Фараби и др. Они тоже внесли свой вклад в развитие различных отраслей науки.
Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) — ученый-энциклопедист. Знаменитый ученый своего времени продолжил научные традиции и преемственность Абу Насыра аль-Фараби, Габбаса аль — Жаухари. Он — автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине и другим отраслям науки. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые па Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона — закон всемирного тяготения.
Развитие языкознания. Тюркоязычные народы до X века пережили несколько общественных и государственных укладов Тюркского каганата. Это тормозило развитие языка. Хотя тюркоязычные племена говорили на тюркском языке, у отдельных племен имелись свои языковые, диалектные особенности. В процессе образования народностей огузов, карлуков и кыпчаков тюркоязычные племена сливались друг с другом. Такую общность и близость тюркоязычных племен в свое время исследовал известный ученый-языковед Махмуд Кашгари.
Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.) — полное имя Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Его отец родился в городе Кашгаре. Получив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владея арабским языком, приобретенные знания он направил на изучение языка родного народа.
Махмуд Кашгари написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из трех книг. Этот труд шслючает в себя слова тюркских племен сред-
невековья. По словам самого ученого, перед тем как писать свой труд, ученый объездил все города и все тюркские племена. Известный русский ученый А. Н. Кононов писал, что при создании этой книги Махмуд Каш — гари преследовал одну цель — прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже и не хуже арабского языка. А другой ученый-тюрколог Н. А. Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей.
В своем труде ученый не ограничился исследованием языков лишь тюркских племен. В его труде содержится много сведений о топонимах, истории, этнографии, устном народном творчестве тюрков и соседних народов. Поэтому данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века.
Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) родился в городе Баласагун на реке Чу. Полное имя его Юсуф (Жусип) Хас ХажипБаласагуни. Он известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Ученый писал: «Много книг, написанных на арабском и таджикском языках, а эта — единственный и первый сборник мудрости на родном языке». Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. Отсюда понятно, насколько велико значение этого труда, появившегося на тюркском языке.
В «Кутадгу билик» имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов.
Ученый в своем труде исследовал вопросы философии, астрономии, алгебры и других отраслей науки, что говорит о его научной разносторонности. Вместе с тем в книге встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и риторики (красноречия). Например, такие пословицы, как «Краса слов — пословица», «В старости украшает богатство, в молодости — труд».
«Кутадгу билик» — это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов до XI века. Ученый на — чал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «великий хасхажип», что означает «глав ный везир». Названный труд и в наши дни является общим достоянием всех тюркоязычных народов. Ученые используют его при изучении языка, литературы, истории и других отраслей науки тюркских народов.
Литература. Развитие устного народного творчества в VII — IX веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с X века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. Одним из представителей вновь зарождающейся литературы являлся видный поэт эпохи Карахани — дов Ахмед Иу гнеки.
Ахмед Иугнеки. Годы рождения и смерти Ахмеда Иугнеки неизвестны. Настоящее его имя — Адиб Ахмед Махмудулы. Его родной город — Иугнек. По мнению археологов, он находился близ города Туркестан. Еще при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины».
Дастан (поэма) написан на тюркском языке, на котором говорило население государства Караханидов. В нем поэт призывал л юдей быть добросердечными, вести честную жизнь, не делать зла другим людям:
Образованный, повышая свои знания,
живет ими,
И вдоволь вкушает их сладость
всю долгую жизнь.
Знания раскрывают свои секреты стране
Зная об этом, придерживай свой язык,
Не придержишь — он обернется для тебя бедой.
Сдержанный язык — золото для мужчин,
Не зря гласит пословица:
«Язык мой — враг мой».
В поэме содержится много мудрых мыслей о нравственности и морали, призывов к получению образования, овладению знаниями.
Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.)ро — дился в городе Сайрам. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась дочерью шейха Мусы (в некоторых источниках она именуется Карашаш). Ахмед рано остался сиротой, лишившись матери и отца, когда ему было семь лет. Он воспитывался у своей сестры Гаухар-Шахназ. Грамоте он обучился у отца. Позднее освоил каноны исламской религии. С детских лет он жил в городе Туркестан (другое его название Йасы), поэтому принял приставку к имени — Йасауи. Затем учился в Бухаре, где овладевал религиозными знаниями у Юсуфа Хамадани, после чего вернулся в Туркестан. Он был проповедником исламской религии в Казахстане и продолжателем дела своего учителя Арыстан-Баба.
Ходжа Ахмед Йасауи в народе стал известен как автор сборника стихов «Диуан-и-хик — мет» («Книга о премудрости»). Она написана на тюркском языке арабским алфавитом. В этом труде автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Поэт беспощадно бичует несправедливость окружающего мира и изворотливых и алчных подхалимов.
Одним из великих поэтов — учеников Ахмеда Йасауи — является Сулеймен Бакыр — гани, известный в народе как Хаким-ата. В своих стихах поэт-воспевал добрые человеческие отношения между людьми.
В период широкого распространения исламской религии на юге Казахстана появилась поэма акына Али «Жусуп — Злиха». Хотя в ней воспеваются честность и преданность в любви, она полна религиозных мотивов.
Таким образом, в Х-ХП веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.
3. Кто был первым тюркским ученым-языковедом? Автором какого известного труда он является?
4. Расскажите о Юсуфе Баласагуни.
5. Кого из средневековых авторов письменных литературных произведений вы знаете?
6. В чем заключается смысл стихотворных строк, касающихся языка и образованности?
7. Запишите в тетради по истории сведения о Ходжа Ахмеде Йасауи.